12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Устьянцева Ирина Валерьена134

А3. Выразительность русской речи

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

ночной, О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как

прожекторы.

(В. Маяковский.)

Антитеза

Стилистический приём контраста,

противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация

(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.


В1. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Синонимыэто слова одной части речи, которые обозна­чают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например: метель, пурга, вьюга,буран.

Некоторые синонимы различаются стилистической окраской (стилистические синонимы), например: украсть (нейтр.), похитить (офиц.), стащить (разг.), спереть (прост.).

Контекстные синонимы – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Вне контекста близость теряется. Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать

Антонимыэто слова одной части речи с противополож­ным лексическим значением. Горячий – холодный, правда – ложь. У многозначного слова антонимы могут относиться к раз­ным лексическим значениям. Свежий вчерашний, черствый.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне кон­текста эта противоположность теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)


Устаревшие слова (архаизмы) слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец.

Фразеологизмы – устойчивое сочетание слов, целостное по значению.

Например: положа руку на сердце, держать камень за пазухой, бежать сломя голову или на всех парусах, тоска берет, сгорать от стыда и т.д.


В2. Гласные и согласные в корне слова.


Правописание согласных в корне.

Проверяемые согласные в корне слова.

Сомнительные согласные

Чтобы не ошибаться в написании парных согласных по глухости — звонкости, нужно чтобы после сомнительной согласной стояла гласная:

Зуб- зубы, косьба –косит.

Непроизносимые согласные

Правописание непроизносимых согласных в корне слова нужно определять подбором таких проверочных слов, в которых этот согласный слышится отчётливо: здравствуй – здравие, честный – честь.

Но в некоторых похожих словах нет непроизносимых согласных: вкусный – вкус, чудесный – чудеса.


Правописание И – Ы после ц.

После ц в корне пишется только и: цирк, циркуль

Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть


О, Е, Ё после шипящих

После шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый – желтеть, шёпот – шепчет, чёрточка – черта

После шипящих под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник, чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр, поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей.


Чередующиеся гласные

Выбор гласной зависит:

1. От ударения

-гар – гор- под ударением а: загар, угар

без ударения о: подгореть, загоревший

под ударением пишется и а, и о

- зар – зор- зарево, зорька

- твор – твар- творчество, тварь

- клан – клон- кланяется, поклон

-зар- без ударения пишется только а -заря

-твор- без ударения пишется только о-

творец

-клон- без ударения пишется только о

поклониться

-плав – плов--под ударением и ударения

пишется а – плавательный, поплавок

исключение: пловец, пловчиха, плывуны


2. От согласной, стоящей после корня

- лаг – лож- - слагаемое, сложение

- скак – скоч- -скакать, выскочить

исключение: скачок, скачу

- раст- ращ- рос--растение, выращенный, росли

исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль


3. От суффикса а после корня

-бер – бир-- выберешь – выбираешь

-дер – дир--выдернуть – выдираешь

-мер – мир--замер – замирать

-пер – пир-- запер – запирать

-тер – тир--вытер – вытирать

-блест – блист- блестящий – блистательный

-жег – жиг- -выжег – выжигать

-стел – стил--постелить – постилать

-чет – чит--вычет – вычитать

искл.: сочетать, сочетание, чета

-кос – кас-- коснуться – касаться

-а(я) – им-поднять – поднимать

-а(я) – ин -начать – начинать


4. От лексического значения

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

обмакнуть перо

мок-(пропускать жидкость)

непромокаемый плащ

-равн – ровн-

равн (одинаковый) уравнение

ровн (прямой, гладкий) заровнять

искл.: уровень, ровесник


В3. Правописание приставок

Неизменяемые приставки

Пишутся всегда одинаково.

В неизменяемых приставках В- , ПОД- при произношении парный звонкий согласный уподобляется следующему по­сле приставки глухому согласному звуку (происходит оглушение).

В неизменяемых приставках С-, ОТ- при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

Приставки, оканчивающиеся на З и С

Правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей по­сле приставки буквой: без (с)- воз(с) - вз(с)- чрез(с)- через(с)- из(с)- низ (с)- раз(с) -роз(с)

Перед звонкими согласными З

Разгадать, разлюбить, измерить, возвысить, бездомный

Перед глухими согласными С

Рассыпать, растереть, истратить, воскликнуть, бесчувственный, бесценный

дез-, диз(с)- дезинфекция, дизъюнкция, дисгармония

роз(с)- раз(с) – розвальни, развал


Правописание приставок НЕ- /НИ-

Зависит от ударения.

В местоимениях и наречиях под ударением в приставке пишется буква Е, в безударном положении И: никто некто, ничего нечего.


Приставки при- и пре-

Правописание приставок зависит от значения.

При-

Пре-

1. Близость (пришкольный)

2.Присоединения (пришить)

3.Неполнота действия (приоткрыть)

4.Действия до конца (придумать)

5. Усиленное действие (приглядеться)

6.Действия в своих интересах (прикарманить)

7.Сопутствующие действия (припевать)

1.Значение степени качества (очень)

предобрый (очень добрый), премудрый (очень мудрый)

2.Близкое к пере-

прервать (перервать), преградить (перегородить)



Различай написание по значению!

Преумножить (сильно умножить) – приумножить незначительно)

Пребывать (находиться) – прибывать (приходить)

Предавать (кого-нибудь) – придавать (значение)

Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать)

Преклонить (почтительно) – приклонить (ветку к земле)

Преступить (нарушить) – приступить (к чему-либо)

Претворять (в жизнь) – притворять (дверь)

Преходящий (временный) – приходящий (учитель)


В4. Правописание суффиксов

Н и НН в именах существительных.

В именах существительных пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано: нефтяной - нефтяНик, пленный - плеННик, образованный – образованность, гостиный - гостиница, изгнанный - изгнанник. В существительных пишется НН, если одно Н входит в корень, а второе Н - в суффикс: бессонница, мошенник, осинник.

ЗАПОМНИТЕ: приданое, бесприданница.


Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий,

наречий на –о и –е.


Н

НН

Отыменное

прилагательное

-ИН- -АН- -ЯН-

Искл.: стеклянный, деревянный, оловянный

-ОНН- -ЕНН-

экскурсионный, лекционный

от сущ. с основой на –Н+Н

туман – туманный

Искл.: ветреный

Причастие ,

отглагольное прилагательное

Образовано от глагола несовершенного вида

варить (нес. в.) - вареный картофель

Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида бросить (сов. в.) - брошенная лодка

В кратких причастиях

каша сварена

Есть приставка, кроме НЕ засушенный цветок


Образовано от глагола с суффиксами -ОВА (-ЕВА-)

маринОВАть – маринОВАННый


Есть зависимые слова

сушенные на солнце грибы

Наречие

Пиши столько Н, сколько в прилагательных, от которых наречие образовано: грустный – грустно, уверенный –уверенно

ЗАПОМНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница, оспа), свиной, багряный, рдяный, румяный, юный, рьяный, пьяный, синий.

ЗАПОМНИТЕ написание слов: смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, медленный, деланный, священный, кованый, жеваный.

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

а, я

-анн- (-янн-) в глаголах на -ать, -ять

задержать - задержанный

е

-енн- в глаголах на -ить, -еть

просмотреть - просмотренный 
купить - купленный


Различие кратких форм причастий и кратких форм прилагательных

1) Краткие причастия (только -н-):

Войска сосредоточены. Сосредоточены — краткое причастие, можно заменить глаголом: Войска сосредоточились.

2) Краткие прилагательные (с -к- и -нн-: столько -к-, сколько в полной форме): Ученица воспитанна и аккуратна. (Воспитанна и аккуратна — краткие прилагательные, т.к. здесь даётся характеристика ученицы, а не её действия. Можно образовать полные формы: Ученица воспитанная и аккуратная).


Правописание суффиксов имён существительных.


Суффикс - ЕК

Суффикс -ИК

Если при склонении выпадает гласная

Замочек –замочка, дружочек–дружочка, сыночек - сыночка

Не выпадает при склонении гласная

Ключик – ключика, ларчик – ларчика, лучик- лучика.


Правописание суффиксов глаголов.


Суффикс –ова, -ева

Суффикс –ыва, -ива.

Если в 1 лице ед.ч. глагол оканчивается на –ую, -юю.

Заведовать – заведую,

Воевать – воюю.

Если в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс. Разведывать – разведывал – разведываю.


В8. Словосочетание.
Словосочетание - единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыс­лу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.. Главное слово - это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.

Слова в словосочетаниях соединяются при помощи подчинительной связи.

согласование

управление

примыкание

Х + сущ. ,прил., прич.,

порядк. числ., мест

Х + сущ. ,местоим.

Х + нар., дееприч., инфинитив, сравнит. степень прил.

Изменяется главное слова, меняется и форма зависимого

Изменяется главное слово, а форма зависимого не меняется

Зависимое слово обязательно является неизменяемым

х

Решенная задача

х

Решенной задачей

х

Решить задачу

х

Решишь задачу

х

Решить быстро (нар.)

х

Начну решать (инф.)


Изделие из дерева (управление) – деревянное изделие (согласование.)

Мозолистые руки (согласование) руки в мозолях (управление)

Нежно обняла (примыкание) обняла с нежностью (управление)

Слезно просила (примыкание) просила со слезами (управление)

В5, В10, В11. Простое осложнённое предложение

Простое предложение может быть осложнено:

водными конструкциями; обращениями(В5);

однородными членами предложения (В10);

обособленными членами предложения (В11).


В5. Вводные слова и предложения.

Не являются членами предложения!!!

Вводные слова - такие слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем говорит. Например: Вы, наверное, проголодались.

На письме выделяются запятыми с двух сторон:

Бабушка, видимо, была прекрасной рассказчицей.

Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире:

Я думаю, скоро потеплеет.

Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.

Булочники - их было четверо - держались в стороне.


Группы вводных слов по значению

1. Уверенность

конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др.

2. Предположение, неуверен­ность

очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть и др.

3. Чувство радости, огорчения, удивления

к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.

4. Источник мысли

по-моему, по-твоему, по словам, говорят, по сообщению и др.

5. Порядок изложения мыслей

во-первых, во-вторых, наконец и др.

6. Связь данной мысли с преды­дущей

итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим и др.

7. Вежливость, привлечение внимания собеседника

извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др.


Знаки препинания при обращении

Обращения - это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращается говорящий с речью. (Что же ты не спишь, мама!)

В предложении выделяется запятыми:Дети, я вам расскажу про Мазая.

Если стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начина­ется с прописной буквы: Москва!Люблю тебя как сын. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит части­ца о и сливается с ним в произношении, то запятой от него не отделяется: Как ты красив, о лес, в убранстве осени!

Обособленные уточняющие члены предложения

упот­ребляются с целью конкретизации или пояснении других членов пред­ложения.

Член предложения

Пример

Обстоятельство

Слева, v берега, мы остановились для отдыха.

Определение

На ней было платье красного, почти алого, цвета.

Дополнение

Возвращение всего семейства, даже лохматого пса, подействовало на него оживляюще.


Знаки препинания при уточняющих членах предложения


Обособляются

Примеры

1. Уточняющие обстоятельства места и времени

С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

2. Уточняющие члены предложе­ния, присоединяемые при по­мощи союзов то есть, или (= то есть)

Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.

3. Уточняющие члены со слова­ми особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др.

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному пору­чику.

4. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, включая, за исключением, наряду, с и др.

Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским.

5) В роли уточняющих членов могут быть и другие обстоятельства, а также приложения.


Он встретил меня хорошо, по-братски. Ученик 5 класса, Федоров Вася, отсутствует в школе по уважительной причине.


В10. Однородные члены предложения

- такие члены предложения, которые: отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения; соединяются между собой сочинительной связью. Например: Снег ложился на крыши, скамейки, тротуары.

Однородными членами предложения могут быть все члены пред­ложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), ска­зуемые (Швед колет, рубит, режет ), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо. берег, море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.).

Однородные члены предложения могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи; могут соеди­няться в предложении при помощи сочинительных союзов и пе­речислительной интонации; осложнять предложение один рядом, двумя или несколькими; иметь при себе обобщающие слова все, всюду, ничто и др.

Знаки препинания между однородными членами

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку территории.

Примечание. Запятая ставится перед союзом да и:

Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится:

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:

На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.


Однородные и неоднородные определения

Запятая ставится, если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и: У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.

Определения могут быть как одиночные, так и распространённые: Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.

Запятая не ставится, если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и: В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат.

Примечание:

1) Существуют определения, которые относятся к одному предмету, но могут быть как однородными, так и неоднородными: Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.

2) Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.


Знаки препинания при обобщающих словах

в предложениях с однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:

Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире:

Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:

Лес, речку, дорогу — всё видел он.

3.Двоеточие и тире:

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение продолжается: Всё: лес, речку, дорогу — видел он.

Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них — двоеточие. Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.


В11. Обособленные члены предложения.

Обособленными называют такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно.

1. Обособленные определения:

а) выраженное одиночными или однородными прилагательными, иногда прилагательными с зависимыми словами (А он, мятежный, просит бури…);

б) выраженное причастным оборотом (Ребяческий крик, повто­ряемый эхом, с утра до ночи гремит по лесам);

в) выраженное приложением (Волга, великая русская река, не мо­жет не поражать красотой и величием).

2. Обособленные дополнения (Работали все, включая и командира).

3 Обособленные обстоятельства:

а) выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом (Выспавшись, я пришел в хорошее расположение духа);

б) выраженные существительным с предлогами несмотря на, бла­годаря, вопреки, в силу и др. (В доме, несмотря на сильный мороз, было тепло).


ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались.

Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные опреде­ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том далеком времени.

3. Два или несколько однородных согласован­ных нераспространенных определения, стоя­щих после определяемого существительного

Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (сто­ящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжелой дорогой, ребя­та не могли продолжать путеше­ствие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяе­мого слова — существительного собственного.

Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу.

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.

В отрочестве я зачитывался книга­ми Дюма-отца.

ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

Обособляется

Не обособляется

если имеет оттенок причинности:

если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны:

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Все знали Женю как надежного друга.


ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособляется

Не обособляется

1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке.

Я, запыхавшись, остановился.


2. С предлогом несмотря на: Он улыбался, несмотря на плохое настроение.


3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым:

Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

1. Фразеологизмы, в состав ко­торых входят деепричастия:

Он слушал раскрыв рот.

Он работал спустя рукава.

2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, иг­рая и др.

Он читал лежа. Он лежа читал.

Но: Он читал, лежа на диване.


В 6. Сложносочиненные предложения.

Сложносочинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией: Например: Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы.

По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на предложения:

с соединительными союзами: и, да, тоже, также , ни ни и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно - следственные отношения:

Например: На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.

с противительными союзами: а, но, однако, же, зато, не только...но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему: Например: Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.

с разделительными союзами: то…то, либо, либо...либо, или, не то не то . В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения: То падал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.


В 7. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

СПП может состоять из двух или нескольких простых предложений. В СПП одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида СПП


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».


Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».



Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид

Вопрос

Пример

Времени

Когда? С каких пор? Как долго?

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Места

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

Условия

При каком усло­вии?

Если будешь много читать, будешь много знать.

Причины

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Следствия

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Образа действия.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Меры и степени

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.


В14. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными


1.Последовательное подчинение


[ ], ( ), ( ).

Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

2.Параллельное подчинение


( ), [ ],( ).

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

3. Однородное подчинение


[ ], ( ), ( ).

Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.


Последовательность предложений может быть разной.





Часть С. Структура сочинения






Z ТЕЗИС




Z Аргумент 1


t1656345207aa.gif

Пример 1

t1656345207ab.gif



(Z) Аргумент 2


Пример 1

Z ВЫВОД

t1656345207aa.gif

1-ое предложение (вступление)

Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник спор) или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»,).

2-ое предложение

Формулирование тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);

 3-6 предложение

Обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации дожжен стать языковой материал исходного текста




 



7-ое предложение

Вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).



Последовательность работы над сочинением-рассуждением:

Внимательно прочитайте вопрос-задание.

Начните формулировать тезис.

Приступайте к доказательной базе (поиску языкового материала в тексте для использования в качестве примеров).

Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.

Переходите к выводу (для вывода достаточно одного предложения).

Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и об­ратите внимание на

соответствие теме

то, является ли ваш текст сочинением -рассуждением

абзацное членение

«мостики»-связки между его частями

точность передачи мысли

грамотность письменной речи (соблюдение речевых и грамматических норм; орфография и пунктуация).


С2.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Возможные варианты начала:

фраза, принадлежащая герою дискуссии и её комментарий («Знаки препинания только осложняют нам жизнь», — заявил Саша. Можно ли с этим мнением согласиться? Я думаю, нельзя, потому что...»);

согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора (например, «Я согласен с мнением Миши, что без знаков препинания на письме не обойтись»);

вопрос (например, «Зачем нужны знаки препинания?»);

вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны!»);

собственное высказывание (например, «Знаки препинания выполняют несколько важных функций»);

предложение, констатирующее актуальность темы (например, «Сегодня особенно важны знания о ... » или «Проблема... является актуальной в наши дни»);

именительный темы (например, «Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия ?» или «Книжные и устаревшие слова. Какова их роль в публицистической речи?»).


«Каковы основные функции знаков препинания?»

Знаки препинания помогают структурировать текст, определить границы синтаксических единиц. структурная функция

Знаки препинания подсказывают, как делить предложение на части, и тем самым помогают понять его смысл – смыслоразличительная функция

Знаки препинания помогают выражать эмоциональное отношение к событиям, героям, проблеме текста; помогают соблюдать правильную интонацию при чтении – интонационно-экспрессивная функция.



Функции знаков препинания

Точка

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Восклицательный знак

A. Передают соответствующую интонацию, передает взволнованность, недосказанность

B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску

Вопросительный знак

приглашает читателя к разговору


Многоточие

A. Отделительная

B. Знак эмоционального напряжения. передает эмоциональное состояние автора

C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания

D. Сигнал преднамеренного пропуска частей

Запятая

A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

B. Выделение в предложении особо значимых частей

Точка с запятой

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Тире

A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.)

B. Означает пропуск членов предложения

C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП

D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова

E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность

F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения), привлекает и акцентирует внимание читателя

Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)

Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

Кавычки

Выделение цитат, «чужой речи»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.