12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Трепетун166
4

Урок по русскому языку на тему «Правила слитного и дефисного написания пол– и полу– со словами» (6 класс)

Урок в 6 классе по русскому языку

Тема: Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов с начальной частью пол- и полу-;

Задачи урока:

образовательная: углубить знания о способе сложения слов; совершенствовать словарный запас учащихся;

развивающая: иметь представление о его разновидностях способа сложения слов; иметь представление о сложносокращенных словах; развивать логическое мышление; способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать полученные знания в практической работе;

воспитывающая: воспитывать и развивать чувство внимательности в работе; воспитывать у учащихся  любовь  к родному языку, прививать  интерес  к его познанию

УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению,   осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка ДЗ

Орфографическая разминка

Объяснить написание слов: шёпот, жёлудь, шорох, ночёвка, ножовка, ключом, чужого, бережок, орешек.

III. Изучение нового материала.

1.Наблюдение за языковым материалом. Работа с таблицей правописания сложных слов с пол-, полу- (коллективная работа).

- Сложные слова могут быть образованы сложением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полсада, пол-луковицы, пол-России.

- Ребята, посмотрите внимательно на слова, записанные в таблице. Какой частью речи они являются?

- Можно ли отнести их к сложным словам? Докажите.

- Скажите, с каких букв начинаются вторые корни в словах, записанных в таблице?

-Самостоятельно сформулируйте схемы- правила правописания слов с пол- и полу-.

- Дополните таблицу своими примерами.

Через дефис

 

Слитно

Перед «Л»

Перед гласным

Перед прописной

буквой

Перед остальными согласными

Всегда слитно

 

пол-лимона

пол-яблока

пол- Азии

полконфеты

полуостров

пол-листа

пол- арбуза

пол- Москвы

полстола

полумрак

пол-лица

пол- огурца

пол- Европы

полкласса

полутьма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.Запись темы урока в тетради «Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами».

3. Запись правила о правописании сложных слов с пол-, полу- в тетрадь-справочник.

IV. Закрепление нового материала.

1.Образовать сложные слова с пол-:

Тетрадь, огород, килограмм, Австралия, луг, Луганск, ладонь, Африка, лачуга, облако, абзац, лазарет, урожай, этажерка, избушка, ягода, лагерь, ёлка, гора, маска.

2.Прочитать словосочетания. Составить с ними предложения, присоединяя пол- и полу- к существительным. Выполнить морфемный разбор одного из слов с пол-.

Принести ведро воды, выучить правило, осмотреть огород, объехать Европу, прочитать рассказ.

3.Игра "Четвёртый лишний".

пол…радуги

пол…Франции

пол..апельсина

пол..часа

пол…Твери

пол…ананаса

пол..липы

пол…села

пол…ореха

пол…шины

пол..Юпитера

пол…редиски

3.Комментированное письмо. (Обратить внимание на написание сложных существительных, которые разрываются прилагательным)

Полгода, пол- Челябинска, полвагона, полуфинал, пол-лета, полбеды, полсекунды, полушубок, пол- Крыма, полуоборот, полдороги, пол-ложки, пол-очка, пол-Москвы, полстадиона, пол-ложки, пол столовой ложки.

4.Творческая лаборатория (работа в парах). Составление текста“Как я готовил(а) на Новый год винегрет”.

- Я назову Вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, фасоль, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).

Составьте небольшой текст (можно шуточного характера), используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-, на тему: “Как я готовил(а) на Новый год винегрет”.

5.Заслушивание ответов нескольких ребят.

6.Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки.

V. Рефлексия. Обобщение материала урока.

- Что вы узнали о правописании сложных слов с пол-, полу- ? Привести примеры.

- Что для Вас было трудным на уроке?

- Что на уроке было интересным, легко запомнилось?

- О чём ещё надо поговорить по теме?

VI. Домашнее задание. 1.Выучить правило о правописании сложных слов с пол-, полу-. 2. Составить текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.