Урок «Преображённый мир Ольги Розановой»

4
2
Материал опубликован 15 December 2017 в группе

Всероссийский конкурс для учителей МХК,

рисования и музыки на лучшую методическую

разработку «Урок с презентацией»


 

«Преображённый мир Ольги Розановой»

презентация (Prezi)

https://prezi.com/cikytd8rmoql/presentation/


 


 

Всегда требуют, чтобы искусство было 
понятно, но никогда не требуют от себя 
приспособить свою голову к пониманию.

К.Малевич.


 


 


 

Пояснительная записка

В настоящее время в контексте реализации ФГОС изучение культурно-исторического наследия родного края имеет стратегическое значение в формировании духовной культуры личности школьников, возможности успешной социализации и творческого развития в современном обществе. В этой связи особенное внимание педагогического сообщества сосредоточено на проблемах разработки дидактических и методических материалов культурного наследия прошлого и настоящего в искусстве Владимирской области и успешного внедрения краеведческого компонента в школьную практику.

Древняя владимирская земля испокон веков рождала таланты, которыми по праву гордятся ее жители. Их имена – навсегда золотыми буквами вписаны в историю русского народа.

Среди художников конца XIX начала XX века, безусловно, необходимо выделить Ольгу Владимировну Розанову. Она стояла у истоков нового направления в изобразительном искусстве.

Творчество Ольги Владимировны Розановой многогранно и многосторонне. Её сила, талант и мастерство раскрывается в разных жанрах и видах изобразительного искусства. Её оптимистическое отношение к жизни бесследно не прошли. В её произведениях заметно сказывается любование художницы различными предметами в пространстве.

Судьба картин Ольги Розановой оказалась более драматичной, чем ее собственная биография. Уже через несколько лет после посмертной выставки 1918 года в Москве, на которую пришли посмотреть тысячи людей, творчество Розановой показалось ненужным. Многие работы не сохранились, другие были объявлены «не имеющими ценности». Те, которым повезло больше, оказались в запасниках разных музеев. Только в начале 90-х годов прошлого века в Москве и Петербурге, после десятилетий забвения, состоялись первые выставки художницы.

Во Владимир же, свой родной город, который в значительной степени был источником ее творчества, Ольга Розанова пока так и не вернулась. Здесь нет ее работ, здесь ее не помнят и не знают. Иллюстрацией загадочного безразличия к фигуре художницы может служить история ее архива, который многие годы хранила сестра и друг Анна Владимировна Розанова, всю жизнь, до глубокой старости прожившая в Вязниках. В провинциальном городке, никому не нужное, почти весь XX век пролежало под спудом подлинное сокровище: фотографии, письма, рисунки, стихи. Все это не кануло в Лету благодаря местному краеведу Донату Обидину, который один из немногих в советские годы понимал, что перед ним отнюдь не архив частного человека, а страницы истории целого периода русского искусства.

Сохранив это достояние, он в 1992 году написал о Розановой и ее архиве на страницах «Владимирских ведомостей». По сути, это был сигнал, выход из подполья. Никто, однако, здесь не услышал его и не вышел навстречу. Видимо, время снова было «не то». «Не тем» по отношению к Ольге Розановой оно в нашем городе остается и поныне. Забвение ее столь полно, сколь и необъяснимо. Библиография трудов о ее жизни и творчестве по всему миру насчитывает уже десятки статей и книг, а в единственном областном издании, обобщающем региональную историю развития изобразительного искусства, имя Розановой даже не названо.

В революционные годы Розанова активно занималась культурным строительством, работала в Наркомпросе и Пролеткульте, стала одним из инициаторов создания Музея живописной культуры. Но больше всего сил Ольга Владимировна отдала созданию Государственных свободных художественных мастерских во Владимирской губернии. Однако жизнь замечательного мастера оборвалась внезапно и нелепо. Как свидетельствовал один из её современников, "утром седьмого ноября 1918 года, в день октябрьской годовщины, когда по улицам, украшенным плакатами и флагами, под звуки музыки двигались стройные колонны манифестантов, в Солдатенковской больнице умирала от дифтерита член Художественной коллегии - художница Ольга Владимировна Розанова". Ей шёл только 33-й год... Сохранилась прекрасная фотография Розановой на смертном одре, сделанная Родченко. К сожалению, была утрачена могила художницы в Новодевичьем монастыре. Далеко не всё сохранилось до наших дней из каталога её Посмертной выставки, на которой было представлено 250 работ. В советское время искусство Ольги Розановой находилось в забвении, но сегодня мы открываем его и понимаем, что девочка, родившаяся 125 лет назад в уездном городе Меленки Владимирской губернии, осталась в русской культуре 20-го столетия навсегда.

Естественная и плодотворная связь Ольги Розановой с городом Владимиром пример совсем иного рода, только связь эту нужно восстановить. Хочется громко повторить вслед за Александром Родченко, написавшим в газете еще при жизни художницы: «Смотрите, вот Россия родила свое творчество. Идите, изучайте истинных наших творцов: Малевича, Розанову. Да не проспите как русскую икону».

Открывая свою зимнюю Олимпиаду, Россия обратилась к международной аудитории, в том числе, и на языке образов русского авангарда, как языке, внятном миру, ставшим его достоянием. Справедливым и правильным было бы вернуть память об Ольге Владимировне Розановой, одном из наиболее ярких творцов этого «языка», ее родному городу.


 

Новое качество живописи не отвергает прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства вырастает новая ветка, которая не отрицает всего дерева, а прибавляет к его цветению новые оттенки.

Василий Кандинский.


 


 

Цели работы.

Обучающая: развитие и закрепление темы раздела «Художественная культура XX века»; показать творчество Ольги Владимировны Розановой, её вклад в развитие изобразительного искусства России; овладение умением анализировать художественные произведения О.В. Розановой и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

Развивающая: использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Воспитывающая: воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать этапы жизни Розановой О.В..

2. Изучить и проанализировать творчество художника.

3. Определить роль Ольги Владимировны в изобразительном искусстве.

Творчество Ольги Владимировны Розановой особенное, яркое, новое. Она внесла свой вклад в развитие таких течений как супрематизм1 и кубофутуризм2. Её необычные картины стали предметом изучения и восхищения для будущих поколений, «мостиком» между разными видами и жанрами изобразительного искусства.

Презентация может быть использована на уроках ИЗО, МХК при изучении различных течений мировой культуры, а так же для дополнительного образования. УМК может быть любым.


 


 


 

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Мультимедийный проект должен заинтересовать:

учителей МХК, которым нужен наглядный материал (репродукции картин, портреты наиболее ярких представителей) для более глубокого изучения темы;

учителей истории, которые могут использовать разработку на уроках, посвящённых изучению культуры XX века;

учителей литературы, т.к. яркая представительница "русского авангарда" Ольга Владимировна Розанова создала то, что получило название футуристической книги, где сливались в единый художественный образ буквы, знака, звука и смысла на основе совершенно нового отношения к ним авторов;

старшеклассников, интересующихся данным культурным направлением.

Интерактивная онлайн презентация Prezi размещается непосредственно в Интернете по указанному средой пользователю адресу https://prezi.com/cikytd8rmoql/presentation/ . Поэтому при работе в классе или дома не требует операции копирование информации на компьютер пользователя, что явно снижает риск заражения компьютера вирусом. Свойство интерактивности и размещение презентации в Интернет дает возможность использовать ее при дистанционном образовании. 63 слайда позволят учителю больше не искать никакого дополнительного и наглядного материала к уроку, так как содержат в себе всё необходимое.

Цель подачи материала в среде Prezi.com.:

Формирование компетенции, связанной с представлением результатов деятельности, с помощью среды Prezi.com.

Задачи.

формирование умений работы с разными источниками информации, расположенными в Интернет и на компьютере пользователя;

активное использование информационного пространства сети Интернет;

создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через создание онлайн документов, которые возможно располагать непосредственно в Интернет;

развитие ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности и участия в сетевых сообществах.

Моя страница Prezi.com https://prezi.com/your/


 

Сорокина Агнесса Ивановна

преподаватель изобразительного искусства

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Меленки»

 Владимирской области

1 Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линииквадратакруга и прямоугольника). 

2 Кубофутуризм - направление в русской культуре начала ХХ века, объединившее многие авангардные явления живописи и поэзии, картины представляли собой полуабстрактные композиции, изображающие геометрические формы, близкие к «машинной» ритмике (цилиндры, конусы, кожухи и др.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный, полный материал.

30 January 2018

Конспект - только начало.

3 February 2018