Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды
Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.
Выступление на семинаре РМО учителей русского языка и литературы Туркменского района Учитель: Грибанова И.Э., МКОУ СОШ №3 с.Камбулат
Слайд 1-2 Мы живем в эпоху, когда расстояние от
самых безумных фантазий до совершенно
реальной действительности сокращается
с невероятной быстротой.
М. Горький
При всем обилии образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего, порталы «Грамота.ру», «Национальный корпус русского языка», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Прошколу.ру», «1 сентября», «Культура письменной речи». Слайд 3-4
На мой взгляд, одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/). Привлекательность его в том, что, во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.
Слайд 5
При объяснении нового материала уместна работа с включением интерактивных таблиц, схем.
Слайд 6-7.
На этапе закрепления и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями. Подобную работу организую следующим образом: если урок проходит в кабинете с одним компьютером, то в ходе самостоятельной работы класса приглашаю для решения теста или выполнения задания по очереди нескольких учащихся; если же работа организуется в кабинете информатики или с использованием мобильного компьютерного класса с активизированным доступом в Интернет, то в таком случае проверяются знания одновременно нескольких учащихся. Преимущества такой работы в том, что, во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися, во-вторых, сэкономить время, в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания и, в-четвертых, способствовать развитию информационной компетентности. Работа с подобными дидактическими единицами повышает эффективность урока, обеспечивая доступность, делая урок более увлекательным, что, в свою очередь, безусловно, повышает качество усвоения материала.
Слайд 8. Использую Интернет-ресурсы и при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Если участниками проекта являются учащиеся 5-6 классов, первоначально организую совместный поиск и отбор необходимой информации, в дальнейшем лишь осуществляю контроль за деятельностью и консультирую по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь один пример подготовки проекта учащимися 6 класса. Продуктом проекта являлось создание презентации «Тайна моего имени». Сначала ученики проводили подборку материала о своём имени, используя ресурсы Интернета, выбирали наиболее важную информацию, связанную с интересными фактами, подбирали иллюстрации для работы, затем создавали презентацию и защищали свой проект на уроке-защите проекта. Работа с подобными проектами у нас запланирована во всех классах: Слайд 9.
6 кл.- «Кулинарная книга», «Мой дом – моя крепость», «История названий улиц родного села», «Сочиним стихи о природе», «Тайна моего имени»
7 кл.- «Лингвистический анализ стихотворного текста», «Моя любимая книга»
8 кл.- «Достопримечательности нашего села», «Восславим Родину в стихах», «Прозвища в нашей школе и в селе»
9 кл.- «Лингвистический анализ стихотворного и прозаического текста», «Путешествуем по родному краю», «Моя семья в жизни моей родины»
10-11кл. – «Вспомним о письмах», «Портрет моего друга»
Данная деятельность также обеспечивает формирование информационной компетенции и компетенции разрешения проблем. Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.
В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций и видеофильмов по русскому языку и литературе. Слайд 10.
Например, пользуясь учительским порталом прошколу.ру, я собрала богатейшую видеотеку и коллекцию презентаций по русскому языку и литературе. Она содержит видеофильмы и презентации практически к каждому уроку русского языка и литературы во всех классах. Это очень помогает в подготовке к урокам. В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках русского языка и литературы. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Энциклопедии; программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами; программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену); задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но, по сути, содержат в себе серьезные учебные задачи; электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. Кстати, портал прошколу.ру мы используем сейчас как продолжение нашего сайта пресс-центра «Школьный мир». Ребята очень любят работать с сайтом, искать в Интернете что-то необходимое для страничек сайта. Слайд 11.
Хочу сказать ещё об электронных библиотеках. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru. Слайд 12.
Таким образом, в последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария: Слайд 14.
• во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
• во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию;
• в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. пТехнически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.
Вместе с тем, развитая инфраструктура Интернет для всех людей предоставляет такие возможности, как: Слайд 15.
Охват широчайшей аудитории (не только российской, но и международной).
Оперативное обновление информации.
Использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет.
Широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет. Возможности использования ресурсов Интернет учителями: Слайд 16.
Самообразование, повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта работы российских и зарубежных коллег.
Получение нормативно-справочных документов с серверов министерств, областных, городских и районных отделов образования.
Свободный доступ ко многим российским и зарубежным периодическим изданиям.
Получение информации о новейших педагогических технологиях и системах.
Разработка конспектов и дидактических материалов по предметам общеобразовательной школы. Использование на уроках и внеклассных занятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети.
Тестирование школьников по отдельным предметам или темам на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети.
Знакомство с новыми книгами, учебниками и учебными пособиями, возможность их приобретения.
Получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок на участие в них.
Сообщения о своих разработках и их публикации в Сети, выступления на конференциях, семинарах и форумах.
Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.
Список литературы 1. Кулик А. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии) // http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u18.htm 2. Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006. 3. Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394.
http://www.alleng.ru/edu/liter.htm Образовательные ресурсы Интернета - Литература - программа, книги, учебники по литературе, тесты, сочинения, ЕГЭ 2011 по литературе, ГИА, курсовые, доклады, школьная литература, биографии писателей и поэтов, литературные герои.
http://www.alleng.ru/edu/ruslang.htm Образовательные ресурсы Интернета Русский язык школьникам - тесты, уроки, правила русского языка, слова, стилистика, тестирование русского языка, культура, история, нормы, грамматика русского языка, олимпиады, орфография.. Единый государственный экзамен ( ЕГЭ ) по русскому языку - демонстрационные варианты ЕГЭ 2011 и др. ГИА; материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Экзамены, вопросы, ответы по русскому языку. Варианты выпускных изложений
методические советы по литературе и русскому языку, государственная итоговая аттестация , учебники, научные материалы, нормативные документы
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20197 Мультимедийный учебник по русскому языку.. Создателям учебника удалось соединить, с одной стороны, интересную, актуальную, познавательную информацию о русском языке, акцентировать внимание обучающихся на ключевых словах русской культуры, представить на большом количестве разных текстов реализацию этих слов и тем самым способствовать глубокому понимаю национально-культурной специфики русского языка, с другой - включить в учебник темы, необходимые для практического усвоения русского языка: материалы по орфографии и пунктуации, развитию как устной, так и письменной речи, задания, способствующие пониманию стилистических особенностей различных текстов, а также упражнения, связанные с соблюдениями норм русского литературного языка.
Коллекция видео уроков по основным предметам школьной программы – постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Ученики смогут почти «вживую» проходить материал пропущенных уроков. Учителя – посещать «открытые уроки» своих коллег. Для родителей – это способ узнать, чему и как учат в школе их детей. Для детей, обучающихся дома, – это имитация школы. В школах – решение проблемы временного отсутствия учителей, например из-за болезни и пр.
http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0 Сайт - « культура письменной речи». Тесты и задания по русскому языку. Русская литература- программа школы. Единый государственный экзамен по русскому языку, XI класс. Единый государственный экзамен по литературе, XI класс.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку.
http://www.rustest.ru/projects/schoolboys/ ФГУ "Федеральный центр тестирования" предлагает комплекс услуг по подготовке и проведению добровольного тренировочного тестирования. Все тестовые материалы для тренировочного тестирования специально разработаны для подготовки к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации в 2011 году
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии.
Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др.
http://public-library.narod.ru- Публичная электронная библиотека. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Фонотека (романсы, песни)
Ссылки на коллекции картинок и анимашек, для использования на интерактивной доске:
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com Интерактивная доска для начинающих и не только...Сообщество тех, кто применяет или собирается применять интерактивную доску в своей работе. Место, где люди, имеющие опыт, постараются помочь начинающим.
http://www.prometheanplanet.ru/ Международное онлайн-сообщество учителей-пользователей интерактивной доски, позволяет учителям-пользователям интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе. Здесь Вы найдете много полезной информации о новых возможностях использования интерактивной доски в школе.
Виртуальная площадка для технической и методической поддержки пользователей интерактивной доски SMART Board; помощь в создании библиотеки уроков (учебных занятий), созданных с помощью программы SMART Notebook 10, и других качественных электронных ресурсов для использования с интерактивной доской; профессиональный рост и самореализация педагогов, использующих интерактивную доску в учебном процессе.
http://metodisty.ru/m/groups/view/Webmaster Группа для педагогов, имеющих свой сайт в интернете, а также для тех, кто собирается его создать.Основной задачей группы является помощь в создании и поддержке своего (либо школьного) сайта.
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании" входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования ...
http://peressa2009.narod2.ru/Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны,учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ №13 с УИОП" г. Электросталь. ( для учителя: на сайте найдёте разработки уроков, презентации к ним, программы элективных курсов, занимательные материалы по предметам, информацию о ЕГЭ и экзамене в новой форме в 9 классе по русскому языку, опыт применения видео в проведении урока, видеоматериалы, видеоклипы, рекомендации по использованию интерактивной доски, компьютера на уроке ; для учащегося тексты докладов, тренировочные упражнения к экзаменам, ответы на билеты, материалы к зачётам.)
http://metodisty.ru/m/groups/view/poeticheskoe_tvorchestvo Творческая группа «Поэтическое творчество» на сайте metodisty.ru. Если вы любите поэзию, сами занимаетесь поэтическим творчеством, привлекаете для этого своих учеников, значит, эта творческая группа для вас.
http://metodisty.ru/m/groups/view/russkii_yazyk_kak_nerodnoi «Русский язык как неродной». Группа на сайте metodisty.ru создается для обсуждения проблем преподавания русского языка как неродного в полиэтнических классах и школах России и странах СНГ.
Программы
http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/) - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно,создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.
Конкурсы, олимпиады
Информация об условиях проведения и результатах конкурсов и олимпиад среди школьников и педагогов, а также материалы, используемые для подготовки участников к олимпиадам и конкурсам. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов, учителей, а также учащихся образовательных учреждений.
Подраздел содержит ресурсы, размещаемые в сети Интернет наиболее известными и популярными средствами массовой информации. Материалы, публикуемые на страницах традиционных и электронных газет и журналов, знакомят с новостями сферы образования, представляют точки зрения специалистов и педагогов по различным вопросам, связанным с данной сферой, информируют об учебных и методических разработках. Большинство редакций помещают в сети Интернет архив ранее вышедших публикаций, а также сведения о порядке подписки или приобретения тех или иных газет и журналов.