12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Бадаева19

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕГОЛОУСТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Причастие»


(в технологии развития критического мышления (ТРКМ)



Составила:

учитель русского языка и литературы

Бадаева А.В.,

первая к/кат.



П. Большое Голоустное,2023



Оглавление


Разделы

стр

Актуальность

3

Основная часть:

4

Цель и задачи урока

4

Планируемые результаты

4

Технологическая карта урока

5-9

Приложения

10

Список используемой литературы

11










Актуальность

Актуальность данной разработки урока состоит в том, что педагогу сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.























Основная часть


Тема: Причастие как часть речи

Дата проведения урока: 18.10.2023г.

Класс: 7

Учитель: Бадаева Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»».

Учебник: Русский язык 7 класс под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др., в двух частях, часть 1.М. «Просвещение», 2021.

Тип урока: урок освоения нового знания с применением технологии развития критического мышления.

Цель урока: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

Задачи:

- познакомить с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

-развивать мышление, воображение и речь учащихся;

-воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Причастие как часть речи».

Планируемые результаты:

Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;

регулятивные: адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге.

Предметные: научиться определять причастия по основным признакам, находить их в тексте, составлять словосочетания, свободно употреблять в речи.


Технологическая карта урока.


Этап технологии

ТРКМ

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Умения

Фаза урока «Вызов»








1.Мотивация к деятельности


А) Организационный момент



Б) Актуализация знаний






В) Закрепление знаний, изученных ранее тем о глаголе и имени прилагательном.

Г) Самоопределение к деятельности




Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку



Проверка домашнего задания








- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе и имени прилагательном.

Выполним у доски морфологический разбор данных частей речи.

Предлагает учащимся проблемную ситуацию:

- Прочтите на листах парные словосочетания и сравните их.

Шумный поток – шумящий поток.

Синий небосвод – синевший небосвод.

Зеленый лес – зеленеющий лес.

Колючий шиповник – колющийся шиповник.

- Как вы думаете, в чем их различие?

- Попытайтесь осмыслить, над какой темой мы сегодня будем работать:


Корректирует тему урока.

Организует обсуждение проблемы:

Чем отличаются слова в парах? Какой признак они означают: постоянный или временной?

Можете ли вы определить, какой частью речи являются слова во второй части каждой пары?

Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание?





Приветствие учащихся.

Готовность к уроку


Читают слова самостоятельно составленного диктанта, сгруппированные по видам орфограмм, и комментируют.


Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи, другой об имени прилагательном. (индивидуальный устный ответ ученика в сочетании с элементами рецензирования других).

Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа.











.






Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме.

Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного

Коммуникативные: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания.


Фаза урока «Осмысление содержания»









































Фаза урока «Рефлексия деятельности»



1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)








































Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения материала)









3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность



4. Рефлексия состояния

1.- Исходя из темы урока («Причастие как часть речи»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока?

Конечно, определять среди множества слов, отвечающих на вопросы прилагательных, причастия.

Знакомит с новым термином причастие и просит осмыслить его значение. Соотносит детские высказывания с определением этой части речи В.И.Далем «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».


2.Предлагает обратиться к учебнику за теоретическими сведениями по данной теме.



3.Подведение итогов по составленному плану параграфа:

1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)

2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)

3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез (М. Лермонтов)

4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)


4. Даёт задание: образуйте причастия от глаголов:

Тучи, которые тают вдали.

Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал ученик.

Земля, которая освещает солнце.

Дом, который построили.

Небо, которое потемнело.

Проверяет задание.


Предъявляет запись под диктовку.

Задание: найдите в тексте причастия.

Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу…(Проверяет задание)



Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала.



Организует подведение итогов урока. Составление с учащимися кластера по теме.

Раздает учащимся индивидуальный рефлексивный лист:

Мне_________урок, потому что…_.

Я оцениваю свою работу __________, так как….

Формулируют цель урока.














Читают параграф и самостоятельно составляют план.


Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы разбирают предложение с причастиями по членам.












Обсуждают задание в парах, составляют и записывают словосочетания








Записывают текст, находят причастия, указывают признаки прилагательного и глагола.








Учащиеся, основываясь на полученные знания, называют отличительные черты прилагательных и причастий.

Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю.



Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству.

Познавательные: структурировать информацию и составлять план;

устанавливать причинно-следственные связи существительного с прилагательным

Коммуникативные:

формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге.

Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия, вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения

Предметные:

узнавать новое – лексические значения несклоняемых существительных и правила определения их рода.














Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам.

Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Предметные: использовать полученные знания на практических примерах.

Личностные: осознать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения

Фаза урока «Итог урока»

5. Домашнее задание

Задание на карточках: 1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.

Читают задание на карточках и уточняют его для успешного выполнения.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие.







Приложение 1.

Вопросы по плану параграфа:

1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)

2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)

3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез (М. Лермонтов)

4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)


Приложение 2

Задание:

Образуйте причастия от глаголов:

Тучи, которые тают вдали.

Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал ученик.

Земля, которая освещает солнце.

Дом, который построили.

Небо, которое потемнело.

Приложение 3.

Задание на карточках:

1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистеперая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад.(2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря.(3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.





Список использованных документов и источников информации:

I. Использованная литература:

1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В. Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2020. – 172 с.

2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.

II. Электронные ресурсы

1.     Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.suov |programma_razitiya_univversalnuh...

2. http://www.urokirus.com  – уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тес­тирование)


11


Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 13.12.23 в 08:20 1Ответить Пожаловаться
Не увидела заявленной презентации
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.