«БОЛЬШЕГОЛОУСТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Причастие»
(в технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Составила:
учитель русского языка и литературы
Бадаева А.В.,
первая к/кат.
П. Большое Голоустное,2023
Оглавление
Разделы
№ стр
Актуальность
3
Основная часть:
4
Цель и задачи урока
4
Планируемые результаты
4
Технологическая карта урока
5-9
Приложения
10
Список используемой литературы
11
Актуальность
Актуальность данной разработки урока состоит в том, что педагогу сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
Основная часть
Тема: Причастие как часть речи
Дата проведения урока: 18.10.2023г.
Класс: 7
Учитель: Бадаева Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»».
Учебник: Русский язык 7 класс под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др., в двух частях, часть 1.М. «Просвещение», 2021.
Тип урока: урок освоения нового знания с применением технологии развития критического мышления.
Цель урока: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.
Задачи:
- познакомить с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;
-развивать мышление, воображение и речь учащихся;
-воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Причастие как часть речи».
Планируемые результаты:
Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой.
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;
регулятивные: адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;
коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге.
Предметные: научиться определять причастия по основным признакам, находить их в тексте, составлять словосочетания, свободно употреблять в речи.
Технологическая карта урока.
Этап технологии
ТРКМ
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Умения
Фаза урока «Вызов»
1.Мотивация к деятельности
А) Организационный момент
Б) Актуализация знаний
В) Закрепление знаний, изученных ранее тем о глаголе и имени прилагательном.
Г) Самоопределение к деятельности
Приветствие учителя
Проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания
- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе и имени прилагательном.
Выполним у доски морфологический разбор данных частей речи.
Предлагает учащимся проблемную ситуацию:
- Прочтите на листах парные словосочетания и сравните их.
Шумный поток – шумящий поток.
Синий небосвод – синевший небосвод.
Зеленый лес – зеленеющий лес.
Колючий шиповник – колющийся шиповник.
- Как вы думаете, в чем их различие?
- Попытайтесь осмыслить, над какой темой мы сегодня будем работать:
Корректирует тему урока.
Организует обсуждение проблемы:
Чем отличаются слова в парах? Какой признак они означают: постоянный или временной?
Можете ли вы определить, какой частью речи являются слова во второй части каждой пары?
Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание?
Приветствие учащихся.
Готовность к уроку
Читают слова самостоятельно составленного диктанта, сгруппированные по видам орфограмм, и комментируют.
Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи, другой об имени прилагательном. (индивидуальный устный ответ ученика в сочетании с элементами рецензирования других).
Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа.
.
Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме.
Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного
Коммуникативные: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы.
Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания.
Фаза урока «Осмысление содержания»
Фаза урока «Рефлексия деятельности»
1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)
Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения материала)
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
4. Рефлексия состояния
1.- Исходя из темы урока («Причастие как часть речи»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока?
Конечно, определять среди множества слов, отвечающих на вопросы прилагательных, причастия.
Знакомит с новым термином причастие и просит осмыслить его значение. Соотносит детские высказывания с определением этой части речи В.И.Далем «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».
2.Предлагает обратиться к учебнику за теоретическими сведениями по данной теме.
3.Подведение итогов по составленному плану параграфа:
1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)
2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)
3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез (М. Лермонтов)
4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)
4. Даёт задание: образуйте причастия от глаголов:
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал ученик.
Земля, которая освещает солнце.
Дом, который построили.
Небо, которое потемнело.
Проверяет задание.
Предъявляет запись под диктовку.
Задание: найдите в тексте причастия.
Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу…(Проверяет задание)
Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала.
Организует подведение итогов урока. Составление с учащимися кластера по теме.
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы разбирают предложение с причастиями по членам.
Обсуждают задание в парах, составляют и записывают словосочетания
Записывают текст, находят причастия, указывают признаки прилагательного и глагола.
Учащиеся, основываясь на полученные знания, называют отличительные черты прилагательных и причастий.
Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю.
Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству.
Познавательные: структурировать информацию и составлять план;
устанавливать причинно-следственные связи существительного с прилагательным
Коммуникативные:
формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге.
Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия, вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения
Предметные:
узнавать новое – лексические значения несклоняемых существительных и правила определения их рода.
Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам.
Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий.
Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Предметные: использовать полученные знания на практических примерах.
Личностные: осознать успешность своей деятельности.
Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения
Фаза урока «Итог урока»
5. Домашнее задание
Задание на карточках: 1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.
Читают задание на карточках и уточняют его для успешного выполнения.
Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие.
Приложение 1.
Вопросы по плану параграфа:
1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)
2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)
3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез (М. Лермонтов)
4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)
Приложение 2
Задание:
Образуйте причастия от глаголов:
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал ученик.
Земля, которая освещает солнце.
Дом, который построили.
Небо, которое потемнело.
Приложение 3.
Задание на карточках:
1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.
(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистеперая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад.(2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря.(3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.
Список использованных документов и источников информации:
I. Использованная литература:
1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В. Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2020. – 172 с.
2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
II. Электронные ресурсы
1. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.suov |programma_razitiya_univversalnuh...
2. http://www.urokirus.com – уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование)