12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каримова Ольга Владимировна24
1

Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса при обучении английскому языку



Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса при обучении английскому языку


Учитывая новые требования к образовательному процессу, педагогу необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

На мой взгляд, использование технологии критического мышления способствует обогащению словарного запаса на занятиях английского языка. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления как направленное мышление», оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата.

В этой технологии много различных методов, способов, приемов, которые как раз и нацелены на то, чтобы учить детей получать знания.

Один из методов технологии критического мышления, о котором я хочу рассказать, называется кластер.


СЛАЙД 4 Значение слова Cluster (слайд)

Пучок, гроздь (a cluster of grapes)

Группа (a cluster of people)


СЛАЙД 5 Cluster - Method –

графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

СЛАЙД 6 Технология составления:

Ключевое слово;

Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.


СЛАЙД 7 Возможности использования кластера на начальном этапе.

Задания на группировку и сопоставление:

Звук – слово,

Тип слога – слово,

Тема – лексика.


Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками.


Кластер – один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на этапе активизации лексических единиц, так и на этапе закрепления материала.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

СЛАЙД 8, 9 В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле по данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В основе данной технологии – трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

На стадии вызова я использую составление кластера. Это позволяет всем обучающимся активно вспомнить слова по теме, дополнять друг друга, наглядно видеть знакомые ранее и изученные на этом уроке слова. Данный прием направлен на активизацию лексического материала и систематизацию вокабуляра обучающихся.

Стадия осмысления содержания: Система кластеров позволяет охватить достаточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Делая записи, зарисовки для памяти, обучающиеся интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.

СЛАЙД 10, 11. Наиболее эффективным данный прием является при работе с лексикой. Таким образом, обогащается словарный запас обучающихся. Кластер можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи.

Таким образом, использование кластеров учит выделять смысловые единицы. В зависимости от цели педагог организует индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или групповую. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволяет быстро запомнить большую информацию. Составление кластера повышает познавательную активность обучающихся. СЛАЙД 12,13. Также благодаря составлению рисунков, схем, кластеров развивается творчество обучающихся, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.

Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное. 



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.