12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шефер Елена Харитоновна26
0

Приемы и способы повышения интереса к уроку русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы

Сведения об авторе:

Шефер Елена Харитоновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «В(С)Ш № 1» города Новосибирска, Новосибирская область, город Новосибирск.

Заголовок: «Приемы и способы повышения интереса к уроку русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы»

Активные формы и методы урока с целью формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы.

Одним из факторов специфики вечерней школы, является контингент учащихся. Кто в основном обучается в вечерней школе? Во – первых: это подростки, характеризующиеся как педагогически запущенные с низким уровнем мотивации к учёбе, не имеющие основного образования по социальным причинам, выбывшие из дневной школы из-за низкой успеваемости, посещаемости. Дети, у которых были конфликты с учителями и одноклассниками. К этой категории в последнее время прибавился большой процент учащихся, проходящих повторный курс обучения в 9 - 11 классе (не сдавших ОГЭ по одному или двум предметам). Во – вторых: это люди, не получившие среднего образования в силу каких-то причин: обучающиеся в училище по специальности без получения аттестата о среднем образовании, не закончившие учёбу в училищах и колледжах, имеющие необходимость трудовой деятельности, вступившие в ранний брак и занятые воспитанием детей.

Перечисленные категории лиц имеют различные психолого-педагогические характеристики по умственному развитию и способностям, уровню подготовленности к обучению, мотивации к обучению, по возрастному и жизненному опыту. Разнородность контингента приводит к изменению социальной роли каждого учащегося в условиях вечерней школы (подросток ощущает себя уже взрослым, а взрослый – школьником), в результате – нарушение процесса социализации. Таким образом, контингент учащихся вечерней школы неоднороден по возрасту, интересам, профессиональному самоопределению.

Основная «миссия» общеобразовательной организации в самосознании её педагогического коллектива – создание условий для внедрения в воспитательный процесс школы новых форм, методов и технологий, которые бы обеспечили успешную социализацию учащихся, помогли им в дальнейшем становлении, научили позитивному общению друг с другом и социумом в целом.

В связи с особенностями обучающихся вечерней школы, необходимо уделять важную роль в формировании познавательного интереса к предмету, для чего на уроках используются различные методы и формы обучения.

В целях достижения основной цели образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» - освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО в вечерней школе реализуются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, словесные, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные: модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов.

Такие формы организации урока как урок - лек­ция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен реализуется интегрирующая роль, поскольку они включают в себя цели, методы, средства обучения, взаи­модействие учителя и учеников.

Главными задачами реализации программы являются:

- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Таким образом, систематическая организация работы на уроках в сочетании с различными методами и формами обучения, позволяет выработать у обучающихся устойчивые навыки познавательного интереса к предмету. Это способствует увеличению темпа освоения изучаемого материала, осуществлению практических навыков изучаемого предмета, конкурентоспособности, следовательно, и мотивации к обучению.

Список использованной литературы и источников:

Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с.;

Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. Психология и педагогика. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 144 с.;

Кодификация РФ. Действующее законодательство Российской Федерации // [Электронный ресурс] – URL: https://rulaws.ru/acts/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obschego-obrazovaniya/ (дата обращения 01.04.2023).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.