12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ


Аннотация. Статья раскрывает понятие инклюзивного образования на основе применения современных инновационных технологий. В ней рассматриваются вопросы использования эффективных методов обучения детей с ОВЗ на основе анализа возникающих трудностей.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, инновационные технологии, ситуация успеха, деятельностный подход.

В современном мире инклюзивное образование определяет основное направление работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, где актуальным вопросом является создание благоприятных условий организации образовательной деятельности в ДОУ, а также осуществление качественного нового подхода к их развитию. Для реализации обучения активно разрабатываются и внедряются педагогические инновационные технологии, позволяющие добиваться лучших результатов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы дети могли развивать свои потенциальные способности, спокойно адаптироваться в современном обществе и успешно реализовываться.

В основе личностного развития ребенка лежит его самостоятельная деятельность, в процессе которой он сам делает выбор, добывает новые знания, овладевает умениями, а, значит, повышает свою деятельностную и информационную компетентность. Для детей с ОВЗ характерны недоразвитие познавательной деятельности, недостаточность функционального зрительного и слухового восприятия, нарушение памяти, слабо развитая мелкая и крупная моторика, нарушение эмоционально-волевой сферы.

В своей работе для достижения положительных результатов овладения знаниями, умениями, а также вовлечения в учебную деятельность каждого воспитанника с ОВЗ использую инновационные образовательные технологии:

1)технология разноуровневого обучения, где предполагается разный уровень усвоения учебного материала в группах;

2)технология проблемного обучения, где проявляется самостоятельная деятельность воспитанников по разрешению проблемных ситуаций и развитие мыслительной деятельности;

3)здоровьесберегающие технологии, где без особых материальных затрат можно не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебно- образовательного процесса;

4)игровые технологии, где благодаря игре развиваются творческие способности, эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки детей;

5)компьютерные технологии (игры, презентации) как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуального характера обучения детей с ОВЗ.

На занятиях с детьми с ОВЗ мной используется интерактивная доска, позволяющая работать как индивидуально, так и в паре, и даже небольшой группой детей. Работа с интерактивной доской способствует активному проведению различных развивающих игр, разбору проблемных ситуаций, совместному творчеству, просмотру видеоматериалов обучающего характера.

Не сформированная у детей с ОВЗ зрительно-моторная координация отрицательно сказывается на продуктивной детской деятельности – рисовании, лепке, конструировании, аппликации, письме. Практика работы в саду показывает, что занятия с применением новых технологий, использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса детей с ОВЗ. На таких занятиях складывается особая атмосфера, развивается умение работать в группе, где успех на занятии зависит от личных усилий каждого ребенка. Дети преодолевают собственную застенчивость, нерешительность, неумение благодаря совместной учебной деятельности и детей, и воспитателя.

Во время коррекционно-развивающих занятий я применяю технологии арт-терапии (музыкотерапия, танцетерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия), перемежая основную деятельность с физкультминутками, дыхательными упражнениями и гимнастикой для глаз.

Основная работа мной проводится в специально оборудованных помещениях в саду:

1. «Арт- студия» (изотерапия – включает в себя рисование, лепку, работу с глиной с использованием нетрадиционных техник – тестопластика, пластилинография, монотипия, техника Эбру (рисование на воде), акваборд (рисование кистью на листе бумаги по специальной доске), ниткография).

2. «Соляная комната» (песочная терапия - эффективное средство для самовыражения детей через тактильные ощущения).

3. «Литературная гостиная» (сказкотерапия - средство для снижения уровня тревожности и агрессии через речевую деятельность).

4. «Танц- пол» (танцетерапия - средство адаптации и создание благоприятного климата в группе через театрально- танцевальную деятельность).

5. «Вокальная студия» (музыкотерапия - средство для самовыражения через музыкальное инструментальное п песенное искусство).

6. «Лего- студия» (оригамитерапия- средство развития пространственного мышления).

Благодаря этим видам арт- терапии у детей с ОВЗ раскрываются творческие способности, развивается мелкая моторика, совершенствуется сенсорное восприятие, развивается речь, творческое мышление, формируется позитивное мировосприятие, обогащается внутренний мир, что способствует разностороннему творческому развитию детей.

Также для детей с ОВЗ для развития математических представлений я предлагаю очень полезные и увлекательные игровые технологии В. В. Воскобовича. Это «Геоконт», «Математический планшет» «Квадрат Воскобовича», «Ларчик», «Шнурок- затейник», «Собери узор», «Математические корзинки», что позволяет закреплять знания о геометрических фигурах, обогащать сенсорику, формировать образное мышление, пространственное ориентирование, развивать фантазию, творчество, мелкую и крупную моторику, изучать основы грамоты и подготавливать руку к письму. Применение игровых технологий В. В. Воскобовича происходит с учётом особенностей психического и речевого развития детей и их индивидуальных возможностей. Большое многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича помогают решению вопроса коррекционной работы с детьми с ОВЗ и формированию речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с РАС. Игровые авторские пособия способствуют наиболее эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постепенное усложнение игр позволяет поддерживать интерес к познавательной деятельности в зоне доступного практического понимания и способствует творческому развитию детей с ОВЗ.

Работая над речевым развитием детей с ОВЗ, я предлагаю различные задания в игровой форме, используя «Блоки Дьенеша» для ознакомления с буквами и звуками, а для расширения словарного запаса и формирования у детей умения подбирать определения к существительным и умения составлять предложения мной используются «Палочки Кьюизенера». С ребятами мы находим ответы в игровых ситуациях «Найди такой же предмет», «Покажи направление», «Подбери признак», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Составь предложение», «Найди слова с заданным звуком».

Развивающие игры В. В. Воскобовича актуально использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают организовывать практическую деятельность каждого ребенка в игровой форме и настраивают его на самостоятельный выбор и проявление познавательной активности в процессе обучения и воспитания, а, значит, учат не бояться экспериментировать и реализовывать свои идеи.

Использование здоровьесберегающих технологий в инклюзивном образовании строится на основе поддержки, взаимопомощи, взаимовыручки и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он имеет возможность общаться на равных со здоровыми детьми, понять, какие качества нужны для общения с ними. Важно, чтобы «особые» дети могли убедиться в собственном физическом потенциале, в саморазвитии и совершенствовании посредством спортивных игр и физкультуры. В нашем ежедневном активе: утренняя гимнастика, ритмопластика, пальчиковая и дыхательная гимнастика, точечный массаж, оздоровительный бег, закаливающие процедуры. Вместе с детьми мы организуем спортивные эстафеты, спартакиады, олимпиады, соревнования по футболу (хоккею), проводим совместные физкультурные праздники с родителями (Неделя здоровья) и организуем встречи со спортсменами и любителями ЗОЖ. В саду созданы все условия по сохранению и укреплению здоровья детей, где активное участие принимают и наши родители. Они с большим интересом участвуют в физкультурно- оздоровительной работе, рассказывая о семейных традициях физического воспитания детей с ОВЗ.

Применение современных технологий дает возможность повысить качественный уровень коррекционно- развивающего процесса в ДОУ, улучшить эффективность образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, что в свою очередь создаёт благоприятные условия для личностного развития каждого ребенка и коррекции недостатков в сторону положительной динамики. Главное, чтобы обучение детей с ограниченными возможностями здоровья находили отклик в сердцах всех специалистов, от которых зависит будущее наших особенных детей. «Мы -за здоровый образ жизни»- таким основным восприятием жизни должно стать ощущение каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а, значит, мы вместе должны помочь детям с ОВЗ найти путь к здоровью в совместной образовательной деятельности в ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Алёхина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.

2. Волкова, Т. А. Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т. А. Волкова // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. - ART 55228. - URL: http://e- koncept.ru/2014/55228.htm (дата обращения: 27.11.2015).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.