12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разумова Ирина Вениаминовна112
Люблю жизнь
Россия, Самарская обл., Тольятти
1

Доклад «Применение метода "Текста-конспекта" на уроках обществознания»

«Применение метода «Текста-конспекта» на уроках обществознания».

Автор: Разумова И.В., учитель обществознания.

Все дело в мыслях. Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.

 

Лев Толстой.

В настоящее время предъявляются повышенные требования к обучающимся.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Кроме этого, повышается контроль качества знаний обучающихся. Проводятся ВПР, тестирования по функциональной грамотности, ОГЭ, ЕГЭ.

Все это приводит к следующим проблемам:

- низкий уровень мотивации учащихся (дети не хотят учиться);

- снижение или отсутствие интереса к предмету (нежелание читать и анализировать);

- высокий уровень тревожности учащихся (бояться получить двойку);

- быстрая утомляемость на уроках, перегрузка учащихся.

Одним из путей решения данных проблем я считаю   активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках посредством метода проблемного обучения в форме теста-конспекта.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед обучающимися небольших проблем и стремление решить их с детьми.

Во время работы над проблемой у ребят развивается способность гибкости ума, творческого мышления, что позволяет им найти несколько вариантов решения одной и той же проблемы. Всё это будет способствовать формированию мыслящих людей, которые не бояться рисковать и готовы нести ответственность за свои решения.

Метод теста-конспекта на уроках обществознания позволяет разнообразить обучение, способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.

У детей воспитывается чувство радости открытия, что способствует творчеству.

Данный метод подходит для работы с большим потоком информации.

Он успешно реализуется как среди ребят среднего, так и старшего школьного возраста.

Применение метода обучения в форме теста-конспекта в своей работе позволяет мне реализовать следующую цель: «Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению обществознания».

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1) Поиск активных форм сотрудничества с детьми;

2) Стимулировать любознательность, познавательные интересы и потребности, самостоятельность;

3) Воспитать в обучающихся осознание того, что путь к его знаниям лежит через творческую деятельность.

При проблемно – развивающем обучении можно выделить следующую взаимосвязь деятельности учителя и учащихся:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

        организует размышление над проблемой и ее формулировкой;

организует поиск и проверку материала;

организует корректировку и обобщение результатов;

применение полученных знаний.

поиск путей решения проблемы;

грамотная формулировка решения;

определение способов и методов решения;

анализируют результаты, делают выводы;

применяют полученные знания.

Учитель-партнер, организует не только исследование на уроке, но и обеспечивает безопасную поддерживающую среду доверия для учеников.

У ребят развивается адекватная мотивация учения через создание учебного смысла, объединяющего связь мотива (11-12 лет-мотив сотрудничества; 13-14 лет - мотив самоопределения; 15-17 лет – мотив самореализации).

Именно при таком смыслообразовании возможно достичь в полном объеме требований стандарта.

Исследование – творческий процесс изучения объекта с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, действия, связанные с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов.

К плюсам проблемного обучения можно отнести:

1.самостоятельное изучение учебного материала;

2. поиск методов и способов эффективного решения проблемы;

3. формировании практических умений и навыков грамотного построения вопросов, особенно при работе с документами;

4. работа с датами и терминами;

5.усвоение содержания высказывания (цитаты);

6. соотнесение автора и его высказывания.

Поэтому применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, причем проблемные ситуации часто использую при объяснении нового материала.

Рассмотрим, как пример данного метода, тему по обществознанию в 11 классе

«Мировая экономика».

Ребята работают над данной темой по следующим критериям:

1. термин

2. местоположение (географическое положение, документ, статья и т.д.)

3. дата (определенный временной промежуток)

4. личность

5. цитата.

Необходимые условия выполнения проблемного задания с использованием данного метода: -вопрос формулируется в утвердительной форме (без вопросительных слов: Что? Когда? Где? и т.д.);

-вопрос должен иметь законченную форму (без многоточий, предусматривающих продолжение).

Пример выполненного задания в форме теста-конспекта:

1. Совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений:

А. мировая экономика

Б. внутренняя экономика

2. Страна, доля мирового импорта которой в 2012 г. составила 12,8%, что было значительно выше, чем в других странах:

А. Великобритания

Б. США

3. Год основания Всемирной торговой организации:

А. 1995

Б. 2000

4. Авторы работы «Выгоды от политики свободной торговли»:

А. В. С. Автономов и Т. П. Субботин

Б. П. Кудрин и И. И. Заславский

5. Цитата российского экономиста В.С. Антонова о значении экономики:

А. Нельзя считать себя грамотным человеком без знаний о том, как устроена наша экономическая жизнь»…

Б. «В рыночной экономике принято, чтобы цена денег была такая же свободная, как и все остальные».

6. Объем мировой торговли, регулируемый Всемирной Торговой Организацией (ВТО):

А. 50%

Б.90%

Такой метод работы позволяет ребятам лучше узнать, изучить данную тему, «погрузиться в нее».

Работы не похожи друг на друга, т.к. требуют творческого подхода, что позволяет избежать стандартизации мышления.

Закрепление данной темы происходит в форме мозгового штурма, в котором каждый использует свой вариант теста-конспекта.

В зависимости от темы урока, критерии теста-конспекта могут быть более глубокими: виды, цели, функции, методы, признаки, принципы и т.д.

Количество вопросов зависит от объема материала и времени работы над ним.

Как правило, это от 5 до 12 вопросов и т.д.

Умение грамотно сформулировать вопрос письменно, способствует и грамотному устному построению ответа.

Построение вариантов ответа, требует более глубокого исследования новой темы, а подчас, и обращения к ранее изученным.

А это, в свою очередь, способствует закреплению и более полному пониманию материала, проявлению интереса к данному предмету.

Учитель координирует деятельность ребят, оказывает им необходимую помощь в построении вопросов. Прослеживается взаимосвязь учитель-ученик.

Данный метод теста-конспекта можно использовать при изучении любого предмета.

Одним из показателей успешности применения метода проблемного обучения считаю то, что мои ученики стали более активно принимать участие в диспутах.

Из опыта работы по использованию проблемного обучения на уроках обществознания можно сделать вывод: подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большого внимания, умения грамотно формулировать свою мысль, активизирующее умственную деятельность учащихся.

Думаю, что проблемное обучение способствует тому, чтобы обучение было развивающим!


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.