12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Афонина Светлана Александровна19
2

Применение технологий на тему «Приёмы психокоррекции детей с аутистическим синдромом»

ПРИЁМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

С.А. Афонина

педагог-психолог ГКУСОН АО КЦСОН социально-реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями г. Знаменск, Астраханской области.


Аутистический синдром является одним из наиболее распространенных расстройств развития у детей. Сейчас известно, что существует целый спектр аутистических расстройств, которые имеют разные причины и проявляются по-разному. Аутизм это тяжелое расстройство развития, которое проявляется впервые годы жизни ребенка. Дети с аутизмом испытывают трудности в общении, социальной взаимодействии и поведении, а также в восприятии и понимания окружающего мира. Важно обеспечить каждому ребенку с расстройством аутистического спектра необходимую помощь и наилучшее качество жизни.

С помощью методов психокоррекции можно значительно улучшить качество жизни этих детей. В данной статье рассмотрим несколько эффективных практик психокоррекции детей с аутистическим синдромом.

Анализ поведения и разработка индивидуальных программ:
Первым шагом в психокоррекции детей с аутизмом является анализ и понимание их поведения. Специалисты проводят наблюдение и оценку поведенческих особенностей каждого ребенка. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальная программа, которая включает в себя цели и задачи, направленные на развитие социальных и коммуникативных навыков, а также улучшение саморегуляции и адаптации в окружающей среде.
Эффективные программы помощи для детей с РАС должны быть довольно интенсивными - не менее 20 часов в неделю. Одна из возможностей добиться такой интенсивности для детей раннего возраста - это обучение родителей, которые смогут применять полученные знания в работе со своим ребенком. Программы вмешательства должны быть направлены на развитие основных навыков: социальные навыки, навыки общения, игры (для детей младшего возраста) и досуга (для детей старшего возраста), поведенческие основы научения и препятствия на пути к нему, организационные навыки и навыки научению (усидчивость, сосредоточенность внимания на задаче, контакт с педагогом), а также обобщение (генерализация) и применение знаний в реальной обстановке (адаптивные навыки).

 

 

 

Поведенческая терапия:
Поведенческая терапия является одним из основных методов психокоррекции детей с аутизмом. Она основана на принципах анализа и модификации поведения.
Нужно создавать специальные педагогические условия для налаживания сотрудничества ребенка с взрослым. Специалисты используют различные техники, такие как положительное подкрепление, моделирование, формирование навыков и игровые методики, чтобы помочь детям с аутизмом освоить социальные навыки, улучшить коммуникацию и контроль над своим поведением. Важно учить ребенка при встрече протягивать руку, а при прощаниях махать рукой «пока», посылать «воздушный поцелуй». Используя игрушки, предметы, виды активности, которые нравятся, учить ребенка выражать просьбу жестом. В игре «Прятки с оглядкой» взрослый, находясь за спиной ребенка, побуждает его повернуться на зов по имени; в игре «Ласковый ребенок» ребенок показывает, как он обнимает маму (папу, бабушку, дедушку). Детям предлагают игры, где надо топать ногами, хлопать в ладоши. Во всех играх взрослые побуждают ребенка улыбаться, смотреть в глаза. Формирование представлений о себе включает: узнавание себя в зеркале и на фотографиях. При этом проводятся игры на восприятие себя в зеркале: «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет!», «До свидания!», «Найди себя на фотографии». После того как ребенок научится положительно воспринимать взрослых и сверстников, ему надо помочь овладеть способами взаимодействия с ними.

Сенсорная интеграция:
Дети с аутизмом часто испытывают проблемы с сенсорной интеграцией, то есть с обработкой информации от различных чувствительных систем. Методы сенсорной интеграции, такие как терапия глубокого давления, вибрационная терапия и игры с использованием различных текстур, могут помочь детям с аутизмом лучше регулировать свое поведение, снизить чувствительность к определенным стимулам и улучшить восприятие окружающего мира.
Сенсорное развитие направлено на исследование предметов и их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: целостное восприятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной). Важно учить детей фиксировать взгляд на предмете, который находится в руке, прослеживать за движущимся предметом вправо, влево, вверх, вниз. Большое внимание на занятиях уделяется восприятию детьми различных предметов и игрушек, которые их окружают. Специалист постепенно обыгрывает с детьми различные игрушки, показывая им, что с игрушками можно выполнять различные действия. Такие продуктивные виды деятельности как, рисование, лепка, конструирование также используются для формирования взаимодействия ребенка со сверстниками. При этом важно у детей развивать базовые предпосылки: зрительно-двигательной координации, согласованность действий обеих рук, умения подражать действиям взрослого.

 

Игровая терапия:
Игровая терапия является эффективным методом психокоррекции детей с аутизмом. Она основана на использовании игры как средства для развития коммуникационных и социальных навыков. Специалисты создают структурированные игровые ситуации, в которых дети могут практиковать взаимодействие с другими, развивать воображение и креативность, а также улучшать свои навыки саморегуляции.
Вначале необходимо добиться появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных игровых действий со взрослым. Затем обучать подражательным действиям. Сначала взрослый подключается к той деятельности, которая нравится ребенку и старается играть в игры, в которые играет ребенок. Детям предлагают выполнять одни и те же игровые задания, по подражанию,

После того как ребенок научится положительно воспринимать взрослых и сверстников, ему надо помочь овладеть способами взаимодействия с ними. Совместные игры и упражнения: «Кати мяч», «Сделаем бусы», «Пройдем по дорожке», «Прятки», «Лети, шарик» (дети вместе со специалистом по очереди подбрасывают шарик либо вверх, либо друг другу), «Пускаем пузыри» (дети учатся соблюдать очередность при надувании мыльных пузырей), «Катаемся на качелях», «Надуем шарики» и т.

Приемы и методы психокоррекции детей с аутистическим синдромом играют важную роль в их развитии и адаптации в обществе. Анализ поведения, индивидуальные программы, поведенческая терапия, сенсорная интеграция и игровая терапия являются эффективными подходами, которые помогают детям с аутизмом развивать социальные, коммуникативные и саморегуляционные навыки. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому методы психокоррекции должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ребенка.

Литература.

Т.М. Ратынская, А.В. Рязанова. Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий» - Москва: Издательский центр «РАМА»; Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 190 с

О. Мелешкевич, Ю. Эрц «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения»

С.С. Морозова «Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах». – Москва: Теревинф, 2008. – 2008 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.