12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана188
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

Проблемы преемственности между начальной и основной школой. Пути решения проблем. Из опыта работы над проблемой.

Проблемы преемственности между начальной и основной школой. Пути решения проблем. Из опыта работы над проблемой.

Преемственность –это основная внутренняя проблема любой общеобразовательной организации. Остро этот вопрос встает в 5 классе, когда ученики начальной школы переходят в основную.

В 2018 году на совместном заседании методических объединений школы были обозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя основной школы . Они выделили, как одну из трудностей в преемственности, - разнообразие общеобразовательных программ в начальной школе . Первоочередной задачей перед методическими объединениями встало формирование единого орфографического режима с основной школой. Был разработан единый орфографический режим для начальной школы без требований и основы на УМКа.

Очень важно , что на этот вопрос обратили внимание, и теперь школа не один на один с этой проблемой. В июле 2021г. Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Одной из приоритетных задач нового ФГОС является преемственность различных образовательных программ.

Еще одна проблема преемственности - стиль общения учителей основной и начальной школы. У учителей основной школы возникают трудности после выпускных классов перестроиться на работу с учениками 5 классов. Следующим шагом работы методических объединений стал анализ выпускного класса начальной школы. Как это сделать ?! Было принято решение провести знакомство учителей предметников с выпускными классами начальной школы. В рамках единого методического дня (ЕМД) были даны открытые уроки. Структура работы была следующая : учитель, выпускающий класс начальной школы, давал урок. Следом учитель основной школы , который в последующем будет работать с этим классом. Первыми давали уроки учителя основной школы , чтобы посмотреть , проанализировать, как класс ведет себя с незнакомым учителем, как будет работать , каков будет темп , понятны ли будут требования , язык учителя. Вторым урок проводил учитель, работающий в этом классе. Так был проведен сопоставительный анализ работы учителей начальной и основной школы. По итогам ЕМД был педагогический совет , где еще раз обратили внимание на то , что надо готовить учителей предметников к работе с -5 классиками .

Вывод по итогам ЕМД : учителя основной школы нуждаются в психологических тренингах по адаптации к работе с 5 -классниками. Так в нашей школе появилась психологическая служба для учителей, работающих в пятых классах.

Казалось , что все охватили: обратили внимание на учебный процесс , работу по подготовке учителей для работы с пятыми классами , но что-то оставалось упущенным. Не смотря на все усилия МО, проблема преемственности оставалась острой .Оказалось , что упустили одно важное правило: школа не равно учитель и ученик .В начальной школе в жизнь класса и самого ребенка вовлечены РОДИТЕЛИ. Мы нарушили «золотой треугольник» РОДИТЕЛИ- УЧАЩИЕСЯ – УЧИТЕЛЯ. Хотя, скорее ,мы решали поэтапные задачи , которые на тот момент стояли остро. Пандемия , которая вошла в нашу жизнь, указала нам на наше упущение. Этим упущением стали родители. Они были лишены индивидуального общения с классным руководителем, учителями предметниками . Форма работы с родителями дистанционно у многих классных руководителей 5 классов протекала тяжело, приходилось привлекать для решения проблем бывших классных руководителей начальной школы. Так пришло время для третьего составляющего – «РОДИТЕЛЕЙ». В рамках работы творческих групп МО школы был организован СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ,который завершился мастер -классом по созданию «Чек – листа». Такая форма работы была выбрана специально. На семинар пригласили учителей 5классов , 4 классов , будущих классных руководителей 5 классов и учителей , которые выпустили 4 классы в 2019-2020 учебном году. Работа шла по группам. Первая часть семинара была посвящена сложностям, с которыми столкнулись бывшие выпускники начальной школы, придя в 5 класс. Учителям предложили поиграть в игру «Педагогическая ситуация» .Задача - показать учителям, работающим в 5 классах , как сложно входить в новые условия , где нет четких требований .Следующий этап был посвящен проблемам, с которыми столкнулись учителя 5 классов. Для этого воспользовались методом «Многотрудные дети». Здесь мы предложили заполнить таблицу всех учителей (т.к в 1 четверти еще существует тесная связь учителя начальных классов и родителей). Приложение №1.

После того, как обозначили взаимные претензии, пришли к выводу , что не хватает сотрудничества между учителями основной и начальной школы по работе с родителями. Перемешав все группы , перешли к мастер –классу по созданию чек – листа. Такая форма была выбрана не случайно. Пошаговое составление плана работы классного руководителя 5 класса на 1 четверть под руководством бывшего классного руководителя поможет выбрать наилучшую форму работы как с классом , так и с родителями. Приложение №2.

Итогом семинара стала работа творческих групп МО школы , где был проведен анализ проделанной работы, на основе микрогрупп был составлен примерный чек – лист для классных руководителей 5 классов. Приложение №3 .

Сказать , что такой набор методов и приемов поможет полностью решить проблемы преемственности между основной и начальной школой ,невозможно. Главное , что удалось сделать в период с 2018 по 2021 год –это заставить коллег обратить внимание на эту проблему , вывести на диалог, убрать барьеры , такие, как нежелание слышать друг друга. Прекратить существование двух отдельных школ в одной большой. Конечно , это проблема не только нашей школы. Часто слышу от однокурсниц , что и у них в общеобразовательных организациях идентичные проблемы. Считаю большой заслугой нашего коллектива, что мы нашли смелость и признались , что вопрос преемственности важен, и над ним нужно работать, т.к. страдают от нашего недопонимания ученики и их родители.

Хочется отметить , что одна из проблем , которая отмечается учительским сообществом, - разнообразие УМКа , нашла свое отражение в новых ФГОС.

















































Приложение №1

t1628055984aa.jpg



Приложение №2

t1628055984ab.gif







Приложение №3

Примерный чек-лист.

t1628055984ac.png

t1628055984ad.png





















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.