12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Широбокова Ольга Ильинична51
0

Проект «Дети войны»



 Программа акции-встречи «Дети войны»

Время и место проведения: 12 мая 2016 г., 16.00, Лермонтовский читальный зал библиотеки СПКУ.

Участники: ставропольский поэт и писатель Ян Игнатьевич Бернард, доктор исторических наук, профессор Николай Дмитриевич Судавцов, кадеты и преподаватели СПКУ, ученики и преподаватели МБОУ СОШ №42.

Презентация тематической фотовыставки «Дети войны» (комментарий – преподаватель истории и обществознания Наталья Викторовна Королевская).

Выступления – рассказы о военном детстве родных и близких:

- преподаватель истории и обществознания Ольга Александровна Репко,

- кадет 6 А класса Денис Черный,

- кадет 6 Б класса Александр Лагода.

3. «Дети войны Ставрополья»:

- кадет 10 В класса Игорь Михеев

- кадет 9 Е класса Александр Григорьев

4. Ян Игнатьевич Бернард, ставропольский поэт и писатель, член Союза писателей России. Воспоминания о войне и военном детстве.

Награждён знаками «Сын полка» - московским и ставропольским, медалью «За заслуги перед Ставропольским краем». кавалер Золотого Почётного Знака общества Польско-Советской Дружбы, лауреат премии комсомола Ставрополья им. Героя Советского Союза Александра Скокова и премии краевого комитета Защиты мира.

Автор книг: «Прощание с детством», «Дети войны», «Ранняя седина», «Душа человеческая» «Дети батальона», «Польские силуэты», «Русский Париж», «Межзвёздная арка», «Вершины Пятигорья», «Да святится имя твоё», «Детство Иисуса Христа», «Юность Иисуса Христа», «Прощание с Булонским лесом», «Минное поле детства», «Легенды о Лермонтове».

5. Николай Дмитриевич Судавцов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета. Дети в истории Великой Отечественной войны.

Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Заслуженный профессор Северо-Кавказского федерального университета

Награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За заслуги перед городом Ставрополем», «За заслуги в сохранении наследия Отечества» ВООПИиК; «200 лет со дня вхождения Абхазии в состав Российской империи».

Автор более 200 научных работ по проблемам истории Великой Отечественной войны, Кавказа, Ставрополья. Организатор ряда международных, российских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференций по вопросам военной истории, краеведения, истории общественных движений. Руководитель отделения научного совета Российской академии наук по истории социальных реформ, движений и революций.Детство, опаленное войной.

                      

  Выступление кадет "Детство, опаленное войной"

Была земля и жесткой, и метельной.

 Была судьба у всех людей одна.

                                                                             У них и детства не было отдельно,

                                                                              А были вместе детство и война.

        Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целых поколений. Но в  годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.

     «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский  в одном из своих очерков.

     Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломала и калечила судьбы детей, но они, маленькие и еще не познавшие жизнь,  своим посильным трудом тоже старались приблизить победу…   И, пожалуй, им это удалось…

       Сегодня, в преддверии 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, мы – кадеты - просто не имеем права не вспомнить о героических подвигах детей на войне. Этому и посвящена наша тематическая выставка.

       Военная жизнь всплывает в печатных страницах самыми страшными воспоминаниями, но именно она напоминает о стойкости, мужестве,  дружбе и верности.

 Память... Человеческая  память бережет и сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло, и воспроизводит в сознании прежние воспоминания. Даже самые страшные, самые жуткие…

Мне всегда была интересна история моей семьи. Многие страницы ее судьбы уже известны. Из живых свидетелей войны осталась только моя бабушка, которой к началу войны было три с половиной года. Я слушал её воспоминания и слёзы наворачивались на глаза. Мне захотелось побольше узнать об этом, о детях военной поры, о той тяжёлой доле,  которая им досталась.

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства… У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних  людей, которые старше 66 лет. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжелым для всех. И в тылу тоже.

Юные граждане нашей страны –  были везде: в поле, на животноводческой ферме, на заготовке кормов.   «Сейчас, большинство школ опустело. Школьники – на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай» писала газета «Правда» 27 июня 1942г. Дети работали на прополке, окучивании и подкормке овощей, большинство из них участвовали в посевной и уборочной компаниях. В 38 областях страны свыше 190 тыс. школьников окончили курсы трактористов и комбайнёров.  Школьники заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4268,1 т. металлолома, 355,4 т. дикорастущих и лекарственных растений, 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т. овощей, очистили от снега 29 тыс. км. железнодорожных путей. 

В 1941-1942 годы возросла численность молодежи в оборонных предприятиях. По сравнению с 1940 году, когда доля подростков составляла 6%, то уже в 1942 – 18%. 7 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала информацию, что около 2 тыс. московских школьников встали у станков промышленных предприятий. В стране возникло и распространилось движение «Молодёжь – на производство!».  С декабря 1941 года многие школьники без отрыва от учёбы работали на предприятиях лёгкой промышленности, что помогало заводам быстро выполнять заказы фронта.  Ребята работали на швейных фабриках и в обувных мастерских, брали заказы на дом и участвовали в пошиве обмундирования. Так же молодые рабочие быстро осваивали профессию сталевара, которые выполняли задания в сжатые сроки. В первые годы войны на металлургический комбинаты пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней их допустили на обслуживание крупных агрегатов, почти весь день и всю ночь они не отходили от доменных и мартеновских печей, трудились они наравне с кадровыми рабочими и показывали образцы трудового героизма. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в огромных ботинках, которые были совсем не по размеру, стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках из-за маленького роста. Зимой из-за отсутствия отопления руки примерзали к станкам и снарядам. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката.

В годы Великой Отечественной войны возникло тимуровское движение – массовое патриотическое движение школьников и пионеров, которое откликнулось на призыв быть полезным Родине. Их деятельность имела огромное значение. Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков: ремонтировали квартиры, ухаживали за больными и детьми, помогали по хозяйству. Одним из важнейших аспектов своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Помогали подшефным госпиталям. Ребята организовывали концерты художественной самодеятельности, дежурили в госпиталях, писали письма по просьбе раненых, выполняли разные хозяйственные работы. У каждого тимуровца было свое дело.   В годы войны предприятия выпускали: ящики для мин, тормозные колодки для танков, саперные лопатки, лыжи, противопехотные мины, корпуса для авиационных бомб, стволы для минометов, маскировочные сети, ложки, солдатские котелки. За всем этим стоит труд детей-тимуровцев, которые заменили у станков ушедших на фронт мужчин.

Европа до сих пор содрогается, вспоминая об ужасах последней войны. Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. У них не было детства. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни.

Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. На секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку.  Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

Иногда лагеря представляли собой открытую площадь, обнесенную несколькими рядами колючей проволоки. Подступы к ним минировались. Никаких построек на территории лагерей не было. Заключенные находились под открытым небом. Им запрещалось делать шалаши, разводить костры, собирать хворост для подстилки. В  лагерях имелось много случаев обмораживаний,  эпидемических заболеваний. Больные не получали никакой  медицинской помощи. Напротив, в лагерь из окрестных больниц привозились большое количество сыпнотифозных больных. Машины подъезжали к проволочному ограждению, и фашисты перебрасывали больных на территорию лагеря. Многие из них, находясь в бессознательном состоянии, часами лежали на снегу и умирали. Хоронить их категорически запрещалось. Мертвые тела лежали рядом с живыми, распространяли инфекцию и трупный запах. Режим лагеря был рассчитан на истребление людей голодной смертью. Раз в неделю гитлеровцы подвозили к проволоке хлеб и кусками бросали его в толпу изможденных людей. Маленький кусочек хлеба после систематического голодания еще больше усиливал муки заключенных. От голода в лагере умирало ежедневно большое количество людей.

В 1942 году из блокадного Ленинграда вывезли около 400 тысяч детей. Многие из них были без документов, так как уже осиротели. На станциях их разбирали в семьи, передавали в детские дома. На глаз определяли возраст, а малышам, не знавшим своих фамилий и имен, давали новые.

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет вдвойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

Спасибо за внимание!

 

Защита детей в международном гуманитарном праве

Деятельность государств в период вооруженных конфликтов регулируется нормами и принципами международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право предусматривает особую защиту детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях, и особую защиту - как наиболее уязвимых лиц. Более того, под защиту подпадают и дети, участвующие в военных действиях. В период международных вооруженных конфликтов дети входят в категорию лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949). Благодаря этому они подпадают под действие всех положений, касающихся обращения с покровительствуемыми лицами, которые определяют основной принцип гуманного обращения с людьми, включающий уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, а также запрещающий среди прочего принуждение, телесные наказания, пытки, коллективные наказания и репрессалии. Как часть гражданского населения дети подпадают под действие всех норм международного гуманитарного права, относящихся к ведению войны.

Участие несовершеннолетних детей в тотальной войне, особенно на оккупированной территории, - давно свершившийся факт. Поэтому Протокол I обязывает стороны, находящиеся в конфликте, предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Протокол I устанавливает, что стороны в международном вооруженном конфликте должны обеспечивать детям защиту и помощь. Многие из положений IV Женевской конвенции принимают во внимание особые потребности детей. Так, каждая Высокая Договаривающаяся Сторона должна разрешать свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет (ст. 23). Оккупирующая держава должна оказывать содействие в осуществлении соответствующей деятельности учреждениям, попечению которых вверены дети на оккупированной территории (ст. 50).

 

Дети до 15 лет, интернированные стороной в конфликте в целях обеспечения их безопасности, должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями. Особое значение придается сохранению целостности семьи во время вооруженных конфликтов: ст. ст. 74, 75, 78 Протокола I, ст. ст. 24, 50, 51, 82 IV Женевской конвенции и др. Защищая семью ребенка, международное гуманитарное право защищает также моральные ценности, религию, культуру и традиции, в которых он был воспитан. Держава, во власти которой находятся интернированные, должна обеспечить обучение детей и подростков, им должно быть разрешено посещать школу (ст. 94 Конвенции IV). IV Женевская конвенция запрещает оккупирующей державе изменять гражданское состояние ребенка, а также зачислять детей в зависящие от нее формирования или организации (ст. 50). IV Женевская конвенция и Дополнительные протоколы устанавливают 18 лет в качестве возрастного предела, ниже которого смертный приговор не может быть приведен в исполнение. Статья 77 Протокола I, затрагивающая интересы детей, поясняет следующее. Во-первых, п. п. 2 и 3 налагают ограничение на прямое участие детей в военных действиях. Дети, "не достигшие 15-летнего возраста", не должны принимать непосредственного участия в военных действиях. Во-вторых, в случае если в нарушение этой ясно выраженной нормы дети моложе указанного возраста "принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают под власть противной стороны", то согласно п. 3 "они продолжают пользоваться особой защитой, предоставляемой настоящей статьей, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет". Элементами этой особой защиты являются: особое уважение, а также защита и помощь, "которые им требуются" (п. 1), содержание, как правило, в помещениях, "отделенных от помещений для взрослых" (п. 4), а также ограничения на приведение в исполнение смертного приговора в отношении таких детей (п. 5). Защита, предоставляемая детям в соответствии с международным гуманитарным правом, была подтверждена в Конвенции о правах ребенка, принятой ООН 20 ноября 1989 г. Она содержит особую статью (ст. 38), касающуюся положения детей во время вооруженных конфликтов. Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. В последние годы заметно возрос интерес к защите детей. В значительной мере это явилось результатом освещения событий, происходящих в нашей стране и за рубежом, что вызывает серьезную озабоченность международного сообщества. Но, замечу, что мы не преуспеем в улучшении этой ситуации, ограничиваясь лишь принятием новых правил. Прежде всего, нужно следить за тем, чтобы соблюдались уже действующие нормы. Это относится в первую очередь и в наибольшей мере к государствам, подписавшим Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и обязавшимся соблюдать и обеспечивать эти нормы.


Дети войны
PPT / 5.1 Мб

Дети в МПП
DOCX / 30.29 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.