12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мартышова Екатерина Николаевна196
Россия, Нижегородская обл., Ковернинский район, д. Большие Круты

t1676317751aa.png



Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»




Статья для Всероссийского конкурса методических разработок «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»




t1676317751ab.gif








Подготовила: учитель высшей квалификационной категории Мартышова Екатерина Николаевна
















д. Большие Круты

2023 год



СОДЕРЖАНИЕ

Обоснование возможности использования метода проекта при обучении детей с ОВЗ на предмете «технология».

Условия и особенности проектной деятельности в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Объединение классно-урочной и проектной формы занятий.

Заключение.






















Обоснование возможности использования метода проектов при обучении детей c ограниченными возможностями ЗДОРОВЬЯ на предмете «технология»

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие обучающиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития различных трудовых навыков создать творческую атмосферу в коллективе.

Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и даёт возможность обучающимся понять роль каждого блока.

Основные функции проектной деятельности

Образовательная функция подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

деловитости;

предприимчивости;

ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

Коррекционая функция заключается в возможности проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей, в стимуляции компенсаторных процессов, развитии познавательных возможностей. 
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;

достаточно высокой эффективностью уроков;

развитием речевых навыков обучающихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;

развитием и поддержанием интереса к предмету;

практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;

развитием коммуникативных навыков обучающихся;

созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и обучающихся.

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Для детей с недостатком интеллекта, это очень сложный вид деятельности, но в тоже время, метод проектов представляет собой очень гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса и строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

постепенное увеличение объёма знаний и навыков.

выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых и заканчивая более сложными.

постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем.

постепенное осознание обучающимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества.

возможность выбирать для проекта актуальные проблемы.

Метод проектов помогает школьникам овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в изделии, а также способствует реализации дидактических функций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности обучающихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. В своей работе используем следующий алгоритм работы над проектом:

1. Организационно-подготовительный этап:

1.1. Тема проекта

t1676317751ac.png










1.2. Цели и задачи проекта

t1676317751ad.png










1.3. Выбор модели.

t1676317751ae.png










2. Конструкторский этап:

2. 1. Эскиз изделия.

t1676317751af.png











2.2. Разработка конструкторско-технологической документации.

t1676317751ag.png










2.3. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы.

t1676317751ah.png










3. Технологический этап:

3.1. Технологическая последовательность изготовления изделия.

t1676317751ai.pngt1676317751aj.png











t1676317751ak.pngt1676317751al.png









t1676317751am.pngt1676317751an.png











3.2. Техника безопасности при выполнении проекта.

t1676317751ao.pngt1676317751ap.png










t1676317751aq.pngt1676317751ar.png















4. Оценка выполненного изделия

4.1.Экономическая оценка

t1676317751as.png










4.2. Реклама изделия

4.3. Самооценка выполненной работы

t1676317751at.png











5. Использованные источники

t1676317751au.png


ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНО- УРОЧНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?

Учебный план школы для детей с нарушением интеллекта позволяет заняться проектной деятельностью с обучающимися, так как предполагает аудиторную занятость обучающихся от 6 часов в неделю в 5 классе до 18 часов - в 10 и 11 классах. Все виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету «швейное дело», и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Кроме того, наполняемость трудовых групп составляет, как правило 5-8 человек. Что сводит к минимуму время внеурочной занятости для работы над проектом, как обучающихся, так и учителя.

При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить обучающимся выполнение проекта и запланировать эту работу.

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность педагога в ходе работы над проектом играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний обучающихся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности обучающихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно -ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Обучающийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта обучающихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы обучающихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Значение такой формы организации труда обучающихся с нарушением интеллекта трудно переоценить. Обучающиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.

2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.

3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

4.Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. – 1993. - №5.

5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95

6 . Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под. ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.

7. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.

8. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е. И. Соколова; Под ред. Н.Л. Селивановой. М.:

Педагогическое общество России, 1998.

10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.


Информационно- справочные и поисковые системы

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/proektnaya-deyatelnost-v-korrekcionnoy-shkole-8

http://festival.1september.ru/articles/627867/

http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.