Проект по направлениям гражданско-патриотическому и духовно-нравственному для обучающихся воспитанников с ОВЗ на тему: «Русская изба – гордость наших предков»
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
города Магнитогорска
Проект по направлениям гражданско – патриотическому и духовно-нравственному для обучающихся воспитанников с ОВЗ на тему:
«РУССКАЯ ИЗБА – ГОРДОСТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ»
Автор - составитель:
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории,
МОУ «С(К)ОШИ №4»,
город Магнитогорск,
Челябинская область.
г. Магнитогорск
2015 / 2016 учебный год
Паспорт проекта
Наименование Проекта |
Проект по направлениям гражданско – патриотическому и духовно-нравственному для обучающихся воспитанников с ОВЗ на тему: «РУССКАЯ ИЗБА – ГОРДОСТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ» |
Организаторы и участники проекта |
Организаторы: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, Нынык Валерия Борисовна, учитель начальных классов, Участники проекта: учащиеся начальной школы |
Тип проекта |
Творческий, Учебно-практический |
Цель и задачи проекта |
Цель: Ознакомление детей с бытом русской избы и традициями русского народа; представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском и музыкальном фольклоре; воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям. Задачи: 1.Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. 2.Познакомить учащихся с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб). 3. Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей. 4. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. 5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русскому жилищу 6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой. 8. Воспитывать патриотические чувства. |
Проектный продукт |
«Макет мини – музея русской избы» |
Сроки реализации проекта |
2015-2016 учебный год |
Эффективные формы работы в рамках реализации проекта |
Беседы, часы общения, Информационные часы, Продуктивная деятельность, интервью, Творческие выставки, аппликации, |
Введение
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба» в процессе проектной деятельности.
Новизна проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
ценность слова, как возможность общаться;
ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
ценность познания мира;
ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
3. Основные этапы по реализации проекта
Содержание практической деятельности на этапе |
Участники |
Диагностический этап |
|
Опрос «Что ты знаешь о жилище и житие русского народа? |
Учитель, воспитатель, обучающиеся |
Подготовительный этап |
|
Определение темы и содержание работы, определение заголовка и названия глав, определение и обсуждение источников информации. Выбор критериев оценки результатов. |
Учитель, воспитатель |
Поисково – деятельностный этап |
|
Учащиеся: самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, создание презентации. Воспитатели: наблюдение , советы, проведение консультаций и бесед, помощь в создании презентаций. Родители: оказание помощи в планировании работы с учётом занятости ребёнка, содействие в поисках необходимого материала для работы над проектом. |
Учитель, воспитатель, родители |
Обобщающий этап |
|
Систематизация собранного материала. Создание макета «Музей Русской избы» |
учитель, воспитатель, обучающиеся, родители |
Представление продуктов проектной деятельности. Родители: поддержка ребёнка во время презентации. |
воспитатели, обучающиеся, родители |
Аналитико – заключительный этап |
|
Оценка своей работы. Обмен впечатлениями по итогам проекта. |
воспитатели, обучающиеся, родители |
4. Дорожная карта мероприятий по реализации проекта
Этапы работы над проектом |
Деятельность воспитателя |
Деятельность учащихся совместно с родителями |
Сроки выполнения |
Диагностический этап |
Проведение опроса по теме: «Что ты знаешь о традициях и быте наших предков?» - Определение темы, цели и задач проектной работы; - Определение источников информации |
Учащиеся совместно с родителями отвечают на вопросы |
Сентябрь (1 неделя) |
Подготовительный этап |
«Жилище наших предков на Руси – Русская изба» (вводное занятие) |
Творческое рисование эскизов русской избы |
Сентябрь (2-4 неделя) |
Поисково – деятельностный этап |
«Народный фольклор о русской избе» (час развлечения) |
Подборка загадок, стишков, пословиц и поговорок о русской избе Презентация мини-сборника для детей «Русская изба в народном фольклоре» |
Октябрь |
«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом» (беседа о составных частях русской избы) |
Изготовление макета избы из пластилина |
Ноябрь |
|
«От лучинки до электричества» (творческое рисование) |
Рисование лучины, керосиновой лампы, Оформление выставки рисунков |
Декабрь |
|
«Вечера долгие – руки умелые. Орудия труда русских ремесленников и умельцев» (час общения) |
Творческое рисование, презентации |
Январь |
|
«Предметы домашнего интерьера русской избы. Секреты бабушкиного сундука» (просмотр видеосюжета) |
Изготовление макета Сундука из подручных материалов |
Февраль |
|
«Предметы домашнего интерьера русской избы. Русская печь» (беседа – показ) |
Изготовление макета русской печи |
Март |
|
«Предметы домашнего обихода. Русский самовар» |
Изготовление макета русского самовара из пластилина |
Апрель |
|
«Конфетки –бараночки или всё о домашней выпечки» |
Изготовление макетов, муляжей домашней выпечки |
Май (1-2 неделя) |
|
Обобщающий этап |
«Русские посиделки» (час развлечения) |
Изготовление макета Музей Русской избы |
Май (3-4 неделя) |
Аналитико – заключительный этап |
Анализ совместной творческой деятельности «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ –УЧИТЕЛЬ» в рамках реализации проектной работы Подготовка фотоотчёта по проектной деятельности Мультимедийная презентация «Роль воспитателя в формировании гражданской позиции через изучение русских традиций |
Июнь |
Ожидаемые результаты
Участие ребят в реализации проекта позволит расширить знания детей о культуре и быте предков на Руси, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства.
6. Используемая литература
1. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях». И: СПб.- 2002г.
2. О.Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. И.: Санкт-Петербург Детство-Пресс - 2004
3. Лисавцова Т.М. Проект «Русская изба» [Электронный ресурс].- 06.09.2015 год, URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/06/proekt-russkaya-izba-mini-muzey-v-detskom-sad
Приложение 1
Макет русской избы
Макет русской избы
Легоцкая Вера Сергеевна
Ястребова Элла Ревнеровна
Паненкова Ирина Михайловна