12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаплагина Ольга Владимировна250
Материал размещён в группе «Юный исследователь»















Направление: гуманитарное



Исследовательская работа (информационно – исследовательский проект)



«Мёртвые и живые языки»




t1654189466aa.jpg

Содержание

Информационный лист (Введение, цель, задачи, актуальность проекта)


I этап - организационный

1

Сбор информации


2

Анкетирование учащихся 4 класса. Результаты анкетирования


3

Вывод


II этап - теоретический

2. 1

Мёртвый язык


2.2.

Почему умирает язык.


2.3.

Какие бывают мёртвые языки


2.4.

Эволюция мёртвых языков в современном мире.


Ш этап - практический

3.1.

Языковые игры (мастер – класс)


3.2.

Изготовление буклета



IV этап - итоговый


4.1.

Заключение Выводы (значение проекта для использования на практике)


4.2.

Рефлексия проектной деятельности


5.

Информационно – методическое обеспечение.

6.

Приложение


«Мёртвые и живые языки»

Введение

Язык подобен храму, который хранит души говорящих на нём.

Но он может рухнуть, как только люди перестанут им пользоваться.

Оливер Холмс

Интерес к теме проекта о языках возник не случайно. Совсем недавно я писала исторический очерк на урок родного русского языка. Работая над очерком, я использовалась толковыми словарями Ожегова, Даля, Ушакова. Листая страницы словарей, наталкивалась на слова, которые давно не употребляем в речи. Они устарели. У каждого из них есть своя история. В школьной библиотеке в справочнике, нашла информацию о том, что есть мёртвые, живые и искусственно созданные языки. Мне стало интересно, какой язык самый древний, почему вымирают языки, какие языки в наше время самые популярные.

Проблема (идея) проекта:

изучить, какие бывают мёртвые языки, проследить эволюцию мёртвых языков в современном мире,

узнать о применении искусственных языков в современном обществе.

Актуальность проекта: проблема языков актуальна, она является объектом многих научных исследований.

Гипотеза проекта: считаю, что одни языки вымирают, эволюционируют, оживают, создаются новые.

Цель проекта: провести информационно – исследовательскую работу, понять, какие языки являются мёртвыми, какие живыми, выяснить причины вымирания языков.

Задачи проекта:

изучить литературу по данной теме

ознакомиться с понятием «мёртвый язык» выявить причины вымирания языков

узнать, какие языки считаются мёртвыми

найти информацию о живых языках и искусственно созданных

провести анкетирование среди своих одноклассников

на основе полученных сведений провести рефлексию проектной деятельности

Вид проекта:

по содержанию (информационно – исследовательский)

по комплектности (межпредметный)

по количеству участников (индивидуальный)

по продолжительности (краткосрочный)

Сроки реализации проекта: информационно – исследовательский проект реализуется в период с января по февраль 2021 года.

Этапы проекта и промежуточные результаты (выводы)

1 этап – организационный

Объект исследования: мёртвые, живые, искусственно созданные языки.

Предмет исследования: использование и участие мёртвых и живых языков в жизни современного общества.

Работая над проектом, использовались два метода: поисковый и аналитический.

Приёмы исследования: просмотр познавательных передач, изучение литературы и интернет источников, анкетирование одноклассников, анализ полученных данных.

Анкетирование учащихся 4 класса.

Участие в анкетировании приняли 25 человек.

На данном этапе исследования, я провела анкетирование. Предложила одноклассникам ответить на вопросы анкеты. Мне было интересно узнать, знают ли мои одноклассники о значении выражения «мёртвый язык». Почему умирают языки? Какой язык самый распространенный в мире? Как вы считаете, какой язык будет в будущем всеобщим международным?

Результаты анкетирования показали, что 50% одноклассников имеют представление о мёртвых языках. 15 учеников не смогли ответить на вопрос об исчезновении языков. 98% учащихся считают английский язык самым распространённым в мире. 90% учащихся считают будущее за китайским языком, оставшиеся 10% учащихся считают, что будущее за искусственно созданными языками.

Вывод: из результатов анкетирования выявлено, что часть детей знают о существовании мертвого языка. Большинство ребят не знают о причинах вымирания языков. Практически все сошлись во мнениях о самом распространённом языке. Самый интересный вопрос оказался о будущем языке.

2 этап – практический

2.1. Мёртвый язык

В начале своего исследования я заглянула в словарь, чтобы узнать о значении выражения «мёртвый язык». В Википедии, и в толковом словаре С. Ожегова «мёртвый язык» – язык, вышедший из употребления в качестве средства коммуникации и, как правило, известный лишь в письменных источниках, памятниках. Исчезает народ, за ним умирает его культура, традиции и ценности. Когда всего этого не существует, появляется мёртвый язык, который хранится лишь в письменных источниках. К примеру, не многие знают, что арабский раньше был коптским, а исконно американский язык вытеснил французский, английский, испанский и португальский.

2.2. Почему умирает язык?

Когда я искала информацию о причинах вымирания языков, мне стало известно, что исчезновение языков наблюдалось во все времена, но наиболее активно это стало происходить последние десятилетия. Согласно исследованиям учёных, мёртвый язык появляется каждые две недели. Многие из них являются бесписьменными, и они исчезают, как только смерть забирает последнего носителя. По данным ЮНЕСКО, более 50% всех языков находятся под угрозой исчезновения.

Такое положение случается при возникновении двух основных причин:

Исчезает народ, владеющий этим языком. Такая участь коснулась жителей Тасмании, которых выгнали с территории родной земли

Люди изучают новые языки, при этом забывают старые

Языку свойственно меняться. Проходят столетия, рождаются и гибнут цивилизации, возникают и пропадают многие реалии жизни. Язык живо реагирует на это, принимает или отвергает слова, обороты, фразеологизмы, идиомы. Он постоянно меняется, как меняются люди, которые на нём говорят.

2.3. Какие бывают мёртвые языки

В ходе своего исследования, я узнала, что мёртвые языки делятся на несколько видов и существовали некоторые особенные языки, которые считаются вымершими. Я составила список некоторых из них и выяснила, как выглядят некоторые буквы и слова.

Tamboran – использовался на протяжении 1000 лет населением южной части Индонезии. Но в 1815 году после сильнейшего извержения вулкана погиб не только народ, но и его язык.

Азери – закончил своё существование в 17 веке, когда персы напали на город, где разговаривали на этом языке. После этого все перешли на турецко-азербайджанскую речь.

Сольресоль - этот язык был придуман во Франции в начале 19 века для обучения глухих, как альтернатива языку жестов. Язык был основан на названиях нот. Но просуществовал до конца того же века и был изъят как малоэффективный.

Как известно, Джордж Бернард Шоу был не только выдающимся британским писателем, но и сторонником реформации английской письменности. Он прилагал огромные усилия, чтобы внедрить созданный фонетический алфавит из 40-ка букв. Драматург даже предусмотрел награду в своем завещании размером в 10 000 фунтов тому, кто сможет внедрить эту систему "в оборот", сделать ее распространенной.

Латинский, древнерусский, древнегреческий, церковнославянский, санскрит, коптский и другие. То есть те языки, которые остались лишь в древних рукописях или памятниках истории.

2.4. Эволюция мёртвых языков в современном мире.

Есть примеры, когда мёртвый язык вновь стал живым - так произошло с ивритом, мэнским, корнским языками.

Латынь – предок романского языка.

Османский сменил турецкий.

Старославянский - дал основу нашему русскому

Древнегреческий - существует лишь в диалектах.

Языки международного общения

Язык является главным инструментом для обретения взаимопонимания между людьми всего мира. Существует не так много языков, считающихся международными. Прежде всего, к ним относятся языки, на которых общается наибольшее количество людей. Многие из них являются также официальными языками ООН. На сегодняшний день, языком международного общения №1 по праву считается английский. На втором месте в последние годы вышел китайский. На третьем месте – испанский. Почётное четвёртое среди международных языков принадлежит русскому. Впрочем, как выяснилось, статус языка международного общения не является постоянной величиной. С течением времени одни языки теряют его, а другие – обретают.

Искусственные языки.

Изучая литературу о языках международного общения, я узнала о существовании искусственных языках. Это вспомогательный язык. Язык, является специализированым.

Искусственные языки можно разделить на группы:

философские и логические

вспомогательные

артистические или эстетические

Виды:

языки программирования и компьютерные

информационные (используются в различных системах обработки информации)

формализованные языки науки (для записи символов)

языки несуществующих народов (эльфийский язык)

III этап – практический

3.1.Причинами создания подобных языков являются: лингвистические эксперименты, языковые игры.

Словесная игра “Один день из жизни” Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала. К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятёрка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда  рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь” Обычно играем по кругу с учениками,  в качестве разминки на любом уроке-занятии. Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Например: изверг – вулкан, жрица – женщина, любящая поесть. Победит тот, кто подберёт больше интересных слов.

3.2. Изготовление памятки

IV этап – итоговый

Заключение

На протяжении работы над проектом, я узнала много новых удивительных вещей, моё исследование коснулось, истории с древнего мира до наших дней. Исследование показывает, что Мёртвый язык – это язык, не существующий в живом употреблении, но это совсем не означает, что его не используют. В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменных формах и используются для нужд науки, религии и культуры (например латынь, древнегреческий). Языки вымирают по разным причинам, основные из которых являются исчезновение народа, отказ носителей от родного языка и переход на новый. Мёртвый язык можно оживить. Живым примером является иврит, который ожил благодаря группе энтузиастов.

Рефлексия проектной деятельности.

Гипотеза о том, что многие языки умирают, эволюционируют, оживают и создаются новые и что в будущем будет единый язык подтвердилась. Так что, если всё пойдёт хорошо, мы скоро сможем общаться на любом языке с помощью новейших компьютерных технологий.

Информационно – методическое обеспечение.

Николас Остлер «Взлёты и падения мировых языков».

Аксёнова М., Ананьева Е., Евсеева Т., Мир энциклопедий Аванта+,2007 г. 184 страницы.

Ожегов С.И. толковый словарь

Полянская И., Ионина Н., "Я познаю мир: Праздники народов мира", ООО "Издательство АСТ" 2004 г. 476 страниц.

https://www.eduneo.ru/5-slovesnyx-i-lingvisticheskix-igry-na-zanyatiyax-po-russkomu-yazyku/


Приложение №1


Анкетирование

Вопрос

Ответ

Мёртвый язык – это…



Почему языки умирают?



Назовите самый распространённый язык





Приложение №2


Результаты анкетирования

Результаты анкетирования показали:

50% одноклассников имеют представление о мёртвых языках.

15 учеников (60%) не смогли ответить на вопрос об исчезновении языков.

98% учащихся считают английский язык самым распространённым в мире.

90% учащихся считают будущее за китайским языком.

10% учащихся считают, что будущее за искусственно созданными языками.



Приложение №3


Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить  эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

Словесная игра “Один день из жизни” Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала. К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятёрка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда  рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь” Обычно играем по кругу с учениками,  в качестве разминки на любом уроке-занятии. Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Например: изверг – вулкан, жрица – женщина, любящая поесть. Победит тот, кто подберёт больше интересных слов.

Приложение №4


Памятка

Помните и никогда не забывайте!

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. 

М.А. Шолохов

1. Наш язык ещё «живой», но, к сожалению, останавливается в развитии.

2. Наш язык перегружен жаргонизмами, заимствованными словами, теряет свою самобытность.

3. Увеличивается разница между литературным и разговорным стилями нашего языка. Может случиться так, что будет уничтожен язык великой русской литературы.

4. Ускоряется распространение тотальной безграмотности среди молодых носителей нашего языка.

Но в наших силах спасти родной язык!

Изучайте родной язык, его прошлое и настоящее, законы его развития!

Читайте умные, добрые книги!

Следите за тем, что и как вы говорите и пишете!

Помните один из заветов академика Д. С. Лихачёва: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей»!

Помните, что русский язык – это духовное богатство нашей страны! Любить и беречь его – значит любить и беречь Родину!




















Опубликовано в группе «Юный исследователь»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.