12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена22
3

Статья на тему «Профессиональное становление молодого или начинающего специалиста в условиях образовательного пространства»

Статья «Профессиональное становление молодого или начинающего специалиста в условиях образовательного пространства».

Автор: Каширина Елена Константиновна, учитель технологии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей технологии Каргасокского района Томской области.


 

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1»


 

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От усилий педагогов зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя. Лев Николаевич Толстой говорил: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...» Начиная педагогическую деятельность, молодой специалист остро ощущает необходимость в повышении своей профессиональной компетентности. Очень важен первый шаг в профессию, создания условий для сохранения молодых кадров и привлечения дополнительных ресурсов в систему образования. У педагогов есть хорошая традиция – в августе каждого года проводить учительские конференции, на которых проходят посвящение в профессию молодые и начинающие учителя. На плечи начинающего специалиста ложатся те же обязанности и несут они ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем. Между тем молодой учитель требует к себе особого внимания. Учителя, которые в первые годы работы получат поддержку со стороны педагогического сообщества, не будут чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Такую поддержку может оказать опытный коллега педагог – наставник. Учитель технологии в школе бывает обычно один, а в условиях малокомплектной сельской школы, когда от 3 до 4 недельных часов технологии часами «догружают» учителя даже не смежных дисциплин (географии, истории, литературы, физической культуры), и проконсультировать профессионально молодого педагога может только специалист из районного центра. Методическую помощь коллегам района я оказываю уже на протяжении не одного десятка лет. Моё знакомство с молодыми специалистами состоятся на августовской конференции педагогических работников, во время работы РМО учителей технологии. Как руководитель РМО учителей технологии, я откликаюсь на просьбу помочь учителям разобраться со спецификой предметной области «Технология». На начальном этапе важно собрать сведения о профессиональных потребностях коллеги (это может быть любая форма, от простой беседы до анкетирования). В ходе общения выясняется уровень его теоретической подготовки, намерения и цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя-наставника начинается с составления перспективного индивидуального плана работы. Как наставник – понимаю свою основную цель работы в этом направлении – оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов (а сейчас уже и электронных), факультативных и кружковых занятий, а так же техники безопасности на рабочем месте ученика сопровождаю памятками, и с этим вопросом особых проблем не бывает. Вопросы планирования учебных программ, буквально у всех обратившихся ко мне педагогов, вызывают большие затруднения. После детального изучения нормативных документов по организации учебного процесса молодой специалист определяет тему самообразования, и здесь ему тоже помогает учитель-наставник.

Планируя работу РМО, я всегда помню о тех «заявках» молодого педагога, которые выявила при первом собеседовании. Приоритетным считаю вопросы практической направленности, подбираю выступающих, рекомендуя темы выступлений, всегда делаю ставку на молодого учителя. По возможности, стараюсь посещать уроки молодых коллег, хотя территориальная отдалённость посёлков, труднодоступность, не всегда и не со всеми позволяют это осуществить, приходится ограничиваться консультациями по телефону. Важное условие совершенствования педагогического мастерства – постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе. Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей образовательного учреждения, в котором работает молодой педагог, анализ их структуры, выявление межпредметных связей – всё это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности. Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д. Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы, в работе методических днях района.

В результате кропотливой предварительной работы учителя – наставника молодые специалисты принимают активное участие в научно-методической работе РМО, не боятся практиковать проведение открытых уроков. Приятно наставнику, когда в ходе анализа урока коллеги отмечают в деятельности молодого специалиста крупицы нового, интересного, полезного. Результатом работы учителя-наставника с молодым специалистом является его участие уже не в качестве слушателя, а в качестве выступающего. Учитывая многолетний педагогический опыт в этом вопросе, понимаю, что результативной работа наставника будет в случае реализации следующих моментов: - взаимная заинтересованность сторон; создание психологически комфортных условий для становления молодого специалиста (доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника).

Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств. Каким учителем станет молодой специалист, зависит прежде всего, от учителя-наставника. В идеале наставничество – это непрерывный процесс. Множество сложностей, с которыми сталкивается сегодня учитель в школе, проще решать вместе.


 

Список литературы:

1 Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2007.

2. Ниязбаева, Н.Н. Рефлексивные методы обучения в процессе повышения квалификации педагогов-практиков// Методист.-2013.-№5.-С.6-9.

3. Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir nauki.com/PDF/05PDMN318.pdf (доступ свободный).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.