12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина200
Россия, Башкирская респ., Салават
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
1

Статья «Профилактика аддиктивного поведения обучающихся с ОВЗ»



Профилактика аддиктивного поведения обучающихся с ОВЗ

Андреева Ирина Никоноровна,

ГБОУ Салаватская КШ

 

В последнее время особенно актуальным стал вопрос здорового образа жизни среди подрастающего поколения, так как одна из основных негативных тенденций у современных подростков - это употребление и злоупотребление психоактивными веществами. Это зависимое, отклоняющееся поведение в современном мире чаще называют «аддиктивное поведение».

Аддиктивное (зависимое) поведение – это поведение, которое связано с зависимостью от употребления психоактивного вещества в целях изменения психического состояния.

Идя по этому пути, человек придет к саморазрушению, т.е. такое поведение носит аутодеструктивный характер. Особенно разрушающее воздействие, как известно, психоактивные вещества оказывают на ещё не зрелые физиологические и личностные структуры детей и подростков. Самые опасные в этом плане являются алкоголь и наркотические вещества.

Количество потребляемого алкоголя в подростковой среде напрямую связан с развитием ряда психологических, медицинских и социально – экономических проблем, имеющих негативное значение как для самих подростков и их семей, так и для государства в целом.

В нашей стране аддиктивное поведение стало одной из наиболее острых проблем, касающихся молодёжи. Масштабы и темпы приобщения общества к психотропным веществам таковы, что ставят под угрозу физическое и моральное здоровье молодёжи и будущее её значительной части, а также социальную стабильность Российского общества в уже ближайшее время.

В связи с этим профилактическая работа становится обязательной составляющей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Особенно большую значимость имеет профилактика обучающихся с ОВЗ, так как у них повышены факторы риска аддиктивного поведения. Стремление уйти от реальности посредством стимуляции интенсивных эмоциональных переживаний, уход от психотравмирующих ситуаций в силу определенных причин решающее значение приобретает именно для лиц, имеющих ограниченные возможности. «Трудности поведения» таких подростков (их психическое состояние и деятельность) придают своеобразие их познавательной деятельности, искажают адекватное усвоение и выполнение нравственных норм и правил поведения, препятствуют социально-трудовой адаптации. Так же этому способствуют дефицит общения с окружающими, особенно со сверстниками, дефицит положительных эмоций.

В таком состоянии обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья чаще вступают в конфликт с окружающими, проявляются вспышки агрессии, не по возрасту сексуальной потребности, желании выпить, токсикомании, курении. Чтобы не было таких ситуаций, профилактическая деятельность должна носить «опережающий» характер. Педагоги должны проводить первичную и частично вторичную профилактику. Если методика профилактической деятельности хорошо продумана, то предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально. Работая с подростками такого поведения, мы должны давать им позитивную установку на формировании жизненных навыков, позволяющих им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды. Главное условие в этой работе- это когда идет устранение эмоционального напряжения и проявление внимания по отношению к таким детям.

Для этого следует планировать и проводить профилактические и досуговые мероприятия с учётом особенностей их поведения.

Существуют различные формы профилактической работы:

- организация социальной игры;

- информирование;

- активное обучение социально важным навыкам;

-организация деятельности ,альтернативной девиантному поведению.

- организация здорового образа жизни.

-активизация личностных ресурсов.

- минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Я, работая воспитателем ГПД, в целях профилактики употребления ПАВ в своей работе часто провожу информационные классные часы. Применяя эту форму работы, я поняла, что беседы по предупреждению наркозависимости должны проводиться не просто в виде бесед, а с применением наглядного видеоматериала. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого я нахожу и использую информацию, подтверждённую статистическими данными. Например, о пагубном влиянии алкоголя на здоровье и личность не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы направляются на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздействия от него, на выработку активной личностной позиции. Я с воспитанниками провожу беседы на следующие темы: «Полет и падение. Понятие о веществах, способных влиять на психику», «Если хочешь быть здоров, откажись!», «Наркотики и здоровье», «Почему люди курят и употребляют алкоголь?» и т.д.

Так же значительную роль играет организация здорового образа жизни воспитанников. Особенно ценным считается достижение человеком оптимального эмоционального состояния и тем самым успешно противостоять неблагоприятным факторам среды.

Находясь в группе продленного дня, дети соблюдают режим дня регулярно выходят на прогулки на свежий воздух. Мы посещаем парки отдыха, проводим спортивные мероприятия. Мною проводятся беседы, классные часы про ЗОЖ (« Мы за здоровый образ жизни», «Что такое здоровье и как его укреплять» и т.д.), так как здоровый образ жизни предполагает так же здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдения режима труда и отдыха, общение с природой.

В ходе профилактической работы с детьми, которые подвержены высокому риску развития аддиктивного поведения, немаловажную роль играет ознакомление с духовными и культурными традициями России, своей республики, позволяющие осознать себя частью общества. Для того, чтобы формировать нравственные представления мы с детьми посещаем краеведческий музей, совершаем познавательные прогулки («Улицы моего города»),участвуем во внеклассных мероприятиях («Россия единая, Россия непобедимая»).

Так же снижается уровень напряженности при общении, расширяется кругозор, формируется здоровый образ жизни у воспитанников их вовлеченность кружковой творческой работой. Во время ГПД я с детьми провожу кружок «Мастерята», где дети с удовольствием мастерят поделки из различных материалов и участвуют в различных творческих конкурсах, фестивалях, проводимых на школьных, городских, республиканских и всероссийских уровнях.

Встречи с интересными людьми (писателями, художниками, творческими людьми, ветеранами ВОВ) так же положительно влияют на обучающихся. Внешне после такого общения дети остаются такими же, но «внутри» у них зарождается другое видение всего, что их окружает. Они находят себе друзей.

Таким образом, я стараюсь наполнить жизнь своих воспитанников яркими событиями, помочь им раскрыть личностный потенциал и представление об окружающем мире.

Профилактика аддиктивного поведения в учебном заведении имеет большое значение - школа является уникальной и весьма важной "площадкой" для принятия мер по профилактике употребления ПАВ. Оказываемая психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с ОВЗ должна быть регулярной и систематичной. Важно, чтобы дети были вовлечены в различные виды деятельности, чтобы у них не было праздного проведения времени. Мероприятия, в которых обучающиеся могут участвовать, можно разбить на четыре основных направления: традиции, городские (районные) праздники, конкурсы, фестивали; круглогодичные досуговые мероприятия; организация каникулярного отдыха; конкурсы, тематические смотры. Это дает возможность привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося.


Презентация к статье
PPTX / 18.87 Мб
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.