12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена7951
Работаю в школе педагогом-психологом, преподавателем изобразительного искусства. Увлекаюсь ландшафтным дизайном собственного приусадебного участка.
Россия, Волгоградская обл., Краснослободск

Профилактика подросткового суицида.

«Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал…»

Р. Алеев

К сожалению, суицидальные попытки среди подростков сегодня случаются. Добровольный уход из жизни. Что нелепей может казаться для того, кто радуется жизни? Психологический смысл подросткового суицида крик о помощистремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью, и склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям.

Кризисные состояния сопровождают человека всю жизнь. В возрастной психологии определены возрастные кризисы в качестве нормативных. Как правило, они связаны с новой ситуацией развития ребёнка: новорожденность, проявление первой самостоятельности («я сам»), переход из детского сада в школу и т.д. Проявляются они в противоречии между ожиданиями (желаниями) и возможностями, и сопровождаются качественным изменением психики. Наряду с возрастными, случаются и личностные кризисы. Как их мы переживаем, зависит от нашего опыта, внутренних ресурсов и уверенности в поддержке близких. И если в доподростковом возрасте ребёнок по собственному желанию находится под постоянной опекой взрослых, уже взрослый человек имеет опыт проживания кризисов, то подросток, уверенный в своей взрослости, не имеет ни жизненного опыта, ни опыта ошибок. Современный подросток более уязвим, чем его сверстник ещё лет 5 назад по причине наличия почти у каждого возможности ухода от реальности с помощью гаджетов. Среди доступных контентов существуют и несущие угрозу здоровью и жизни. В кризисной ситуации у ребёнка единственным «другом» может оказаться виртуальный. Учитывая вышесказанное, при том, что большую часть жизни учащийся проводит в образовательной организации, роль педагогов в профилактике суицидальных намерений становится всё более актуальной.

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательной организации без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.

Принципы работы:

Принцип ценности личности, включающий в себя ценность каждого участника процесса образования.

Принцип уникальности личности – признание индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

Принцип приоритета личностного развития, заключается в том, что обучение является не самоцелью, а средством развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно- воспитательного процесса.

Этапы профилактической работы

Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение сплоченности классного коллектива, всех учащихся в школе.

Мероприятия: Создание общешкольных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, с целью создания у детей чувства заботы, уюта, любви.

Организация внеклассной воспитательной работы. С 17-по 21 апреля в школе прошла неделя психологии. Интересно прошли классные часы и выставка рисунков «Счастье это», «Жизненные ценности моего класса».

Разработка эффективной модели взаимодействия семьи и школы, включая все сообщество. Учащиеся, ощущающие себя частью школы, справедливость учителей, чувствующие, что у них есть близкие люди в школе, намного реже думают или пытаются совершить самоубийство. Всегда могут обратиться в школьную службу примирения, которая успешно функционирует с 2014 года.

Регулярные родительские собрания, на которых обсуждаются актуальные вопросы воспитания, например интересно прошло собрание по теме «Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций». На собрании был проведен тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации». Цель изучение особенностей поведения человека в конфликтных ситуациях. После обработки результатов познакомила родителей с ответами их детей. Каждый родитель увидел свою собственную стратегию и стратегию своего ребенка. В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса лежат два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Рассмотрели и обсудили проблемные ситуации. Данное собрание-практикум получило положительный отклик у родителей.

Обязательно проводим общешкольные тематические лектории «Крепка семья- крепка Россия», «Сквернословие в моей жизни», «Информационная безопасность», которые знакомят родителей с вопросами воспитания, повышают их педагогическую культуру, помогают вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. В этом помогает социально психологического тестирование, оно позволяет оценить процесс становления личности обучающегося, так как нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье. СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от проб и потребления психоактивных веществ. На основе полученных результатов, для детей группы риска составляется программа индивидуального сопровождения.

Формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей. Много интересных курсов внеурочной деятельности, например курс «Диалог», где еженедельно рассматриваются разные темы, например «Груз моих привычек», «Обида-польза или вред.»

Привитие установленных в обществе социальных норм поведения, воспитание милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Принимаем активное участие во всех благотворительных и социальных акциях, «Добрый апельсин», «Поздравь ветерана», «Добрый автобус», «Коробка храбрости».

Второй уровень – первичная профилактика. Цель- выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида.

Мероприятия

1. Диагностика суицидального поведения, например

Методика определения суцидальной направленности (Личностный опросник ИСН) Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности.

Задачи педагога-психолога:

Выявление детей «группы риска».

Работа с семьей учащегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии.

Оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование ценностного отношения к жизни, умения регулировать своё поведение; навыков здорового образа жизни, поиска социальной поддержки, принятие её, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога:

Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения суицида.

Работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии.

3. Классные часы, круглые столы, оформление информационных стендов.

Повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации. С педагогами и родителями проводится просветительская и консультативная работа по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, сообщается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

С детьми беседы о суициде необходимо вести с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Бесспорно, подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому они должны быть осведомлены о том, что суицид это бегство от решения проблемы, от наказания, позора, унижения, отчаяния, разочарования, утраты.

Самое главное: Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». 

 Для предотвращения суицидов у детей команда педагогов могут сделать следующее:

вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

внушать им оптимизм и надежду;

проявлять сочувствие и понимание;

осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Свое выступление я хочу закончить притчей.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. “Разве тебе безразлична судьба детей?” – спросили спасатели. Третий путник им ответил: “Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.