12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спиридонова Любовь Владимировна33
влюблена в свою работу
Россия, Камчатский край, п.Ключи-1

t1707743256aa.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 П.КЛЮЧИ-1»

УСТЬ – КАМЧАТСКИЙ РАЙОН, КАМЧАТСКИЙ КРАЙ


Регистрационный номер работы ____________

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________

Королева Е.В.

«___»_____ 2019 г.






«ЛАДОНЬ ДОБРА»

программа духовно-нравственного

и гражданско-патриотического воспитания

детей и молодежи от 7 до 18 лет

(срок реализации 4 года)

t1707743256ab.gif

Разработчики:

Спиридонова Л.В.,

педагог-организатор

Лебедева Н.В.,

учитель русского языка

и литературы

Королева Е.В.,

учитель обществознания





п.Ключи-1

(Название города, населенного пункта, в котором реализуется работа)

Петропавловская и Камчатская Епархия

(Название епархии)

отсутствует

(Название митрополии)

irinka- vasilek@inbox.ru

(E-mail)

8-980-689-13-75

(Контактный телефон)



2019 год

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания (далее Программа) определяет содержание и основные пути развития системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование гражданско - патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Программа представляет собой комплекс нормативных, правовых, организационных, исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.

Данная Программа является продолжением программы «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание обучающихся» 2015-2018 годов.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными

правовыми актами:

Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.);

Закон РФ "Об образовании" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 26.09.1997 N 125-ФЗ);

Закон РФ "О воинских (памятных) днях России" ( от 13.03.1995 N 32-ФЗ);

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг» (постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493)

Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» ( от 9 октября 1992 г. N 3612-I)

Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16)

Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16)

Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16)

Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16)

и другие законодательные акты и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный.

Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Задачи:

Разработать, обсудить и утвердить Программу духовно-нравственного и патриотического воспитания для конкретного образовательного учреждения.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.



II этап: практический.

Цель: реализация Программы.

Задачи:

отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия

расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.

проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы

активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях

III этап: аналитический.

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

обобщение результатов работы;

проведение коррекции затруднений в реализации Программы;

планирование работы на следующий период.

По завершению программы ожидаются следующие результаты:

высокие этические нормы поведения и жизни;

активная гражданская позиция;

стремление к духовному обогащению и развитию;

чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

уважение к родителям;

знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

стремление к здоровому образу жизни.

Реализация Программы позволит заложить основы:

достижения заданного качества духовно-нравственного и патриотического воспитания;

обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся;

формирования духовности, гражданственности и патриотического сознания учащихся.

Введение и актуальность

Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством - это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательного процесса в современном российском образовательном учреждении является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота.

Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

Программа предусматривает воспитание благородного человека, гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни. Главное в Программе – системно-деятельностный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выбрать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель и задачи Программы

Цель:

на основе системного и личностно-деятельностного подходов воспитать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, успешного гражданина России.

Задачи:

формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности, овладение общечеловеческими нормами этикета

развитие общей культуры обучающихся, в том числе через приобщение к обычаям и традициям своего народа

воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма

повышение социальной активности обучающихся, повышение их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива, решении вопросов школьной жизни

развитие способностей и таланта обучающихся, готовности их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире

сотрудничество с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Модель выпускника:

подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств;

подросток, любящий свою семью.

Ценностные установки Программы

Содержанием воспитания являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии;

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Направления Программы

Символом Программы является разноцветная ладошка. Разноцветная как символ милосердия и духовной нравственности, так как разноцветные ладошки – это символ волонтёров. А кто, как ни волонтер является примером гражданско-патриотической, социально-духовно-нравственной личности. Ладонь – это личность ребенка, пальцы – направления, по которым он должен развиваться, чтобы стать достойным гражданином великой России.

1.Духовно-нравственное и эстетическое воспитание.

Формирование нравственных понятий и эстетических восприятий через:

- представление о национальных ценностях РФ;

- представление о целостном восприятии мира, роли традиционных религий в развитии РФ;

- формирование чувств милосердия и толерантности;

- привитие чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем, красоту творчества;

- негативное отношение к антиобщественным поступкам, оскорбительным словам и действиям.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения прав, свобод и обязанностей человека через:

- формирование представления о политическом устройстве Российского государства, об институтах гражданского общества;

- представление о символах государства – флаге, гербе РФ и субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение;

- представления о правах и обязанностях граждан РФ;

- интерес к общественным явлениям и пониманию активной роли человека в обществе;

- ценностное отношение к своему языку, народам РФ, их традициям и культуре;

- воспитание негативного отношения к нарушениям общественного порядка, игнорированию выполнений другими своих обязанностей.

3. Воспитание позитивного отношения к учёбе, труду, жизни:

- формирование представлений о нравственных основах учёбы, труда, ведущей роли образования, значения творчества в жизни человека и всего общества;

- привитие умений дисциплинированности, настойчивости, последовательности в выполнении учебных и трудовых заданий;

- привитие бережного отношения к результатам труда, школьному имуществу, личным вещам.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через :

- представление о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического;

- понимание важности занятий физическим спортом для здоровья человека, его успешной учёбы и дальнейшей карьеры.

5. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- формирование бережного отношения к растениям и животным.

Принципы Программы.

Реализация программы предусматривает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются следующие принципы:

Принцип содружества, сотворчества, соучастия

Принцип следования нравственным примерам

Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания

Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности воспитания.


Основное содержание Программы

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Мероприятия по реализации программы

Гражданско-патриотическое воспитание

Ключевые дела

Школьный конкурс военно-патриотической песни

Смотр песни и строя

Участие в военно-патриотической игре «Зарница»

Уроки мужества, посвященные дням воинской славы России, праздничным, памятным и иным значимым датам России и края

Акции «Георгиевская ленточка»

«Письмо солдату»; «Ветеран»; «Обелиск»; «Дари добро»

участие в интеллектуальных играх, конкурсах муниципального и иных уровней патриотической направленности.

Подпрограмма «Мы - молодые» (автор Королева Е.В.) – занятия с членами волонтерского отряда (Приложение 2)

Рекомендуемые классные часы (Приложение 1)

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий;

организация и проведение совместных мероприятий, проектов.


Пt1707743256ac.gif ути реализации









Нравственно-духовное и эстетическое воспитание

Ключевые дела

День Знаний, День Учителя, Последний звонок

День пожилого человека

День матери

Благотворительные акции ко дню пожилого человека, «Дети – детям»; «Дарю радость» в рамках акции «Щедрый вторник», «Белый цветок», «Посылка солдату», «Ветеран»

«Новогодний праздник», праздничные мероприятия, посвященные 8 марта

совместные мероприятия с библиотекой полигона

«Рождественские встречи», «День блина» - праздник Масленицы, КТД «Светлая Пасха» с изготовлением поделок, открыток

встречи, беседы с обучающимися совместно с настоятелем Храма

участие в творческих конкурсах муниципального и иных уровней

вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, детские объединения

Подпрограмма «От сердца к серцу» (автор Лебедева Н.В.) – занятия с членами волонтерского отряда, в том числе совместно со служителями церкви (Приложение 3)

Подпрограмма «Кто, если не Я» (автор Спиридонова Л.В.) – занятия с членами волонтерского отряда (Приложение 4)

Рекомендуемые классные часы (Приложение 1)

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

тематические общешкольные, классные родительские собрания;

организация и проведение совместных праздников; участие родителей в акциях, проводимых в школе и на других уровнях;

индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь).

Пt1707743256ad.gif ути реализации








Воспитание позитивного отношения к учёбе, труду, жизни

Ключевые дела

День посвящения в первоклассники

Акция «Помощь птицам»

Организация дежурства по школе

Акция «Территория чистоты»

Профориентационные экскурсии в подразделения войсковой части, госпиталь

Выставки декоративно-прикладного творчества

Коллективно-творческие мероприятия

Вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, кружки

Рекомендуемые классные часы (Приложение 1)

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

организация экскурсий в подразделения войсковой части с привлечением родителей;

совместные проекты с родителями;

организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий;

участие в КТД.

Пt1707743256ae.gif ути реализации








Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

Ключевые дела

День Здоровья

система профилактических мер по ПДД и ОБЖ

участие в поселковых и школьных спортивных мероприятиях – «Кросс нации», «Эстафета день Победы» и другие

Акция «Мы выбираем жизнь как альтернативу пагубным привычкам!»

беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма

мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом

вовлечение обучающихся в детские спортивные секции, клубы


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

беседы на темы по информационной безопасности и духовного здоровья детей; по укреплению детско-родительских отношений, по созданию безопасной и благоприятной обстановки в семье; о безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

консультации психолога, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

Совместные праздники «День Здоровья»

Пt1707743256af.gif ути реализации










Экологическое воспитание

Ключевые дела

тематические классные часы, посвященные проблемам экологии

участие в экологических акциях

организация экскурсий

организация и проведение походов

участие в экологических конкурсах

День птиц, День Земли, День воды

участие в конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии

Акция «Чистый двор»

Акция «С любовью к России мы делами добрыми едины», «Эколята»

Рекомендуемые классные часы (Приложение 1)

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

тематические классные родительские собрания;

совместные проекты с родителями;

участие родителей в акциях по экологическому воспитанию

привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

Пt1707743256ag.gif ути реализации












Ресурсное обеспечение Программы

Внутренние ресурсы:

Кадровые: большинство педагогов имеют квалификационную категорию.

Материальные: библиотека, обеспеченная методической литературой, выход в интернет, лицензионное программное обеспечение, оборудованные предметные кабинеты, спортивный и актовый залы.

Организационные: в школе работают принципы дифференцированного обучения и комплексного развития личности каждого ребенка, традиции и богатая история школы позволяют создать условия для развития гражданской и духовно-нравственной культуры детей



Внешние ресурсы:

Настоятель храма Рождества Богородицы проводит встречи, беседы о нравственном воспитании, о святых, о православных праздниках, организует просмотры видеофильмов. Часть учащихся посещает Воскресную школу при храме. На следующий учебный год планируется запустить в действие подпрограмму «От сердца к сердцу», включающую в себя блок встреч со священнослужителем волонтеров школьного отряда. Договор о сотрудничестве на рассмотрении в Епархии.

Библиотека при гарнизонном клубе офицеров предлагает широкий выбор бесед, литературно-музыкальных композиций, фильмов по основным направлениям Программы. Договор о сотрудничестве заключен.

Детско-юношеская спортивная школа предлагает обучающимся выбор различных спортивных направлений для занятий спортом. Обучающиеся школы принимают участие в спортивных мероприятиях различного уровня. Договор о сотрудничестве заключен.

Детский сад № 40 «Золотой ключик». Совместные мероприятия. Уроки Добра, уроки Природы, уроки Права – волонтеры детям. Договор о сотрудничестве заключен.

Музей ОНИС предлагает учащимся цикл бесед, выставок, экскурсий по направлениям Программы. Договор о сотрудничестве заключен.

Центр занятости населения оказывает помощь в трудоустройстве подростков в летний период, проводит лектории, тестирования. Договор о сотрудничестве заключен.

Сотрудники ГБУЗ КК "Ключевская Районная Больница", Отделения полиции № 8, КДН и ГИБДД оказывают помощь в проведении Недели ЗОЖ, Недели безопасности и т. д.

Обучающиеся школы посещают занятия дополнительного образования в Школе искусств, детско-юношеской спортивной школе, в ЦДК «Лесник».




Мониторинг эффективности и

методологический инструментарий Программы

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов)

Опрос

Анкетирование

Интервью

Беседа

Психолого-педагогическое наблюдение

Критериями эффективности реализации Программы является динамика основных показателей воспитания обучающихся:

1. Динамика развития нравственно-эстетической, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Перечень рекомендуемых диагностик, анкет, опросников

Диагностика нравственной самооценки.

Диагностика этики поведения.

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Диагностика нравственной мотивации.

Диагностика определения общественной активности.

Анкета «Ценностные приоритеты».

Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.

Измерение уровня воспитанности (Т.И. Шаламова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин).

Диагностики сформированности ученического коллектива.

Диагностические анкеты, опросники по гражданско- патриотическому воспитанию.


























Приложение 1

Рекомендуемые классные часы

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1 класс

История моего имени и фамилии

Герб, флаг, гимн России

Вот она какая, моя Родина большая

Антикоррупционные часы Зачем человеку быть честным?

Что такое хорошо и что такое плохо?

А если с тобой поступят так же?

2 класс

История моей улицы

С чего начинается Родина?

Славные сыны нашего Отечества

Антикоррупционные часы Волшебники добра

Подарки и другие способы благодарности

Деньги: свои и чужие

3 класс

История моего поселка

Моя родословная

Роль ребенка в семье, обществе, государстве

Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы

Антикоррупционные часы Правда и ложь

Можно и нельзя

Мои друзья – мое богатство

4 класс

Мои предки в труде и в бою

Красота русской природы

Телефон доверия. Как и у кого просить о помощи

Ответственность родителей за деяния несовершеннолетних

Антикоррупционные часы Что такое справедливость?

Мы все разные, но у нас равные права

Как прожить без ссор?

5 класс

Что значит любить Родину?

Я - Россиянин

Защищать Родину – это почётный долг

Как оставить след в истории и не «наследить»

Антикоррупционные часы Что такое коррупция, её виды.

По законам справедливости.

Что такое взятка.

6 класс

Отец, Отчизна, Отечество

Народ и я – единая семья

Нарушения норм и их последствия

Право и правопорядок

Антикоррупционные часы На страже порядка.

Проблема «обходного» пути.

Откуда берутся запреты?

7 класс

Достижения русских учёных и изобретателей

Что мы знаем о народах, населяющих Россию

Социальная среда подростка. Влияние улицы

Причины противоправного поведения

Антикоррупционные часы Что такое равноправие?

Быть представителем власти.

Властные полномочия.

8 класс

Гражданин ли я России?

Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма

Налоги, их виды. Долг и кредит

Антикоррупционные часы Коррупция как противоправное действие.

Как решить проблему коррупции? Откуда берется коррупция?

Закон и необходимость его соблюдения

9 класс

Обязанность, долг, присяга

Я патриот своей Родины

Дети на защите Отечества

Санкции как регулятор человеческого поведения

Антикоррупционные часы Государство и человек: конфликт интересов.

Требования к человеку, обличенному властью.

Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

10 класс

Мы – будущее нашего Отечества

Помнить, чтобы жить!

Социальный прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция

Антикоррупционные часы Коррупция как угроза национальной безопасности

Сдача экзамена.

Несоблюдение правил дорожного движения.

11 класс

Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?

За что я люблю Россию?

Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный

Антикоррупционные часы Правоотношения в обществе.

Разрешение конфликта.

Организация предпринимательской деятельности.




НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1 класс

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Твой школьный вид.

Первый раз в первый класс Вежлив ли я?

Что такое хорошо и что такое плохо?

2 класс

С любовью к родной школе.

Будь вежливым и добрым

О дружбе и взаимопонимании

3 класс

Старших уважай - малышей не обижай

Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня

Опасная парочка (о хвастовстве и зависти)

4 класс

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Давайте говорить друг другу комплементы.

Можно ли радоваться чужому горю?

5 класс

Моя родословная

Правила и нормы поведения в обществе

Беседа о народных промыслах

6 класс

Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

Что такое культура речи и отчего она зависит?

Кодекс вежливого человека

7 класс

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Встречай гостей приветливо

Исконные традиции семейного уклада

8 класс

Жизненное кредо достойного человека

Молодежные субкультуры

Сквернословие

9 класс

Золотое правило нравственности

Гордость – первопричина всех грехов

Будьте счастливы и человечны

10класс

Этикет красоты

Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности Любовь - это согласие ума, души и тела.

11класс

Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей.

Десять Заповедей – основа нравственности человечества.

В чём смысл жизни? Как стать счастливым?


ВОСПИТАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ

К УЧЁБЕ, ТРУДУ, ЖИЗНИ

1 класс

Загадочные явления вокруг нас

В мире интересного

Секреты словарей

2 класс

Умная машина – мозг человека

Время, события, люди

Неизвестное об известном

3 класс

О способностях от А до Я


По страницам энциклопедии

В мире животных

4 класс

Русские учёные – изобретатели


Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть

Мир энциклопедий

5 класс

За гранью возможного

Учение с увлечением?

Архимеды нового века

6 класс


Что? Где? Когда?

В лабиринтах неизведанного


Глубинные тайны человеческого познания

7 класс

Судьбы гениев

Что значит оставить след на Земле?

Нобелевские лауреаты

8 класс

Талантливы все или только избранные?

Пружина технического прогресса

Эвристика – наука о творчестве

9 класс

Кем быть? Каким быть?

Его величество случай или…


Профессиональные склонности и способности человека

10-11 классы

Как проявить себя и свои способности?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу


Пока я мыслю, я живу






ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

1 класс

Спорт – это здорово!

Режим дня первоклассника

Способы укрепления здоровья

Что такое ЗОЖ?

2 класс

Азбука здоровья

Зависимость здоровья от окружающей среды

Роль спорта в жизни человека

Рост и развитие детского организма

3 класс

Режим дня

Твоё здоровье

Способы укрепления иммунитета

Личная гигиена

4 класс

Умей сказать нет!

Мы за ЗОЖ

Береги здоровье смолоду

Правила личной гигиены

5 класс

Я против наркотиков!

Что мы знаем о закаливании

Режим дня подростка

Я за здоровый образ жизни

6 класс

Некоторые вопросы здоровья и нравственности

Привычки хорошие и плохие

Бой вредным привычкам

Актив! Здоровье! Позитив!

7 класс

Зимние виды спорта

Рост и развитие организма

Подросток в мире вредных привычек

Помогая другим, помогаем себе

8 класс

Жизнь - территория здоровья!

Твоё здоровье и питание

Мои годы – это лучшее время для того, чтобы …

Рост и развитие организма подростка

9 класс

Наркомания – знак беды

Твоё здоровье и курение

Твоё здоровье и алкоголь

Юридическая ответственность за употребление ПАВ

10 класс

Алкоголь - шаг в пропасть

ВИЧ и СПИД

Я выбираю своё будущее

ЗОЖ – здоровое потомство

11 класс

Наркотики – война без взрывов

Твоя ответственность и ответственность твоих родителей

Здоровые дети в здоровой семье

Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1 класс

Загадки осени

Моё место в природе

Я и природа

2 класс

Как растения показывают погоду и время

Берегите эти земли, эти воды

Эти забавные животные

3 класс

Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя

Охрана и использование животного мира

Природа Камчатского края

4 класс

Наука - экология

Знаешь ли ты деревья?

Цветы в жизни человека

5 класс

H2О – наше богатство

Планета заболела

Заповедники Камчатки

6 класс

В защиту матери-земли

Береги лес от пожаров

Этот пестрый, волшебный, загадочный мир

7 класс

Заповедники России

Электрические станции на службе человека

Деятельность человека и природа

8 класс

Чернобыльская катастрофа

Глобальный экологический кризис

Жизнь под угрозой


9 класс

Природа не прощает ошибок

И станет мачехой земля

Молодёжь и борьба за чистую Землю

10 – 11 классы

Цивилизация - начало борьбы с природой.

Внимание: бытовые отходы

Энергетика: вчера, сегодня, завтра…


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

1 класс

Кто трудится для тебя?

Кто работает в нашей школе?

Конкурс лучших рисунков о труде, профессии.

Как правильно организовать свое рабочее место?

2 класс

Где и кем работают твои родители?

Твои трудовые обязанности дома и в школе.

Кем ты хочешь быть?

Как можно проводить свободное время?

3 класс

Развитие интересов и склонностей младшего школьника.

Конкурс песен о различных профессиях.

Что вы больше всего любите делать?

Досуг и увлечения.

4 класс

«История» вещей, которые тебя окружают.

Кто больше знает профессий?

Все работы хороши - выбирай на вкус

Твое любимое занятие в свободное время.

5 класс

Путь в профессию начинается в школе

Путешествие по профессиям.

Труд на радость себе и людям

Развитие интересов и склонностей младших подростков.

6 класс

Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.

Рассказы о выдающихся людях в различных сферах деятельности.

Предприятия и учреждения нашего городка.

Профнамерения и здоровье ребенка.

7 класс

Замечательные люди моей будущей профессии.

Редкие и массовые профессии.

Кто больше знает профессий?

Кто больше знает пословиц и поговорок о труде?

8 класс

Организм человека и профессия.

По родному краю.

Развитие интересов и склонностей старших подростков.

Мир профессий.

9 класс

Знаешь ли ты себя?

Профессия и призвание.

Выбор профессии.

Где можно получить специальность.

10 -11 класс

Профориентация и медицинская профконсультация.

Твои интересы и увлечения.

Что важнее: «Кем быть» или «Каким быть»?

Психологические характеристики профессий.

Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

Мониторинговые исследования: «Мотивация моего профессионального выбора»



















Приложение 2

Подпрограмма «Мы – молодые лидеры!»

к программе «Ладонь добра»

Автор Королева Е.В., учитель обществознания МБОУ СШ №5 п.Ключи-1 Усть-Камчатского р-на Камчатского края

Важнейшей задачей является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети – это особая социально – демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические, и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права.

Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное уважение к закону, знаний прав человека и умение найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

Цель правового просвещения:

- повысить правовую грамотность несовершеннолетних и организовать просвещение молодежи по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних с участием школьного волонтерского отряда «РИТМ», как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности к правовому просвещению в школе.



Задачи правового просвещения:

- приобщать к деятельности, направленной на социализацию подростков, формировать навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;

- развивать интерес учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;

- формировать собственные представления и личные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества;

- развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;

- ознакомление учащихся с информационными и иными возможностями для дальнейшего непрерывного правового самообразования.

Ожидаемые результаты :

- воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способных к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

- формирование правового сознания;

- снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;

- получение знаний о личной ответственности за антиобщественные деяния.

Курс разбит на тематические разделы:

Раздел

Наименование занятия с волонтерами и проводимого мероприятия

Аудитория, классы

«Права ребенка»

Беседа «Права детей» - забота государства

1-4

Беседа «Конвенция о правах ребенка»

5-8

Беседа «Конституция Российской Федерации»

9-11

«Я - гражданин»

Беседа «Мы граждане Российской Федерации»

1-4

Интеллектуальная игра «Мои права и обязанности»

5-8

Круглый стол «Деятельность правоохранительных органов»

9-11

«Уголовная ответственность»

Круглый стол «Мы в ответе за свои поступки»

1-4

Круглый стол «Виды правонарушений. Ответственность за совершенное преступление»

5-8

Беседа «Особенности уголовной ответственности»

9-11

«Административная ответственность»

Игра «Правонарушения на дорогах»

1-4

Беседа «Административная ответственность несовершеннолетних»

5-8

Беседа «Кодекс об административных правонарушениях»

9-11

«Правила общения»

Игра «Азбука общения. Умей общаться со всеми и всегда»

1-4

Круглый стол «Если тебя задержала полиция!»

5-8

Беседа «Какие опасности подстерегают нас в интернете»

9-11

«Асоциальное поведение»

Беседа «Что такое вандализм?»

1-4

Деловая игра «Закон на нашей стороне»

5-8

Круглый стол «Недопущение массового скопления молодежи: подростковая жестокость»

9-11



















Приложение 3

Подпрограмма «От сердца к сердцу»

к программе «Ладонь добра»

Автор Лебедева Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №5 п.Ключи-1 Усть-Камчатского р-на Камчатского края

Введение.

В современном мире все чаще мы слышим вопрос: «Как правильно воспитывать подрастающее поколение в условиях информационного и технологического развития общества?» Для детей не составляет труда найти информацию по любому, интересующему их вопросу, просто обратившись к ресурсам сети Интернет, почерпнув знания из телевизионных и других источников. К сожалению, многие из них не умеют разграничивать полезную и вредоносную информацию. В результате зачастую происходит подмена нравственных, духовных ценностей материальными, дети видят примеры телесных наслаждений и удовольствий, а не работы души. Как следствие, у подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

Поэтому первостепенной задачей школы является воплощение в системе воспитания идей духовно-нравственного развития школьников, формирование верных представлений о культуре, общечеловеческих ценностях.

Культуру России невозможно понять вне контекста православия, так как именно оно явилось фундаментальной основой этнического самосознания, нравственности и духовности. Считаю, что именно православная культура может способствовать духовно-нравственному развитию школьников, может помочь развитию верных представлений о том, что значит быть человеком, гражданином, членом семьи, общества в целом.

Известно, что Российское государство является светским в том плане, что Церковь от него отделена. Действительно, в Российской Конституции есть статья 14, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Но есть там и другая статья – 28, о свободе совести: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Противоречия в этих статьях нет. Первая запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять. Соответственно, составители программы, опираясь на эти факты, не собираются окунать детей в религиозные догматы, а лишь воплотить в жизнь нравственные основы христианства.

Цель: создать условия для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина, развития его ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных и базовых национальных ценностей

Задачи:

Установка на выработку нравственного самосознания (совесть).

Выработка стимулов дальнейшего нравственного развития.

Выработка моральной стойкости, желания и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну.

Воспитание милосердия и любви к людям.

Работа по программе подразумевает реализацию двух блоков:

1) обучение волонтёров;

2) создание детьми собственных проектов, применение на практике полученных знаний, вовлечение в волонтёрское движение учащихся школы.

Блок 1 Обучение волонтёров

Тема занятия

Ответственный

Сроки

1

Три шага к волонтёрству: отзывчивость, бескорыстность, открытость

Куратор подпрограммы

сентябрь

2

От сердца к делу. 10 заповедей добра

Куратор подпрограммы,

настоятель Храма

октябрь

3

Совесть-критерий нравственности. Поступать по совести – это как?

Куратор подпрограммы

ноябрь

4

Человек – бесценное сокровище. Верить или доверять?

Куратор подпрограммы,

настоятель Храма

декабрь

5

Что такое красота души?

Куратор подпрограммы,

настоятель Храма

январь

6

Что значит уметь любить

Куратор подпрограммы,

настоятель Храма

февраль

7

Дорога к сердцу человека. Как найти верный путь?

Куратор подпрограммы,

настоятель Храма

март

8

Благородство. Честь. Достоинство.

Куратор подпрограммы

апрель

9

Святые слова: родители, народ, Отечество, Россия

Куратор подпрограммы

май


Блок 2 Классные часы

Тема классного часа

Целевая аудитория, класс

1

Добротою мы украсим мир!

1

2

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

2

3

Что такое истинная красота?

3

4

Мы в ответе за тех, кого приручили. А.де Сент-Экзюпери

4

5

Нужно ли учиться милосердию?

5-6

6

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

7

7

Родина, Отечество, Россия. Учимся быть патриотами

8

8

Когда мы едины, мы непобедимы!

9

9

Сердце миру открой

10-11

Мастер-классы

Тема мастер-класса

Целевая аудитория, класс

1

КТД «Учусь быть другом»

1

2

Страна Доброта. Строим маршрут.

2

3

КТД «Создаём красоту. Внешнее или внутреннее?»

3

4

Дом для питомца. Какой он?

4

5

КТД «День добрых дел»

5-6

6

Тренинг «Разговор с собой»

7

7

Стенгазета «Герой моей семьи»

8

8

Тренинг «Теория десяти рукопожатий. Бумеранг добра»

9

9

КТД «Дарю радость»

10-11




Приложение 4

Подпрограмма «Кто, если не Я»

к программе «Ладонь добра»

Автор Спиридонова Л.В., педагог-организатор МБОУ СШ №5 п.Ключи-1 Усть-Камчатского р-на Камчатского края

Введение.

Добровольчество в России было создано давно, но с 2013 года данное движение стало набирать обороты среди молодежи. Волонтерство стало привлекательным и почетным видом деятельности.

Волонтёрство,от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение (https://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтёрство).

Исходя из выше сказанного, ни одному волонтеру не стоит забывать, что самый главный принцип в его деятельности – помоги и не навреди.

Отсюда и возникла необходимость обучения детей основам взаимодействия с различными целевыми аудиториями, социальными партнерами и т. д. Возникла необходимость психологической и мотивационной подготовке учащихся, в развитии лидерских качеств, умений и навыков социального проектирования.

Цель – развитие добровольчества в школе и городе, воспитание активного, компетентного участника волонтерского движения.

Задачи:

Развить лидерские качества (компетентностей) учащихся

Получить знания и навыки социального проектирования

Получить опыт в результате социально-значимой практики

Сформировать активную гражданскую позицию

Научить правильно ставить перед собой цели, задачи, формулировать свои идеи и презентовать их

Научить взаимодействовать с различными целевыми аудиториями

Развить творческие и организаторские способности.

Планируемые результаты

Результаты должны отражать:

1) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;

2) готовность к социально-значимой деятельности;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5) умение отстаивать свою точку зрения и коллег, умение презентовать свою работу/проект;

6) умение сплоченно работать в команде и принимать самостоятельные решения, нести ответственность за них.

Содержание

Тема занятия

Форма проведения

1

Кто такой волонтер? Цели и задачи волонтерства.

вводное занятие


Ты да я, да мы с тобой

Тренинг на знакомство, сплочение и командообразование

3

Что такое социальный проект? Виды социальных проектов. Структура социального проекта

лекция - практикум

6

Добро по кругу

лидерский тренинг

7

Что такое социальная аудитория проекта? Учимся определять социальные группы и их проблемы.

лекция - практикум

9

Чем отличается социальный проект от акции

лекция - практикум

10

Волонтерство - Технология добра

тренинг

11

Взаимодействие со СМИ. Важность социальных сетей для социально-значимой практики. Создаем группу в соцсетях.

лекция, тренинг, практикум

12

Мозговой штурм. Пишем социальные проекты/акции по заданным темам.

практикум

13

От слов к делу! Работа творческих групп по созданию социальный акций/проектов.

практикум


Методика организаций мероприятий. Подготовка и проведение.

лекция - практикум


Игры на знакомство и сплочение коллектива.

практикум


Методика организации и проведения КТД

лекция - практикум

15

Отрабатываем организаторские навыки.

Квест игра


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.