12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Субботина Елена Юрьевна2029 Россия, Иркутская обл., Иркутск |
Программа элективного курса по информатике: «Формирование ИКТ компетенций учащихся»
МАОУ Центр образования № 47
Программа
элективного курса по информатике:
«Формирование ИКТ компетенций учащихся»
Учитель: Субботина Елена Юрьевна
Классы: 9
2021-2022 учебный год
Аннотация
Рабочая программа элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов составлена на основе авторской программы К.О. Писаревой «Систематизация знаний по информатике и формирование ИКТ-компетентности выпускников основной школы».
Элективный курс «Формирование ИКТ компетенций учащихся» является предметным практико-ориентированным курсом, развивающим и расширяющим знания учащихся 9 класса базового курса учебного предмета «Информатика».
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику, как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года (лучше в режиме интенсива).
Планирование рассчитано на аудиторные занятия. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Теоретический и практический материал адекватен кодификатору элементов содержания по информатике, проверяемых в рамках ОГЭ. Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.
На изучение элективного курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
- содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
- виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
- кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
- терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
- двоичное кодирование текстов и наиболее употребительные современные коды;
- примеры использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
- понятие «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- различные формы представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
- приёмы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.;
- основные соблюдения норм информационной этики и права;
- программные средства для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
- принципы функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
- структуру современных компьютеров и назначение их элементов;
- примеры использования ИКТ в современном мире.
Учащиеся научатся:
- применять приёмы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, Интернет-сервисов и т. п.;
- осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
- использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
- оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приёмник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;
- сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
- записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трёх базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы);
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных Управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- работать с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
- строить диаграммы (круговые и столбчатые);
- использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Календарно-тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Часов по теме | Дата | Корректировка |
I четверть | ||||
1 | Правила по ТБ. Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы КИМ | 1 | 01-04.09 | |
2 | Измерение информации. Единицы измерения количества информации. | 1 | 06-11.09 | |
3 | Измерение информации. Единицы измерения количества информации. | 1 | 13-18.09 | |
4 | Определение количества и информационного объема текстовых файлов | 1 | 20-25.09 | |
5 | Определение количества и информационного объема графических файлов | 1 | 27.09-02.10 | |
6 | Кодирование информации | 1 | 04-09.10 | |
7 | Декодирование информации | 1 | 11-16.10 | |
8 | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления. | 1 | 18-23.10 | |
9 | Системы счисления: перевод в десятичную систему счисления. | 1 | 25-30.10 | |
II четверть | ||||
10 | Графические информационные модели. Количество путей в графе | 1 | 08-13.11 | |
11 | Графические информационные модели. Кратчайший путь в графе | 1 | 15-20.11 | |
12 | Логические выражения. | 1 | 22-27.11 | |
13 | Логические выражения. | 1 | 29.11-04.12 | |
14 | Процесс передачи информации | 1 | 06-11.12 | |
15 | Информация в компьютерных сетях. IP-адрес компьютера | 1 | 13-18.12 | |
16 | Поисковые запросы в Интернете | 1 | 20-25.12 | |
III четверть | ||||
17 | Поиск информации в файлах и каталогах компьютера | 1 | 10-15.01 | |
18 | Анализ содержимого каталогов файловой системы | 1 | 17-22.01 | |
19 | Правила создания мультимедийных презентаций | 1 | 24-29.01 | |
20 | Правила создания мультимедийных презентаций | | 31.01-05.02 | |
21 | Создание текстовых документов по предложенному образцу | 1 | 07-12.02 | |
22 | Создание текстовых документов по предложенному образцу | 1 | 14-19.02 | |
23 | Основные режимы работы электронных таблиц | 1 | 21-26.02 | |
24 | Организация вычислений в электронных таблицах | 1 | 28.02-05.03 | |
25 | Средства анализа и визуализации данных в электронных таблицах | 1 | 07-12.03 | |
26 | 1 | 14-19.03 | | |
IV четверть | ||||
27 | Исполнители алгоритмов. Среда программирования Кумир | 1 | 28.03-02.04 | |
28 | Исполнитель Робот | 1 | 04-09.04 | |
29 | Исполнитель Робот | 1 | 11-16.04 | |
30 | Программирование линейных алгоритмов. Язык программирования Python | 1 | 18-23.04 | |
31 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Язык программирования Python | 1 | 25-30.04 | |
32 | Программирование циклических алгоритмов. Язык программирования Python | 1 | 03-07.05 | |
33 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. Язык программирования Python | 1 | 10-14.05 | |
34 | Решение заданий ДЕМО версии ОГЭ 2022 по информатике | 1 | 16-21.05 | |
35 | Решение заданий ДЕМО версии ОГЭ 2022 по информатике | 1 | 23-25.05 | |
| ИТОГО: | 35 | | |