12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Седых Ольга Викторовна644 Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем. Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск Материал размещён в группе «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: русский язык и литература» |
Программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания изложения и сочинения»
Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
Рассмотрена УТВЕРЖДЕНО
на заседании МС Директор МБОУ
Протокол № 1 от «СОШ с.Горнозаводска»
« 28 » августа 2015 г. ________________Ким Кен Сен
Приказ № 325а от
« 31 » августа 2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
«Теория и практика написания изложения и сочинения»
________________________________________________
(наименование учебного предмета/курса)
Основное общее образование
___________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
2015-2016 гг.
___________________________________________________________
(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а:
Седых О.В., учитель русского языка и литературы
___________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-11 классов». - М.: Дрофа, 2012 г.
Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА). Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.
ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
За основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, задания на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Актуальность.
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
Главной целью курса является обеспечение подготовки девятиклассников к написанию изложения и сочинения.
Цель реализуется через следующие задачи:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.
2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.
3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.
4. Владеть формами обработки информации исходного текста.
5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.
6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.
7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).
8. Сжимать авторский текст.
9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.
10. Редактировать свое сочинение и изложение.
11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Срок реализации программы: 2015-2016 год
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Виды контроля:
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
Учебно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Текст и его особенности. | 2 |
3 | Сжатое изложение текста. | 9 |
4 | Сочинение-рассуждение. | 21 |
5 | Повторение. | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы
Введение (1ч.)
Введение. Цели и задачи курса.
Текст и его особенности(2 час)
Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.
Сжатое изложение текста (9 ч.)
Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста.
Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи.
Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.
Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).
Сочинение-рассуждение (21 ч.)
Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).
Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис.
Вывод – общий итог.
Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.
Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).
Повторение. (1 час)
Календарно-тематический план 9 класс (34 учебных часа)
№ п/п | Раздел программы | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
Введение (1ч.) | |||
1 | Введение. Цели и задачи элективного курса. | 7.09 | |
Текст и его особенности (2ч.) | |||
2 | Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи. | 14.09 | |
3 | Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова. | 21.09 | |
Сжатое изложение текста (9ч.) | |||
4 | Сжатое изложение: способы компрессии текста. | 28.09 | |
5 | Сжатое изложение: способы компрессии текста. | 5.10 | |
6 | Приемы сжатия. | 12.10 | |
7 | Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста». | 19.10 | |
8 | Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. | 26.10 | |
9 | Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. | 9.11 | |
10 | Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности. | 16.11 | |
11 | Подготовка к написанию сжатого изложения . | 23.11 | |
12 | Написание сжатого изложения. | 30.11 | |
Сочинение-рассуждение (21 ч.) | |||
13 | Альтернативность творческих заданий (сочинение- рассуждение на лингвистическую или морально- этическую темы). | 7.12 | |
14 | Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения). | 14.12 | |
15 | Тезис – главная мысль автора текста. | 21.12 | |
16 | Тезис – главная мысль автора текста. | 28.12 | |
17 | Проблема текста. Формулировка проблемы. | 11.01 | |
18 | Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. | 18.01 | |
19 | Выявление и формулировка авторской позиции. | 25.01 | |
20 | Выявление и формулировка авторской позиции. | 1.02 | |
21 | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. | 8.02 | |
22 | Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. | 15.02 | |
23 | Анализ текста публицистического стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). | 22.02 | |
24 | Анализ текста публицистического стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). | 29.02 | |
25 | Анализ текста публицистического стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). | 7.03 | |
26 | Анализ текста художественного стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). | 14.03 | |
27 | Анализ текста художественного стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). | 21.03 | |
28 | Анализ текста художественного стиля (из сборника для подготовки к экзаменам). | 4.04 | |
29 | Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 11.04 | |
30 | Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 18.04 | |
31 | Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 25.04 | |
32 | Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. | 3.05 | |
33 | Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. | 16.05 | |
Повторение. (1 час) | |||
34 | Повторение. Контрольная работа в формате ГИА. | 23.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- обрабатывать информацию звучащего текста;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- интерпретировать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Список литературы, используемый для составления программы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2012.
9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2010.
10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2011.
11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2012.
.