12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шелковникова Лариса Михайловна103
Россия, Иркутская обл.
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
5

Программа факультативного курса по информатике «Моделирование в среде электронных таблиц», 9 класс

ПРОГРАММА

факультативного курса по информатике

«Моделирование в среде электронных таблиц»

9 класс
(срок реализации 1 год)

 

I. Пояснительная записка.

 

Форма организации: факультативные занятия для обучающихся 9 классов.

Срок реализации программы: 1 год.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Программа рассчитана на 34 часа в течение одного года изучения.

Актуальность.

Моделирование является одним из способов изучения окружающей действительности. Моделирование – это общенаучный метод изучения свойств объектов и процессов по их моделям, используемый в целях познания, исследования, проектирования, принятия решений.

Данный курс предназначен для обучающихся, у которых познавательный интерес выходит за рамки содержания общеобразовательных предметов. Курс служит средством надпрофильной специализации в области информационных технологий. Кроме того, он направлен на приобретение обучающимися образовательных навыков, на развитие критического мышления, формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес, на формирование мотивации к изучению информатики.

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся.

Программа факультативного курса «Моделирование в среде электронных таблиц» разработана в соответствии с федеральными нормативными документами, программами и методическими пособиями:

- Федеральный закон №273 от 12 декабря 2012 года «Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №17» (ООП ООО ФГОС);

- Программа развития МБОУ «СОШ №17» «Развитие практического интеллекта как предиктора успешности школьника и педагога».

При разработке программы курса использовались методические пособия:

Усенков Д.Ю. Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога. Материалы курса. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 112 с.

Панфилова Т.И. MS EXCEL и VBA. Примеры и задания. Практикум по информатике/ Панфилова Т.И., - М. Интеллект-Центр, 2004 – 96 с.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.: ил.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с.: ил.

Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] / А. Л. Королёв. — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 296 с. : ил. — (Педагогическое образование).

Компьютерное моделирование. Учебное пособие / А. Л. Королёв.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 230 с. : ил. — (Педагогическое образование).

Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.

Цель курса— дать обучающимся основные сведения о современных методах построения, реализации и исследования моделей объектов, процессов и систем различной природы; расширить представления обучающихся о моделировании как о методе научного познания; познакомить их с методологией моделирования; научить применять компьютер, а конкретно, табличный процессор Excel как средство познания в различных областях практической деятельности и научных исследований; научить применять методы моделирования для решения конкретных задач; сформировать навыки в области моделирования процессов и систем различной природы. Создать условия для овладения обучающимися навыками исследовательской и проектной деятельности, развитие их творческих и познавательных способностей. Сформировать умение применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач, ознакомить с задачами оптимизации и моделирования с помощью MS Excel, закрепить знания об общих принципах работы табличного процессора MS Excel и автоматизации с элементами программирования на VBA, развить умение выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создавать и форматировать таблицу, сформировать представление о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых в моделировании.

Исходя из общей цели системы образования, направленной на общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, программа курса призвана решить следующие задачи:

 

  • формирование систематизированного представления у обучающихся об обработке числовой информации в электронных таблицах;
  • ознакомление с современными методами и технологиями построения моделей и проведения модельных экспериментов в различных видах практической и научной деятельности;
  • обучение применению моделирования в профессиональной деятельности;
  • развитие элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
  • сформировать установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
  • формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучение целеполаганию, планированию и контролю;
  • овладение приемами работы с неструктурированной информацией и простыми формами анализа данных;
  • развитие творческого потенциала обучающегося, необходимый для дальнейшего самообучения в условиях непрерывного развития и совершенствования информационных технологий.

 

При изучении данного курса решается и такая важная задача, как формирование умений и способов деятельности для решения практических задач в экономике, статистике. Курс предназначен для углубленного изучения работы в электронных таблицах и ориентированы в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.

Методологическая основа программы состоит в достижении целевых ориентиров - системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Программа курса имеет практико-ориентированный характер, предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера, создание моделей, решение проектных задач и задач управления, выполнение проектов, предлагающих разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, в малых группах.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися знаниями информационных технологий, умениями работать в среде электронных таблиц, получить понятие автоматизации работы с информацией, умение моделировать объекты и процессы окружающего мира и анализировать результаты экспериментов моделирования. Занятия курса должны побуждать обучающихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы: проектно-исследовательская и проблемно-исследовательская технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации моделей, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференции и др.

 

II. Планируемые результаты освоения программы курса.

Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Моделирование в среде электронных таблиц» направлены на развитие предметных результатов, личностных и метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), ИКТ-компетентности обучающихся, опыта проектной и исследовательской деятельности.

Предусматривается достижение трех уровней результатов освоения программы курса внеурочной деятельности:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Приобретение новых знаний, опыта решения творческих, проектных, исследовательских задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно выполнять проекты и проводить учебные исследования.

У детей должны сложиться доверительные отношения друг с другом; Отношения сотрудничества внутри коллектива и умение решать проблемы.

Позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Строить своё действие с учётом действия партнёра; чувствовать эмоциональное состояние партеров.

Получение обучающимися самостоятельного социального опыта.

Проявляется в участии обучающихся в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Предлагать совместные действия и проявлять инициативу в решении поставленных задач.

Прислушиваться к мнению других и корректировать собственные действия в связи с этим.

 

 

Предметные результаты:

 

  • знание общих принципов работы табличного процессора MS Excel и возможности автоматизации с элементами программирования на VBA;
  • умение осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • умение оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • способность определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

 

 

Личностные результаты.

У ученика будут сформированы:

 

  • приобретение познавательного интереса к изучению информатики;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, понимание их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

 

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

Ученик научится:

 

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

 

 

Познавательные УУД.

Ученик научится:

 

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • уметь строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • уметь выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:

 

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

По окончанию реализации программы обучающиеся будут:

Создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, экономики, биологии и т.д.);

Проводить эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты;

уметь применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач;

иметь представление о задачами оптимизации и способами их решения с помощью моделирования в MS Excel;

знать общие принципы работы табличного процессора MS Excel;

развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу в зависимости от цели моделирования;

иметь представление о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;

 

III. Содержание программы курса.

 

Электронные таблицы.

Электронные таблицы. Назначение программы MS Excel. Ввод и редактирование данных. Формулы. Форматирование таблиц. Функции в MS Excel. Построение диаграмм и графиков. Автоматизация ввода данных.

 

Автоматизация и элементы программирования в электронных таблицах

Создание макросов на языке VISUAL BASIC FOR APPlICATION. Понятие макроса

Запись макросов в приложении Excel. Выполнение макросов. Редактирование макросов. Назначение макроса графическим изображениям. Удаление макросов из списка макросов. Ограниченность макросов.

 

Моделирование в среде электронных таблиц

Построение моделей в электронных таблицах. Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов.

Контроль знаний и умений: защита практической работы.

Лабораторный практикум

Индивидуальная работа над итоговым заданием

Защита итоговой работы

IV. Календарно-тематическое планирование.

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1. Электронные таблицы MS Excel

3

6

1

1

Введение. Назначение программы MS Excel. Правила ТБ

1

 

2

2

Форматирование таблиц. Ввод и редактирование данных.

0,5

0,5

3

3

Ввод формул. Функции в MS Excel

0,5

0,5

4

4

Формат данных. Автозаполнение ячеек

0,5

0,5

5

5

Копирование и перемещение данных

 

1

6

6

Построение диаграмм и графиков

 

1

7

7

Графические возможности MS Excel

0,5

0,5

8

8

Лабораторный практикум

 

1

9

9

Лабораторный практикум

 

1

2. Автоматизация и элементы программирования в электронных таблицах

1,5

7,5

10

1

Что такое VISUAL BASIC FOR APPlICATION (VBA). Понятие макроса

1

 

11

2

Запись макросов в приложении Excel.

Выполнение макросов. Редактирование макросов.

 

1

12

3

Назначение макроса графическим изображениям

 

1

13

4

Удаление макросов из списка макросов.

Ограниченность макросов

0,5

0,5

14

5

Лабораторный практикум

 

1

15

6

Лабораторный практикум

 

1

16

7

Работа над индивидуальными проектами

 

1

17

8

Работа над индивидуальными проектами

 

1

18

9

Защита индивидуальных проектов

 

1

3. Моделирование в среде электронных таблиц

4

12

19

1

Построение моделей в электронных таблицах. Этапы моделирования

1

 

20

2

Расчет геометрических параметров объекта

1

 

21

3

Обработка массивов данных

 

1

22

4

Моделирование биологических процессов

 

1

23

5

Моделирование экологических систем

 

1

24

6

Моделирование случайных процессов

 

1

25

7

Работа в группах. Разработка проекта

1

 

26

8

Работа в группах. Разработка проекта

 

1

27

9

Проектная работа

1

 

28

10

Проектная работа

 

1

29

11

Проектная работа

 

1

30

12

Проектная работа

 

1

31

13

Проектная работа

 

1

32

14

Проектная работа

 

1

33

15

Защита итоговой работы

 

1

34

16

Защита итоговой работы

 

1

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

Учебно-методические материалы:

Усенков Д.Ю. Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога. Материалы курса. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 112 с.

Панфилова Т.И. MS EXCEL и VBA. Примеры и задания. Практикум по информатике/ Панфилова Т.И., - М. Интеллект-Центр, 2004 – 96 с.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.: ил.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с.: ил.

Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] / А. Л. Королёв. — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 296 с. : ил. — (Педагогическое образование).

Компьютерное моделирование. Учебное пособие / А. Л. Королёв.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 230 с. : ил. — (Педагогическое образование).

Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы:

http://obuchonok.ru/temainformat

http://obuchonok.ru/node/440

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/12/26/issledovatelskaya-rabota-po-temesozdanie-i-issledovanie-modeley-v

http://5informatika.net/vidy-modelirovanija/Modelirovanie-v-elektronnykh-tablitsakh.html

Для реализации курса внеурочной деятельности планируется использование следующих технических средств обучения:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран,

- акустические колонки,

- персональные компьютеры.

 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Авхадеева Раиса Ивановна, 28.09.20 в 15:29 0Ответить Пожаловаться
Лариса Михайловна! Спасибо за отличную разработку ЭК.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.