12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владимировна Локтева120
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Локтева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

муниципального учреждения дополнительного образования

«Малая академия» (г. Краснодар)

Программа

интенсивного факультативного курса «Тропинка к творчеству»

Пояснительная записка

Данная программа «Тропинка к творчеству» является авторской программой дополнительного образования детей и реализуется в рамках летней школы МУ ДО «Малая академия».

Современные методики внешкольной деятельности органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В условиях летней школы заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.

Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д.

Предложенная система занятий нацеливает ребят на нестандартные решения творческого задания, на поиск адекватных замыслу средств художественного выражения.

Направленность данной дополнительной образовательной программы состоит в формировании творческого мышления и в формировании мотивации успешности.

Цель данной образовательной программы – сформировать интерес к творческой деятельности, художественно-творческой активности.

Задачами данной образовательной программы являются:

  • развить воображение учащихся;

    раскрытие творческого потенциала учащихся;

    формирование творческих умений и навыков;

    формирование навыков и умений коллективной работы;

    формирование художественного вкуса;

    формирование потребности в творческой организации своего жизненного пространства;

    обогащение эмоционально-образной структуры личности и формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Основные принципы обучения:

- принцип наглядности

- принцип воспитывающего обучения и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру

- принцип сознательности и активности

Возраст обучающихся: 11-14 лет (учащиеся 5-8 классов). Программа учитывает психолого-возрастные особенности детей, их запросы и интересы.

Организационно-методические основы обучения.

Программа рассчитана на 12 учебных дней в рамках летнего профильного лагеря. Занятия проводятся каждый день по 3 часа в режиме практикумов. Объем программы 36 часов.

Программа рассчитана на 12 Общая продолжительность – 36 часов, 12 занятий по 3 часа.

Наполняемость группы: от 15 до 25 человек в зависимости наполняемости лагерной группы.

Реализация программы предполагает следующие формы учебных занятий:

беседа,

мастер-класс,

экскурсия,

дискуссия,

учебная игра, тренинг,

творческий отчет.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный вид контроля (батарея тестов Е. Туник),

текущий вид контроля (проведение на каждом занятии творческих работ обучающихся с последующим их коллективным анализом),

итоговый вид контроля (презентация творческих проектов).

Педагогические принципы обучения учащихся:

- личностно ориентированный подход (обращение к жизненному опыту обучаемого, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);

- психологический подход (опора на возрастные особенности и уровень интеллектуально-творческой подготовки обучаемого);

- ценностно-гуманистический подход (объяснение поведения отдельного человека с позиции его уникальности и самобытности внутреннего мира);

- социокультурный подход в формировании толерантного сознания школьников (предусматривает анализ предпосылок возникновения конфликта, вырабатывает способность вести диалог и конструктивно решать спорные ситуации за счет развития чувства терпимости к культурно-национальному своеобразию каждого народа).

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сопоставительный, деятельностный, эвристический, исследовательский, сообразуясь с этапом обучения, промежуточной целью, возрастом учащихся, их творческим потенциалом и т. д.

Программа предусматривает использование индивидуальной, фронтальной, групповой форм учебной работы, применение практической, самостоятельной работы и дифференцированных заданий.

Итогом работы должна стать выставка работ, которые были выполнены на занятиях. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности. Хороший результат дает также обмен письмами в конце курса между детьми и преподавателем.

Материальное обеспечение программы: Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов, таких, как пастель, жировые или масляные мелки, карандаши (простой и цветные), акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, а также природных материалов – камешков, шишек, листьев, цветов, трав, соломы и т. д. В процессе работы применяются также фантики, пластмассовая и бумажная упаковка, пуговицы, бусы и другие «необычные» материалы. Для коллективных заданий – большие листы ватмана или свертки обоев.

УЧЕБНО-Тематическое планирование

п/п

Темы

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.

1

Место творчества в жизни человека

3

2

1

2

Креативность как составляющая творческих способностей

3

1

2

3

Вдохновение или кропотливая работа

3

1

2

4

Язык искусства

3

2

1

5

Игры со словами: вербальное творчество

3

3

6

Усовершенствования и изобретения

3

3

7

Музыка и лицедейство

3

1

2

8

Художник и зритель

3

1

2

9

Язык образов и время

3

2

1

10

Познание и самовыражение

3

1

2

11

Творческая мастерская: индивидуальная и групповая работа

3

3

12

Коллективный творческий проект

3

3

ВСЕГО:

36

11

25

Содержание программы

Тема 1. Место творчества в жизни человека. (3 ч)

Проводится в форме дискуссии. Рефлексия в форме рисунка «Дерево моих возможностей».

Тема 2. Креативность как составляющая творческих способностей. (3 ч)

Проводится в форме семинара. Рефлексия в форме эссе «Креативность: как я её понимаю».

Тема 3. Вдохновение или кропотливая работа. (3 ч)

Проводится в форме дискуссии. Рефлексия в виде рисуночного теста «Рыбка в аквариуме».

Тема 4. Язык искусства. (3 ч)

Проводится в форме проблемной лекции. Рефлексия в виде абстрактного рисунка на тему «Мое настроение».

Тема 5. Игры со словами: вербальное творчество. (3 ч)

Конструирование различных стихотворных и прозаических малых форм: хокку, лимерики, стишки-пирожки, рассказ из слов на одну букву и т.п. Рефлексия в виде подобного сочинения.

Тема 6. Усовершенствования и изобретения. (3 ч)

Знакомство с «Фокальным методом» и его применение к окружающим предметам. Рефлексия в форме письма «Обращение к себе будущему».

Тема 7. Музыка и лицедейство. (3 ч)

Актерские этюды под музыку. Рефлексия – фотографирование живой скульптуры «Мой внутренний мир».

Тема 8. Художник и зритель. (3 ч)

Характер человека в портрете. Рефлексия в форме рисунка «Мой символический портрет».

Тема 9. Язык образов и время. (3 ч)

Проводится в форме проблемной лекции. Рефлексия в форме рисунка «Мое счастье».

Тема 10. Познание и самовыражение. (3 ч)

Проводится в форме беседы. Рефлексия в форме письменных ответов на предложенные вопросы.

Тема 11. Творческая мастерская: индивидуальная и групповая работа. (3 ч)

Беседа с последующей коллективной работой по заданным темам «Успех», «Счастье», «Добро», «Любовь», и т.п. Рефлексия в форме эссе «Как мне работалось в команде».

Тема 12. Коллективный творческий проект. (3 ч)

Просмотр работ всех участников группы. Обращается внимание на работы, требующие завершения. Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в летней школе. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.

Оформление помещения, изготовление книги отзывов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.