Программа клуба общения «Модные посиделки»
Государственное казённое образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»
ПРОГРАММА
КЛУБА ОБЩЕНИЯ
«МОДНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
НА 2018-2019 учебный год
Составила: педагог-психолог
Урсатая О.Б.
Сергиев Посад
2018
Программа клуба общения «Модные посиделки»
Пояснительная записка.
Введение
В наш техникум поступают ребята с инвалидностью и с ОВЗ, имеющие различные проблемы со здоровьем, которые затрудняют приобретение опыта общения с людьми и совершенно не умеющие овладевать собственными эмоциями. Этот опыт необходим для дальнейшей успешной социализации в обществе. Социализация -процесс приспособления на физиологическом, психологическом, социальном уровне. Это развитие человека на протяжении всей жизни и, чтобы этот процесс протекал наиболее эффективно, педагог-психолог используют различные направления деятельности: развитие творческих способностей; развитие сферы интересов; развитие коммуникативных навыков; организация досуга.
Многие наши обучающиеся ранее находились на домашнем или индивидуальном школьном обучении, что, помимо образовательных и педагогических трудностей, создает и серьезные социально-психологические сложности, связанные с несформированностью коммуникативных навыков. Другие обучающиеся, обучаясь ранее в обычных общеобразовательных школах и классах, имели крайне негативный опыт взаимодействия с другими людьми, связанный с непринятием, нетерпимостью к не таким, как я. Данный негативный опыт способствует формированию неадекватных коммуникативных навыков. Некоторые обучающиеся из неблагополучных семей, у которых имеются различные нарушения в развитии коммуникативной сферы.
Чтобы помочь таким ребятам педагогом-психологом Урсатой Ольгой Борисовной был создан клуб общения «Модные посиделки».
Современный подросток испытывает трудности самостоятельной организации своей жизни, а в особенности своего досуга. При многообразии предлагаемых обществом форм реализации личностной активности (носящих как социальный, так и антисоциальный характер) подростку, оказывается, крайне трудно сделать правильный, социально одобряемый, выбор. Боязнь окружающего мира, трудности взаимодействия с другими людьми, отсутствие четких представлений о своих потребностях и возможностях часто приводят подростков в асоциальные неформальные объединения. Плохая организация досуга подростков приводит к росту преступности среди несовершеннолетних. Чаще всего подростки бессмысленно бродят по улицам, шатаются компаниями из двора во двор. Отсюда и первая сигарета, и пиво, а иногда и наркотики.
Актуальность темы.
Клуб общения «Модные посиделки» предлагает подросткам интересную форму проведения досуга (неформальное общение, совместная деятельность), создавая тем самым благоприятную сферу для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Данная программа состоит из трех блоков. Каждый блок включает в себя темы, важные для формирования самопознания, взаимоотношения подростка со сверстниками и другими, а так же здорового образа жизни. В сфере досуга подростки более открыты, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового время препровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции, научение нормам общения и поведения.
Цель и задачи программы.
Цель: Формирование у обучающихся коммуникативных навыков и ответственного поведения, стремления к самопознанию, установок на здоровый образ жизни.
Задачи:
Обучающие:
1.Научить подростков приемам и способам самопознания и саморазвития, формам социально-приемлемого поведения.
2.Обучить навыкам эффективного общения (умение убеждать собеседника, аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать и уважать мнение партнера).
Воспитательные:
1.Создать атмосферу психологического комфорта, защищенности, уверенности.
2.Воспитывать самостоятельность мышления.
Развивающие:
1.Развивать внутреннюю уверенность, чувство ответственности за свои поступки. 2.Развивать речь, навыки общения.
Принципы деятельности клуба.
1.Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения обучающихся в сферу деятельности клуба, с целью удовлетворения их запросов и интересов.
2.Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания обучающихся при обеспечении их досуга.
3.Принцип добровольности - члены клуба сами выбирают форму занятий в объединении.
4.Принцип инициативы и самодеятельности - развитие самодеятельности при тактичном педагогическом руководстве.
Ожидаемые результаты:
1.Привлечение обучающихся к осознанному выбору активного досуга.
2.Формирование коммуникативной культуры у обучающихся.
3..Развитие внутренней уверенности, чувства ответственности за свои поступки.
Периодичность занятий:
1 раз в месяц
Тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Участники занятия | Ответст-венный | Сроки проведе- ния | Предполагаемый результат |
1 | Организационное занятие Моя любимая игра | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 26.09. 2018, среда 16.00. – 17.00. | Организация работы клуба, развитие коммуникативных навыков через игру. |
2
| Кинолекторий «Я самая обаятельная и привлекательная». | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 31.10. 2018, среда, 16.00. – 17.00. | Развитие умения смотреть, слушать и высказывать свое мнение. Как поднять самооценку. |
3 | Психология взаимоотношений. Мужчина и женщина. | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 28.11. 2018, среда, 16.00. – 17.00. | Знакомство с особенностями мужской и женской психологии. Развитие умения вести диалог.
|
4 | Что за праздник Новый Год?! | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 19.12. 2018, среда, 16.00. – 17.00 | Расширение кругозора и знаний о традициях празднования Нового Года. |
5
| «День Святого Валентина» с мастер- классом по изготовлению своими руками «Валентинок». | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 30.01. 2019, среда, 16.00.- 17.00. | Расширение кругозора и знаний о традициях празднования День Святого Валентина. |
6 | 8 марта «Международный женский день» с мастер- классом «Открытка своими руками». | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 27.02. 2019, среда, 16.00. – 17.00. | Расширение кругозора и знаний о праздновании 8 марта. |
7 | Мы в сети. | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 27.03. 2019, среда, 16.00. – 17.00. | Знакомство с основами онлайн-безопасности, развитие умения активно слушать.
|
8 | Наркотики и алкоголь Почему мы против?! | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 24.04. 2019, среда, 16.00. – 17.00 | Развитие умения противостоять негативным влияниям среды, развитие умения активно слушать. |
9 | Подведение итогов работы клуба за год. Лето – это маленькая жизнь! | Обучаю- щиеся в СЭТ | Педагог-психолог | 29.05. 2019, среда 16.00.- 17.00. | Развитие умения слушать и вести диалог. |
Содержание занятий программы.
Заседания в клубе общения проходят 1 раз в месяц в течение учебного года. Первое заседание организационное проходит в сентябре, с темой : «Моя любимая игра». Цель заседания: обсуждается организация работы клуба, знакомство и развитие коммуникативных навыков через игру.
В октябре в рамках проведения Декады добра «Согреем детские сердца добротой и любовью». Тема заседания «Согреем радостью сердца». Посвящено заседание творчеству выдающегося советского режиссера Леонида Гайдая, проведение викторины «Самые известные фразы из фильмов Гайдая».
Психология взаимоотношений. Мужчина и женщина. Цель заседания: знакомство с особенностями мужской и женской психологии, развитие умения вести диалог, обсуждение самооценки. Кинолекторий с темой:«Я самая обаятельная и привлекательная». Развитие умения смотреть, слушать и высказывать свое мнение.
Что за праздник Новый Год?! Цель заседания: расширение кругозора и знаний о традициях празднования Нового Года, позитивный настрой к предстоящему празднику. Тема:«Новогоднее настроение», мини планетарий для рассматрения звёздного неба, увидеть своё созвездие и узнать мифологию о нём. Участие в конкурсах, таких как « Удержи карандаш», «шляпа», «стулья», « Катя-Катенька-Катюша». И в конце заседания своими руками на аппарате приготовление сладкой сахарной ваты.
«День Святого Валентина» с мастер- классом по изготовлению своими руками «Валентинок». Цель заседания :расширение кругозора и знаний о традициях празднования День Святого Валентина, приобщение ребят к труду и творчеству.
8 марта «Международный женский день» с мастер- классом «Открытка своими руками». Цель заседания : расширение кругозора и знаний о праздновании 8 марта, приобщение ребят к труду и творчеству.
Мы в сети. Цель заседания: знакомство с основами онлайн-безопасности, развитие умения активно слушать, ребята узнали куда нужно обращаться по вопросам безопасного использования Интернета и мобильной связи, создание коллажа «Безопасный интернет».
«Наркотики и алкоголь. Почему мы против?!». Цель заседания: развитие умения противостоять негативным влияниям среды, развитие умения активно слушать, обсуждать, высказывать свою точку зрения .
Теория: Здоровье как состояние полного благополучия. Компоненты здоровья. Береги здоровье смолоду. Вредные привычки и их последствия. Мифы и реальность о курении. Влияние алкоголя на организм. Причины и мотивации употребления алкоголя. Наркотики: мифы и реальность. Практика: упражнения «Листок с секретом», «Спорные утверждения», «Степень риска», «Скажи – нет!».
Лето – это маленькая жизнь! Цель заседания: развитие умения слушать, рассказывать, делиться своими планами и вести диалог.
Итоговое занятие по теме: Лето – это маленькая жизнь! Подведение итогов, обмен мнениями.
Невозможно отрицать благоприятное воздействие занятий внеурочной деятельности на ребят, на изменение физического и психологического развития детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. У ребят произошли конкретные изменения: от сопротивления к взаимодействию, от пассивности – к продуктивности, от одиночества – к сотрудничеству, от узкой направленности – к свободе творчества, от скованности мелкой моторики – к улучшению моторных функций. На фоне благоприятного климата на занятиях, постепенно растущей уверенности в своих силах, улучшилось эмоциональное состояние, появилось ощущение радости и веры в себя, появились новые коммуникативные связи. Занятия оказали положительное воздействие на коммуникативные навыки каждого ребенка-инвалида. Также можно заметить, что занятия оказали прямое влияние на психическое состояние инвалидов, изменяя направление их психической деятельности от погруженности в болезненные переживания к сосредоточенности на производственных процессах и результатах своего труда, расширяя свой кругозор.
Список литературы.
Барташов - основной инструментарий школьного психолога.- Москва, Дело. 2010
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Москва, Прогресс, 2009
Прутченков коммуникативных умений.-Москва, Просвещение, 2008
Селевко Г. Воспитательная технология самосовершенствования школьника - Москва, Педагогика, 2004
Уколова рекомендации по проведению коммуникативного тренинга-Курган. ИПКИПРО, 2009
Наркотики — суррогат счастья и источник бед /Факел Гиппократа, Мн.: Красико-Принт, 2007.
Региональные модели социальной педагогической профилактики ПАВ-зависимости в молодежной среде / Научная редакция С. С Гиль. - М., 2008. - 168 с.: ил. - (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»)
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: Руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов / Под редакцией , . - М., 2007. - 300 с.
Технологии диагностики при проведении антинаркотической профилактической работы. - М., 2010. - 120 с.
Список сайтов по профилактике правонарушений и всех видов зависимости
http://www. openeyes. ru/ профилактика, реабилитация, лечение наркомании, алкоголизма, механизмы зависимости, виды наркотиков, курение, игромания
http://www. narkotiki. ru/ все о наркотиках, материалы, для педагогов, психологов, социальных работников, родителей по профилактике и выявлении разных видов зависимости
http://www. narcom. ru/ Русский народный сервер против наркотиков.
http://www. otrok. ru/ Трудные дети. Наркомания, психология, психиатрия, агрессия, педагогический, психиатрический и философский словари