12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №364

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического

совета ГБОУ СОШ №364

«11» сентября 2014 г.

Дополнительная образовательная программа

«Интеллектуальный экологический клуб

«ЛАДУШКИ»

2 год

Автор:

Учитель биологии

Стручков Е.А.

Москва, 2009

Пояснительная записка

Интеллектуальный экологический клуб «Ладушки» создается для пропаганды экологических знаний в интересах устойчивого развития общества, поэтому имеет чётко выраженную эколого-биологическую направленность. Программа клуба обладает тремя важными свойствами:

новизной – в работе клуба, знакомящего с экологическими проблемами современности, многообразием органического мира принимают участие не только учащиеся младшего школьного возраста, но и их родители. В ходе прохождения программы идет не только обучение детей, но и самообразование родителей по данному вопросу

актуальностью – рассматриваемые в программе вопросы связаны с устойчивым развитием, взаимодействием человека и природы – это вопросы, связанные с будущим цивилизации, ибо экология - это не только наука об окружающей среде, но и наука о будущем цивилизации. Форма реализации в виде семейного интеллектуального экологического клуба решает важную воспитательную задачу – способствует сотрудничеству детей и их родителей в вопросах экологического образования и воспитания, укреплению внутрисемейных отношений.

педагогической целесообразностью – формы проведения занятий для детей, консультации для родителей, совместная работа на заседаниях клуба будет способствовать формированию умения работать в команде, умению слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению.

Цель:

Организовать совместную деятельность детей и их родителей по изучению многообразию органического мира, экологических проблем современности

Задачи:

Организовать деятельность детей по изучению многообразия растений, прежде всего растений ближайшего окружения, сформировать основные экологические понятия.

Способствовать развитию экологического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и уметь давать полные ответы

Способствовать развитию творческих начал личности младших школьников

Отличительной особенностью данной программы от существующих заключается в том, что эта программа рассчитана на совместную деятельность детей и их родителей. Данная программа будет продолжена: на второй год обучения учащиеся будут знакомиться с многообразием животных, на третий – с жизнью русского леса. Выбрана интересная форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – это заседания интеллектуального клуба совместно с родителями.

Сроки реализации дополнительной программы.

Программа рассчитана на 108 часов по три часовых занятий в неделю.

В соответствии с возрастом применяются следующие формы занятий:

- традиционные теоретические и практические занятия

- экскурсии

- конкурсы, викторины

- интеллектуальные игры.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Учащиеся должны знать:

- особенности строения животных различных систематических групп

- определять представителей различных классов животных по их характерным признакам

- знать не менее пяти видов животных из Красной книги России,

- по пять видов перелетных и зимующих птиц, млекопитающих, амфибий и рыб, моллюсков

- десять видов насекомых

- знать основные экологические понятия: экология, среда обитания, экологические факторы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

- определять животных различных систематических групп по картинам, муляжам, коллекциям и натуральным объектам,

- заряжать аквариум, ухаживать за рыбками и другими обитателями аквариума, правильно содержать комнатных птиц

Способы проверки знаний и умений:

- вводный и итоговые мониторинги,

- текущий контроль,

- отслеживание знаний учащихся на заседаниях интеллектуального клуба, конкурсах, викторинах.

План заседаний интеллектуального экологического клуба:

Энтомологическая мозаика

В царстве Нептуна

Царевна-лягушка и прочие, прочие, прочие

Тортилла и ее друзья

Орнитологическая гостиная

Звери. От мала до велика

Близкие соседи и друзья

Веселая компания от мух и до зверей

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- заседания интеллектуального клуба,

- выставки творческих работ учащихся, совместных работ детей и их родителей.

Учебно-тематический план.

Перечень разделов и тем.

Многообразие животного мира. Беспозвоночные животные

Вода как среда обитания. Хрящевые и костные рыбы

Амфибии – первые обитатели суши, их многообразие

Рептилии – настоящие обитатели суши, их многообразие

Покорители воздушной стихии. Многообразие птиц

Млекопитающие, или звери. Их систематика и значение

Самые близкие соседи – домашние животные

Количество часов по каждой теме:

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Особенности организма животных. Животные позвоночные и беспозвоночные.Основные группы беспозвоночных животных

15

9

6

2

Вода как среда обитания животных. Приспособления рыб к водному образу жизни. Рыбы хрящевые и костные

15

12

3

3

Наземнаясреда обитания.Приспособления организмов к жизни на суше.Многообразие земноводных, их значение

15

12

3

4

Рептилии – настоящие наземные животные. Приспособления к разным условиям существования. Многообразие и значение

15

12

3

5

Птицы – покорители воздушной стихии. Особенности их строения в связи с полетом. Многообразие и значение

15

12

3

6

Млекопитающие, или звери. Особенности их строения, причины широкого распространения. Многообразие и значение

15

12

3

7

Домашние животные. Пчелы, тутовый шелкопряд, птицы и звери. Их многообразие, условия содержания и значение

18

12

6

Список оборудования:

Коллекции насекомых

Коллекция раковин моллюсков.

Чучела птиц

Коллекция различных видов перьев

Дидактический материал к курсу «Животные»

Слайд-фильм «В московском зоопарке»

Аквариум

Оборудование для зарядки аквариума

Микроскопы

Набор микропрепаратов к курсу «Животные»

Коллекция «Следы деятельности животных»

Тесты для вводной и итоговой диагностики.

Задания для проведения интеллектуальных игр

Учебно-тематический план.

Тема №1. Многообразие животного мира. Беспозвоночные животные.

Особенности организма животных. Многообразие животных, беспозвоночные и позвоночные животные. Простейшие. Кишечнополостные – медузы и кораллы. Тип членистоногие – ракообразные, паукообразные и насекомые. Многообразие и значение насекомых.

      Практические работы: Изучение строения простейших по микропрепаратам, насекомых – по коллекциям и по картинам

 

Тема №2. Вода как среда обитания. Хрящевые и костные рыбы

Вода как среда благоприятная для жизни. Адаптации рыб к водному образу жизни. Покровы тела и плавники .Разнообразие внешнего вида в зависимости от местообитания. Особенности хрящевых рыб. Акулы и скаты. Многообразие и значение

     Практические работы. Изучение адаптаций к водному образу жизни на примере аквариумных рыб. Зарядка аквариума. Знакомство смногообразием рыб по картинам

Тема №3. Амфибии – первые обитатели суши

Особенности наземно-воздушной среды обитания. Приспособления организмов к наземному образу жизни во внешнем и внутреннем строении. Многообразие земноводных. Отряды хвостатые, бесхвостые и безногие. Значение амфибий в природе и в жизни человека.

      Практические работы: . Изучение многообразия земноводных по картинам и по влажным препаратам

Тема№4 Покорители воздушной стихии. Многообразие птиц

Особенности воздушной среды. Требования к организмам, способным к полетам. Адаптации птиц к полету во внешнем и внутреннем строении. Разнообразие птиц: бегающие, плавающие и летающие. Основные отряды летающих птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека

      Практические работы Изучение внешнего вида птиц. Раасматривание различных видов перьев. Определение птиц по картинам и голосам.

Тема №5. Млекопитающие,или звери. Их систематика и значение

Особенности млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Причины их широкого расселения. Среды обитания, освоенные млекопитающими. Многообразие млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Высшие звери. Мноообразие высших зверей, их значение

     Практические работы

Изучение внешнего строения млекопитающих . Определение млекопитающих по картинам. Определение млекопитающих по следам их

Тема №6. Самые близкие соседи – домашние животные

Особенности домашних животных. Этапы одомашнивания и его причины. Одомашненные насекомые – пчелы медоносные и тутовый шелкопряд. Их значение. Одомашненные рыбы – карп, декоративные рыбки. Домашние птицы. Их многообразие и значение. Млекопитающие – домашние животные. Условия их содержания, значение. Декоративные мелкие домашние животные. Их содержание.

       Практические работы

Изучение домашних пчел и тутового шелкопряда по коллекциям. Определение животных по картинам

.

Методическое обеспечение программы.

По ходу прохождения программы используются в зависимости от темы следующие формы занятий: беседа, игра, экскурсии, конкурс, заседание интеллектуального клуба.

Для младшего школьного возраста необходимо разнообразие методов и приемов для поддержания внимания и интереса к занятиям.

На занятиях используются опорные схемы, которые заполняются детьми по мере изучения материала. Используется большое количество наглядного материала, таблицы, альбомы, схемы, наглядные объекты, коллекции муляжей, мультимедийные пособия.

Список литературы

1.Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+». М.,1994А. 

2.Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология М, АСТ-ПРЕСС, 2002Г.

3.Нога. Наблюдения и опыты по зоологии М, Просвещение, 1979

4.В. Бабенко и др. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям

М, Издательство НЦ ЭНАС, 2002

5. Ю. Сергиенко Черепахи М, Вече,2004

6. Г.Гаспер. Хомячки. М, Аквариум, 2001

7С.Хворостухина..Волнистые попугайчики. М, Вече,2003

8. В Благовещенский Аквариум.М,Авизон,1996

9. Е.Анашкина. Лесными тропами Наблюдения за млекопитающими.Ярославль, Академия развития, 2006

10. Е.Дмитров. Познавательные задачи по зоологии Тула, Родничок,1999

10. И.Дроздова. Удивительная биология М, Издательство «НЦ ЭНАС», 2006

11. В. Бейко и др. Большая энциклопедия животного мира, М, РОСМЕН, 2007

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.