12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Римма Дагиевна18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»














Программа краткосрочного курса по выбору «Смысловое чтение»













Составитель:

Давлетбаева Р.Д.

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

















I. Пояснительная записка

Рабочая программа краткосрочного курса «Смысловое чтение» для учащихся 5-8 классов рассчитана на 8 часов.

Данная программа является частью программы по формированию у учащихся метапредметных результатов. Актуальность программы краткосрочного курса определяется несколькими составляющими:

1.Смысловое чтение, или «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами», рассматривается федеральными государственными образовательными стандартами как обязательный компонент метапредметных результататов освоения основной образовательной программы.

Цель краткосрочного курса. Краткосрочный курс «Смысловое чтение» направлен на формирование у учащихся метапредметного результата «смысловое чтение», а именно - на формирование способности оценивать и интерпретировать информацию, полученную из разного рода текстов.

Задачи курса.

Изучить основные подходы к работе с различными видами текстов.

Научиться с помощью текстов выполнять учебную задачу метапредметного характера.

Научиться выделять в текстах факты, высказывать обобщающие суждения на основании выделенных фактов.

Научиться выделять противоречивые суждения в текстах, недостоверную информацию.

Научиться делать заключение об идее (проблеме), заключённой в тексте (видеоинформации).

Научиться создавать собственные тексты-интерпретации.

Овладеть основами критериального оценивания результатов смыслового чтения.

Основные результаты учащихся в ходе краткосрочного курса.

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Определять основную тему, общую цель или назначение текста.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

Находить в тексте требуемую информацию.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Учащиеся получат возможность научиться:

Интерпретировать текст (сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы о прочитанной информации; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; выявлять скрытую информацию текста).

Откликаться на содержание текста (связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте; находить доводы в защиту своей (авторской) точки зрения.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации.

Выявлять в текстах противоречивую информацию.

Определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

В качестве обучающих и измерительных материалов использованы задания, разработанные ФГБ ОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (под ред. В.Р. Имакаева), Центром развития образования Пермского края (под ред. О.С. Таизовой).

Каждый вариант обучающих (измерительных) материалов включает ситуации и тексты из разных предметных областей с целью создания общего поля для оценки умений работать с текстом, независимо от предмета.



Список использованной литературы:

Метапредметные результаты/Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации/Пособие для учителя. – М., Санкт-Петербург. – Просвещение, 2014.

Мониторинг метапредметных результатов в основной школе/Сборник научных и методических материалов под ред. В.Р. Имакаева. – Пермь, 2013.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. №19644).





II. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся


Тема занятия

Над чем работаем


Факты и суждения

Умение выделить в тексте факты и суждения.

Тема текста

Умение определять тему текста

Основная мысль текста

Определение ключевой идеи на основе просмотренного мультфильма (видеоролика).

Интерпретация видеоинформации

Умение выразить собственное понимание смысла видеотекста (мультфильма).


"Верю-не верю"

Умение выделять в тексте недостоверную информацию и аргументировать её недостоверность.

Основные способы сжатия текста

Изучение основных способов сжатия текста

Простой план

Умение составлять простой план

Сложный план

Умение составлять сложный план

Интерпретация информации

Умение выразить собственное понимание смысла действий героев народной сказки. Умение истолковывать и оценивать действия персонажа текста

Итоговое занятие

Оценка зачётных работ в соответствии с критериями и показателями.






III. Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения



Критерии

Показатель критерия

Балл

Умение определять тему и главную мысль текста


Определил и грамотно сформулировал тему и главную мысль текста

2

Определил тему текста, не смог сформулировать

главную мысль

1

Не сформулировал тему и главную мысль текста

0

Умение составлять план текста


Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий


Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста


Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст


Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

Умение представлять информацию в различных формах (таблицы, схемы, кластеры, синквейны и т.д.)


Верно выделил всю основную информацию, грамотно представил её в предложенной форме.

2

Верно выделил основную информацию, не совсем корректно и грамотно представил её в предложенной форме.

1

Не выделил основную информацию; выделил, но некорректно представил её.

0

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний


Высказал личное отношение к тексту, аргументировано объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог подобрать чёткие аргументы для обоснования позиции.

1

Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений

0

11-14 баллов – высокий

8-10 баллов – средний

5-7 баллов – низкий



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.