12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
LYDMIL@2597
Я – учитель истории. Моё призвание – учить Истории, научить хранить Память народа и передавать её из поколения в поколение. Мое педагогическое кредо: Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
Россия, Пермский край, д.Гурина Кудымкарского муниципального района

Пояснительная записка

 

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно – политического, так и научно – педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая Конституция Российской Федерации (ст.13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Анализ социально – психологических и педагогических исследований последних десятилетий показывает, что в науке активизировался поиск решения проблемы духовно – нравственного воспитания детей. Разработана новая концепция   ФГОС  второго поколения, где остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества. Найти основу духовно – нравственного развития детей можно в дополнительном образовании по краеведению. Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:

  • Воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  • Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
  • Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу духовно-нравственного и патриотического воспитания. Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И  это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. В содержание программы включены знания о человеке как представителе живого мира природы и о среде его обитания. Этот курс создаёт благоприятные предпосылки для освоения учащимися общечеловеческих ценностей, как красота, добро, любовь, здоровье, общение, труд т. д.

Данная программа составлена с учетом концепции школьного  образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта.

Курс «Мой Пермский край», рекомендован для изучения в 5-6 классах общеобразовательной школы и связан с содержанием федерального государственного стандарта. Программа составлена для работы в общеобразовательной школе в рамках дополнительного образования обучающихся.

В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной средой, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов компетенций, способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользо­вателя и созидателя ценностей и традиций общества. Курс «Мой Пермский край» является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания об истории родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включённость в жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.

Главной целью курса является формирование базовых духовно-нравственных, гражданских и патриотических ценностей у школьников 5-6 классов через изучение истории Прикамья; формирование системы знаний о своём крае, обычаях и традициях, воспитание духовно-нравственной личности; привитие уважения к Пермской земле, как составной и неотъемлемой части нашей Родины.

Задачи:

Образовательные:

·         познакомить с историей родного края;

·         изучить историю городов Пермского края;

·         выяснить особенности заселения территории края, формирование её современного населения;

·         проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории  края и своего района и возникающие при этом экологические проблемы;

·         оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Развивающие:

·         развивать историческую любознательность учащихся;

·         научить применять знания, полученные на уроках для объяснения и оценки различных процессов в истории и природе Пермского края;

·         развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;

·         развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

 Воспитательные:

·         развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

·         воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего района, округа;

·         укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов.

Общая характеристика учебного предмета.

Данная примерная программа реализует требования, соответствующие ФГОС.

Курс «Мой Пермский край» подробно знакомит учащихся с историей, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории, связывает историю России с историей родного края, формирует у обучающихся знание основ исторического пространства на региональном уровне.

Курс «Мой Пермский край» позволяет глубже понимать исторические принципы и закономерности, помогая изучению истории и других предметов учащимися, формирует личность учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Изучение данного курса предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Изучение курса «Мой Пермский край» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся 5-6 классов.

Место предмета учебном плане.

Курс «Мой Пермский край» рассчитан на 68 часов. Он изучается на этапе дополнительного образования в 5 и 6 классах из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается как дополнительное образование (кружок «Мой Пермский край»).

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностным результатом является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

·          ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского края). Представление о Пермском крае  как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

·         гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал учебника «Мой Пермский край» (авт. Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилин).

Метапредметными результатами изучения курса «Мой Пермский край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

·         умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

·         формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·         умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

·         осознание роли истории и краеведения в познании окружающего мира;

·         освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского края, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

·         использование умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

·         использование карт и фотографий для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

·         отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

·         понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Мой Пермский край» в 5-6 классах являются следующие умения:

·         понимать роль различных источников краеведческой и исторической информации;

·         знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района;

·         формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

·         определять исторические процессы и явления, происходящие на нашей территории.

·         формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

·         формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Пермского края и своего района.

Методические рекомендации и технологические подходы:

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический,  исследовательский, картографический, статистический.

А также используются различные формы обучения:  практические работы, ИКТ-презентация, исторический диктант, тест.

Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная работа по текстам управления образования.

Содержание программы

5 класс

1.Введение. 1час.

Пермский край – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией.

2.Посмотрим глазами историка. 2часа.

Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины прошлого. Что такое лента времени.

3.Пермский период. 1час.

Вся история Земли делится на геологические эры и периоды.

4.Каменный век Прикамья. 3часа.

В древние времена облик края несколько раз менялся. Тайна Писаного камня.

5.Века металлов. 4часа.

Как люди познакомились с металлами. Древности камской чуди. Пермский звериный стиль.

6. Кто живет, тот и названия дает. 5часов.

Как появляются географические названия, имена и фамилии людей.

Имена в истории Прикамья: Стефан Великопермский, Пермские боги.

7. Чердынь. Ныроб. 4часа.

Чердынь – самый древний город на прикамской земле. Чердынь православная. Чердынская крепость.

Ныроб и Романовы. Ныроб православная. Строгановы. Ермак.

8. Соликамск. Усолье. 5часов.

Соль Камская – Соликамск. Усолье. Как варили соль. Демидовский сад. Имена в истории Прикамья: Нарышкины, А.Н.Воронихин.

9. Кунгур. 4часа.

Кунгур – старинный город Прикамья. Роль благотворительности в развитии Кунгура. Храмы Кунгура. Кунгурская ледяная пещера. Имена в истории Прикамья: К.Т.Хлебников.

10. Основание Перми. 5часов.

Егошихинский завод. Пермь – столица огромной губернии. Пожар 1842 года. Имена в истории Прикамья: В.Н.Татищев, А.Ф.Голубцов.

Итоговый урок.

6 класс

11. Губернский город Пермь. 5часов.

Храмы и исторические места города. Пермские музеи. Пермский госуниверситет – старейший ВУЗ края. Имена в истории Прикамья.

12. Замечательные жители Перми. Гости Перми. 5часов.

Князья Максутовы. Любимовы и Каменские. Д.Д.Смышляев. Дягилевы. А.С.Попов. Н.Г.Славянов. Н.В.Воронцов. Гости Перми.

13. Коми – пермяцкий округ. 5часов.

История округа, знаменательные люди, исторические места. Святыни и святые.

14. Старинные города и поселки Прикамья. 5часов.

Оса, Оханск, Ильинский, Очер, Добрянка, Чёрмоз, Нытва, Лысьва, Пожва, Суксун, Орёл, Кын-завод, Павловский, Орда, Всеволодо-Вильва, Бикбарда, Пыскор.

Имена в истории Прикамья: Сведомские.

15. Горное дело и развитие Прикамья. 3часа.

Старинные заводы Пермского края и их продукция.

16. Новые города Прикамья. 4часа.

Достопримечательности городов Прикамья.

17. Прикамье в военные годы. 2часа.

18. Прикамье литературное. 2часа.

19. Проект «Мое путешествие». 3часа.

20. Итоговое занятие.

 

Тематическое планирование курса «Мой Пермский край»

 

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1

5 класс.

Введение. 1час.

Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край,часть страны, которая называется Россией.

1

1

 

2-3

Посмотрим глазами историка. 2часа.

Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины прошлого. Что такое лента времени.

2

1

1

4

Пермский период. 1час.

Вся история Земли делится на геологические эры и периоды.

1

1

 

5-7

Каменный век Прикамья. 3часа.

В древние времена облик края несколько раз менялся.

3

1

2

8-11

Века металлов. 4часа.

Как люди познакомились с металлами.

4

2

2

12-16

Кто живет, тот и названия дает. 5час.

Как появляются географические названия, имена и фамилии людей.

5

2

3

17-20

Чердынь. Ныроб. 4часа.

4

2

2

21-25

Соликамск. Усолье. 5часов.

5

2

3

26-29

Кунгур. 4часа.

4

2

2

30-34

Основание Перми. 5часов.

5

2

3

 

Всего за 5 класс:

34

16

18

 

6 класс

 

 

 

35-39

Губернский город Пермь. 5часов.

5

2

3

40-44

Замечательные жители Перми. Гости Перми. 5часов.

5

2

3

45-49

Коми – пермяцкий округ. 5 часов.

История округа, знаменательные люди, исторические места.

5

2

3

50-54

Старинные города и поселки Прикамья. 5 часов.

5

2

3

55-57

Горное дело и развитие Прикамья. 3 часа.

3

1

2

58-61

Новые города Прикамья. 4часа.

4

2

2

62-63

Прикамье в военные годы. 2часа.

2

1

1

64-65

Прикамье литературное. 2часа.

2

1

1

66,6768

Проект «Мое путешествие». 3часа.

Итоговое занятие.

3

1

2

 

Всего за 6 класс:

34

14

20

 

Итого:

68

30

38

Учебно-методическое обеспечение.

1.      Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд-во «Книжный мир», «Мой Пермский край»(Странички далеких и близких времен), -2015. 

Список литературы.

 

1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.

2. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.

3.«Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.

4.Чагин «Народы и культура Прикамья в 19- 20 веках»

5.«Прикамье: страницы далёких и близких времён».

6.Интернет  сайт: http://www. . perm1.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.