12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Павлова Вера Владимировна1006 Работаю в школе учителем музыки 28 лет. Люблю свою работу,люблю петь и играть на гитаре в свободное время,принимаю участие вместе со своими учениками на различных конкурсах . Россия, Московская обл., Раменское |
Программа по музыке, 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
(базовый уровень)
3 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классы
Составитель: Павлова Вера Владимировна
высшая квалификационная категория
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по музыке для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по музыке Усачева В.О., Школяр Л.В.
Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 3 классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, 34 учебных недели, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по музыке Усачева В.О., Школяр Л.В. рекомендованной Министерством образования и науки РФ Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.О.Усачѐва, Л.В.Школяр. 3-е издание, дораб. и доп. – М: Издательский центр «Вентана – Граф» 2013.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В системе предметов общеобразовательной школы курс музыки представлен в предметной области «Искусство».
Назначение «Музыка» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Личностные УУД:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные УУД:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные УУД:
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Обучающийся научится:
-определять на слух основные жанры музыки
-определять автора, название, текст изученного произведения
-определять на слух основные жанры музыки
-участвовать в коллективном пении
-узнавать изученные музыкальные произведения
Обучающийся получит возможность научиться:
-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
-знать об истоках происхождения музыки;
-различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.
-понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
-определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
-знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего
мира и внутреннего мира человек
2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Характерные черты русской музыки (8 ч)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка -различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая
скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни.
Народное музыкальное творчеств-«энциклопедия» русской интонационности (12 ч)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (6 ч)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2 ч)
Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С.Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.
3. Тематическое планирование уроков музыки в 3«А», 3«Б»,
3«В»,3«Г»,3«Д»классах
(1 ч в неделю, всего 34 ч.)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата урока | Коррекция |
Тема 1. « Характерные черты русской музыки» 8часов. | ||||
1 | Путешествие на родину русского музыкального языка. Едем в фольклорную экспедицию | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
2 | Входная контрольная работа | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
3 | Как это бывает когда песни не умирают | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
4 | Едем на Север | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
5 | Едем на Юг | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
6 | Специфика народной песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
7 | Функции и особенности народной песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
8 | Своеобразие песенного фольклора Московской области | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Тема 2.«Народное музыкальное творчество- энциклопедия русской интонационности» 12 часов | ||||
9 | Мелодизм, напевность народной песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
10 | Жанры народной песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
11 | Исторические песни и былинный эпос | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
12 | Героико-патриотическая тематика | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
13 | Лирические песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
14 | Походные песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
15 | Календарные песни. Обрядовые песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
16 | Контрольная работа за первое полугодие (Тест) | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
17 | Частушки и страдания | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
18 | Плясовые песни | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
19 | Народная песня в царских палатах | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
20 | Связь народной и композиторской музыки | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Тема 3. «Истоки русского классического романса» 6часов | ||||
21 | Русский романс | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
22 | Крестьянская песня | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
23 | Городская лирика | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
24 | Старинный романс | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
25 | Городской салонный романс | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
26 | Лирический романс | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Тема 4. «Композиторская музыка для церкви» 2 часа | ||||
27 | Музыка в храме | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
28 | «Богородица Дево, радуйся» | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Тема 5. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре» 6 часов | ||||
29 | Обработка народных песен | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
30 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
31 | Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
32 | Картины народной жизни в музыке композиторов. Сказка ложь, да в ней - намек….. | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
33 | Переводная контрольная работа (Тест) | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
34 | Русская сказка в произведениях композиторов | 1 | А | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература
- Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Музыка. Методическое пособие для учителя. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Учебно-методические комплекты к программе «Начальная школа ХХI века» по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
- Учебник по музыке 3 класс
- Сборники песен и хоров
Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В.– М.: Вентана-Граф, 2014
Электронные учебные пособия
-Классическая музыка кинофильмов CD
-Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства CD
-Вольфганг Амадей Моцарт CD1,CD2,CD3.
Интернет-ресурсы
-WEB-ресурсы для реализации ФГОС Министерство образования и науки Российской Федерации
-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
-Портал "Начальная школа"
-Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru
-Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
www.standart.edu.ru
-Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
-ЭОР Интернет - сообщества «Открытый класс» (