12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Русяева Нина Григорьевна191
Преподаватель русского языка и литературы
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)  

08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»

Разработчики: Русяева Нина Григорьевна, преподаватель ГАПОУ ПО ПМПК отделения строительства

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины русский язык для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ ФИРО).

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым учебным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:

 

лабораторные работы

 

практические занятия

 

контрольные работы

 

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме экзамена во 2 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Тема 1.1.

Язык и речь

Содержание учебного материала

Введение

Язык как важнейшее средство человеческого общения

Происхождение русского языка

Взаимодействие русского языка с другими языками. Закономерности развитии

Текст и его особенности

Основные стили речи в русском языке. Книжные стили

Основные стили речи в русском языке. Разговорный стиль речи. Особенности

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта по теме: «Происхождение русского языка».

Подготовка рефератов по темам: «Литературный язык - основа культуры речи», « Связь русского языка с историей и культурой русской нации».

Выполнение стилистических анализов текстов разных стилей (самост. подбор)

2

6

5

Тема 1.2.

Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

Лексическая система русского языка

Русская лексика с точки зрения употребления и происхождения

Межстилевая лексика русского языка

Русская фразеология. Роль крылатых выражений в русском языке.

2

2

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: «Лексика ограниченного и неограниченного употребления»;

выполнение индивидуальных работ по нахождению всех пластов русского языка в рассказах А.П. Чехова.

6

Тема 1.3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Содержание учебного материала

Фонетика. Фонемы. Слоги. Ударение.

Орфоэпия. Нормы произношения

Правописание гласных в приставках и суффиксах во всех частях речи

Трудности правописания в русском языке, связанные с фонетическими нормами русского языка

2

2

2

2

1

2

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение транскрипции по поэтическим текстам, предоставленным для индивидуальной работы.

Выразительное чтение поэтических текстов с соблюдением правил фонетики и орфоэпии.

2

3

 

Тема 1.4.

Морфемика. Словообразовние. Орфография

Содержание учебного материала

Морфемика. Морфемный анализ в русском языке

Словообразование. Способы словообразования.

Словообразовательный разбор в русском языке.

2

2

1

1

Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение самостоятельных индивидуальных работ.

Выполнение словообразовательных цепочек по карточкам.

2

2

 

Тема 1.5.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

Знаменательные части речи в русском языке. Имя существительное.

Имя прилагательное. Разряды. Правописание н // нн в имени прилагательном

Имя числительное

Местоимение.

Глагол и глагольные части речи: причастие и деепричастие

Наречие и слова категории состояния

Морфологический разбор знаменательных частей речи в русском языке

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Комментированное правописание текстов

Подобрать все формы причастий и деепричастий к глаголам: танцевать, ходить, говорить, смеяться, идти.

2

2

 

Тема 1. 6.

Служебные части речи

Содержание учебного материла

Предлоги. Разряды.

Союзы.

Частицы.

Междометия. Их значения в русском языке

Модальные слова. Их значения в русском языке

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание индивидуальной домашней контрольной работы

2

Раздел 2.2.

Тема 2.1.

Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

Синтаксические единицы. Словосочетание.

Простое предложение. Типы односоставных предложений

Синтаксис осложненного предложения

Предложение с однородными членами

Предложение с обособленными членами.

Синтаксис сложного предложения. Типы сложных предложений

Многочленные предложения с разными видами связи

Сложное синтаксическое целое. Понятие об абзаце. Диалогическое единство.

Предложение с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в них

2

2

3

2

3

3

3

3

3

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка рефератов по темам: «Основные характеристики письменной речи», «Основные характеристики устной речи».

6

Обобщающее повторение

3

Всего

124

 

3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных пособий по русскому языку;

- лингвистические словари: С.И Ожегов «Словарь русского языка», Фразеологический словарь.

- Плакаты: «Виды анализа», «Виды сложного предложения», «Знаки препинания в сложных предложениях», карточки-задания с профессиональной направленностью, опорные схемы по темам: «Стили речи», «Синтаксис и пунктуация», «Морфология», карточки-задания.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Н.А. Герасименко, В.В. Леденева « Русский язык», под ред. Н.А. Герасименко. – 14-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014 г

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы \ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011 г.

.

Словари

«Современный русский язык . От А до Я» Розенталь Д.Е. Издательство Арис – Пресс, 2010 год.

Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. А.С. Гаврилова.

Ушаков, Д.Н., Крючков, С.Е. Орфографический словарь. – М.: Издательский центр « Дрофа» 2010 год.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Шанский, Н.М., Боброва, Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2007.

Сергей Ожегов : Толковый словарь русского языка. м.: Издательство: Мир и образование, 2014 год.

Дополнительные источники

Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень" Авторы: А.И.Власенков, Л.М.

Рыбченкова. Издательство М.: « Просвещение » , 2009 год.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009 год.

http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl11-02.htm .

http://www.school.edu.ru/

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

Русский язык 10 – 11 класс. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., 2014 г. Издательство «ЛадКом» 2011 год.

«Культура речи в таблицах и схемах». Пивоварова И., Ларина О. М.: Издательство «Феникс» , 2013 год.

Сенина Н.А. Русский язык .Подготовка к ЕГЭ.– Ростов – на Дону.-2010

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

1 2

Умения:

 
осуществлять речевой самоконтроль тестирование, упражнения, домашняя работа
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

домашние работы, фронтальный опрос

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

письменные работы, домашние задания

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей

домашние задания, творческие работы

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

домашняя работа, индивидуальный опрос

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной и социально-деловой речи домашние задания, творческие работы, индивидуальный опрос
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

домашняя работа

Знания:

 
связь языка и истории, культуры русского и других народов

фронтальный опрос

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

домашняя работа

Подготовка рефератов по темам: «Основные характеристики письменной речи», « Основные характеристики устной речи».

самостоятельная работа

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

домашняя работа, тестирование,

творческие работы

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения

тестирование

 

Выполнение морфологического разбора разных частей речи

самостоятельная работа

применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

практическая работа

соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

практическая работа

использование основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста;

диктант

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.