12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гребенщикова Марина Николаевна32 Россия, Тамбовская обл. |
Программа профориентационной работы «Я выбираю будущее»
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРШАНСКАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол от 30.08.2017 г. № | УТВЕРЖДЕНО Приказом от 31.08.2017 г. № 258 Директор ___________ А.Д. Добин | |
Программа по профориентации
воспитанников
«Я выбираю будущее»
Для детей 7-16 лет
Срок реализации 1 год
Составила:
педагог-психолог
М.Н.Гребенщикова
Моршанск
2017 год
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность
Самое подходящее время для выбора профессии – подростковый возраст. Но проблема состоит в том, что очень часто подросток еще сам не знает, чего же он хочет. И даже в том случае, когда выбор сделан, существуют сомнения в правильности этого выбора… Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение - событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах
Существующие проблемы в вопросах занятости молодёжи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе. Традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места, сегодня себя не оправдывают.
Предлагаемая программа профориентации помогает подростку сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Программа рассчитана на:
учащихся 7-16 лет
педагогов,
родителей
Основные направления реализации системы программных мероприятий
Профпросвещение – педагогов, родителей, воспитанников через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе-интернате.
Программ разработана на основании:
Концепция Модернизации российского образования
Трудовой кодекс
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Цель: создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи:
Развитие нормативно-правовой базы.
Совершенствование научно-методического, информационного обеспечения системы профориентации воспитанников щколы-интерната.
Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и школы-интерната по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Создание системы профориентации воспитанников через внеурочную деятельность.
Обеспечение профпросвещения ,профдиагностики, профконсультаций воспитанников.
Формирование у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, в т.ч. современных, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки
Ожидаемые результаты:
-
Повысить мотивацию воспитанников к труду.
Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии
Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда
Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный май-сентябрь2017
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический: сентябрь2017 - май 2018
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5.Расширять и укреплять связи и отношения школы- интерната с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – июнь-август 2018 г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы-интерната.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Повысить мотивацию воспитанников к труду.
2. Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии
3.Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда
4.Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
№ | Дата | Форма | Кол-во час | Тема занятия | Адресат | Ответствен ный | Форма контроля | |||
1 | 2017-2018 | Разработка и утверждение программы по профориентации воспитанников. | Зам.директора по УВР, ВР, соц.педагог, психолог | ВШК | ||||||
2 | 2017-2018 | Обновление и пополнение банка данных об учебных заведениях города. | Зам.директора по УВР, ВР, соц.педагог, психолог, социальный педагог | |||||||
3 | Август 2017 | Разработки классных часов, игр, рекомендаций педагогам, по реализации программы профориентации воспитанников | 1-5 гр. | Педагог-психолог, соц.педагог, воспитатели | ВШК | |||||
4 | В теч.года | Экскурсии на предприятия города и района. | 1-5 гр. | Соц.педагог,педагог-психолог,воспитатели | Фотоотчеты | |||||
5 | В теч.года | Экскурсии в учебные заведения | 4,5 гр. | Соц.педагог, педагог-психолог,воспитатели | Фотоотчеты | |||||
6 | Март 2017 | Акция | 1 | Ярмарка профессий | 5 гр. | Соц.педагог, педагог-психолог,воспитатели | Справка, фотоотчет | |||
7 | 2017-2018 | Встречи с представителями интересных профессий | «История нашей профессии». | 1-5 гр. | Заместитель директора по ВР, воспитатели | Фотоотчет | ||||
8 | Октябрь 2017 | Круглый стол | 1 | «Когда я вырасту…» | 1 гр. | Педагог-психолог,воспитатели | Справка | |||
9 | Ноябрь 2017 | Классный час | 1 | «Рукам-работа, душе-радость» | 2 гр | Педагог-психолог,воспитатели | Справка | |||
10 | Декабрь 2017 | Классный час | 1 | «Задатки и способности» | 3гр. | Педагог-психолог,воспитатели | Справка | |||
11 | Январь 2018 | Презентация | 1 | «Мой темперамент, моя профессия» | 4 гр | Педагог-психолог,воспитатели | Справка | |||
12 | Январь 2018 | Буклет | «Темперамент и профессия» | Педагог-психолог | Справка | |||||
13 | Февраль 2018 | Лекция | 1 | «Типы профессий. Профессия и темперамент» | 5гр | Педагог-психолог,воспитатели | Справка | |||
14 | Февраль 2018 | Буклет | «Типы профессий» | 1-5 гр. | Педагог-психолог | |||||
15 | Март 2018 | Классный час с элементами дидактической игры | 1 | «Что я знаю о профессиях» | 1 гр | Педагог-психолог, воспитатели | Справка | |||
16 | Март 2018 | Круглый стол | 1 | «Сделать правильный выбор» | 5 гр. | Педагог-психолог, воспитатели | Справка | |||
17 | Март 2018 | Памятка | «Куда пойти учиться» | 5 гр. | Соц.педагог | |||||
18 | Апрель 2018 | Классный час-викторина | 1 | «Есть такая профессия» | 2гр. | Педагог-психолог., | Справка | |||
19 | Апрель 2018 | Памятка | «Потребности рынка труда города» | 5 гр. | Педагог-психолог, соц.педагог | |||||
20 | Апрель 2018 | Презентация | 1 | «Мир современных профессий» | 3 гр. | Педагог-психолог | Справка | |||
21 | Май 2018 | Памятка | 1 | «Современные профессии» | 1-5 гр. | Педагог-психолог | ||||
22 | Май 2018 | Познавательный досуг | 1 | «Карта мира профессий» | 4гр. | Педагог-психолог | Справка | |||
23 | Занятие с элементами арт-терапии | 1 | Составление коллажа «Я в своем мире» | 5гр. | Педагог-психолог | Справка | ||||
Диагностика и консультирование. | ||||||||||
1. | Тестирование учащихся8-9 классов: « Карта интересов». «Склонности и профессиональная направленность». «Профессиональные склонности» «Мотивы выбора» «Профессиональный интерес» | Ежегодно | Педагог-психолог Социальный педагог | |||||||
2. | Консультирование родителей: по вопросам профориентации | Ежегодно | Педагог-психолог | |||||||
Профадаптация | ||||||||||
1. | Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Ежегодно в августе | заместитель директора по УВР, воспит. | |||||||
2. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». | Ежегодно в мае, июне | Администрация | |||||||
3. | Организация работы трудовой бригады. | летний лагерь труда и отдыха | Администрация | |||||||
4. | Вечер встречи выпускников | Ежегодно в Март | воспитатели | |||||||
Мониторинг качества профориентационной работы | ||||||||||
1. | Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, курсах по выбору. | 2017-2018 | Зам.дир. по УР и ВР | |||||||
2. | Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения | 2018 | Педагог-психолог, социальный педагог |