12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718 Казахстан, Жамбылская область, г Тараз |
Программа развивающего курса «Риторика» 4 класс
Программа развивающего курса «Риторика» 4 класс
Составитель: Раимбердиева Г.Е
Город Тараз
Программа развивающего курса
«Риторика»
Класс: 4
Составитель: Корнева Ирина Леонидовна
Количество часов на год: 34
В неделю: 1 час
Учебно-методический комплекс:
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. Москва, «Баласс», 2008.
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Методическое пособие. Москва, «Баласс», 2008.
Цель курса:
апробация и внедрение методов и моделей работы по развитию речи, интеллектуальных способностей
активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста
Задачи курса:
апробировать и внедрить в учебный процесс методы интерактивного чтения
развивать познавательный процесс с помощью творческих работ учащихся
содействовать привитию интереса к чтению, литературе
пробудить и сформировать у детей интерес к риторике как искусству
Пояснительная записка
Дар слова важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и... блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Чтобы помочь школьникам осваивать богатство родного языка, в учебный процесс введён курс риторики. В нём подобран материал по культуре речи, лексике, грамматике. В программу вошли небольшие рассказы по истории родного языка, направленные на пробуждение интереса у детей к языковым явлениям, к риторике, искусству слова.
Разделы «Почему мы так говорим?», «Тайны слова» содержат богатый познавательный материал, приобщающий детей к истокам слова. Развить лингвистические способности, чувство языка, освоить некоторые правила орфографии помогут задания и упражнения из разделов «Занимательная грамматика» и «В часы досуга».
Сведения о словарях, справочной литературе для учеников даны в игровой и познавательной форме.
От страницы к странице, от задания к заданию дети пройдут увлекательный путь ознакомления с различными секретами слова.
Прогнозируемый результат
(Основные знания, умения)
Высокий уровень интереса к урокам литературы
Способность к фантазированию, воображению и моделированию
Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах
Проявление радостных эмоций в процессе работы
Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества
Стремление к оригинальности
Проявление самостоятельности в работе
Умение преодолевать возникшие трудности
Программа курса
Тема урока | Цель занятия | Дидактический материал | |
1 неделя | |||
Общение. Проверь себя. Речевая ситуация. | Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
2 неделя | |||
2. Учитывай, с кем, почему, для чего... ты общаешься | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
3 неделя | |||
3. Улыбнись улыбкою своею. Особенности говорения. | Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова | Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. | |
4 неделя | |||
4. Речевые отрезки и паузы. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
5 неделя | |||
5. Успокоить. Утешить словом. Утешить - помочь. Утешить – поддержать. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
6 неделя | |||
6. Какой я слушатель. Я - читатель | Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
7 неделя | |||
7. Текст Типы текстов. Яркие признаки текста | Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
8 неделя | |||
8. Абзацные отступы. | Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
9 неделя | |||
9. Запрет-предостережение. Запрет - строгий и мягкий. | Содействие развитию навыка устного изложения собственных мыслей | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
10 неделя | |||
10. Знаки вокруг нас. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
11 неделя | |||
11. Перед тобой дорожные знаки | ПДД | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
12 неделя | |||
12. Знаки-символы и знаки – копии. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
13 неделя | |||
13. Языковые знаки. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
14 неделя | |||
14. Опорные конспекты. | Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
15 неделя | |||
15. Описание. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
16 неделя | |||
16. Вежливая оценка. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
17 неделя | |||
17. Скажи мне, почему. | Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
18 неделя | |||
18. Аргументы. | Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно | Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. | |
19 неделя | |||
19. Во-первых, во-вторых, в - третьих. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
20 неделя | |||
20. Вступление и заключение. | Развитие устной и письменной речи учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
21 неделя | |||
21. Речевые жанры. Словарная статья. | Углубленное и перспективно-опережающее обучение основам риторики | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
22 неделя | |||
22. Рассказ. | Углубленное и перспективно-опережающее обучение основам риторики | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
23 неделя | |||
23. Служба новостей. Что такое информация. | Углубленное и перспективно-опережающее обучение основам риторики | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
24 неделя | |||
24. Газетная информация. . | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
25 неделя | |||
25. Факты, события и отношение к ним. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
26 неделя | |||
26. Информационные жанры. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
27 неделя | |||
27. Хроника. | Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
28 неделя | |||
28. Информационная заметка. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
29 неделя | |||
29. Подпись под фотографией. | Содействие развитию навыка изложения собственных мыслей | Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. | |
30 неделя | |||
30. Обобщение. Говорю, пишу, читаю, слушаю. | Содействие актёрскому мастерству | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
31 неделя | |||
31. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. | |
32 неделя | |||
32. Этикетные диалоги. Речевые привычки. | Содействие актёрскому мастерству | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
33 неделя | |||
33. Учись красноречию! | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. | |
34. Майская газета. | Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |