12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чиранова Татьяна Сергеевна168 Учитель русского языка и литературы Россия, Мордовия респ., Саранск Материал размещён в группе «Устный экзамен по русскому языку "Говорение"» |
Рабочая программа учебного курса «Устная речь» для 8 класса
Рабочая программа
учебного курса
«Устная речь» в 8 «Б» классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2017 г.
Пояснительная запискаВ современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
Динамика социальных процессов, инновационный характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования. Современная действительность от человека требует не только способности своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям социально-экономической жизни, но и более высокой меры субъектности, которая выражается в новом уровне личностной свободы и в новом уровне социальной активности. Социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Устная речь обладает надпредметностью, междисциплинарностью и достаточным диагностическим потенциалом.
Обучение в школе должно обеспечить формирование человека читающего и пишущего, а также человека слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей), готового к продолжению образования и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.
Развитие устной речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «Устная речь».
Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2018 года по русскому языку в основной школе, а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
актуализация устной речи в образовательном процессе;
совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
2) исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
4) адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
5) проведение информационно-смыслового анализа текста;
6) приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной форме результатов своей деятельности;
7) умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами");
8) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
Предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.
Тематическое планирование № п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Практическая работа, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Выразительное чтение вслух | 6 | 2 | 3 | 1 | |
3 | Тематическое монологическое высказывание | 13 | 6 | 4 | 3 | |
4 | Условный диалог | 13 | 7 | 6 | ||
5 | Подведение итогов | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 14 | 14 | 2 | 4 |
Содержание курса (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса. Модель экзаменационной работы для проведения в 2018 году государственной итоговой аттестации.
Выразительное чтение вслух (6 ч.)
Знакомство с критериями оценивания чтения вслух. Интонация. Темп чтения. Правильность речи. Выразительность речи. Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении.
Пересказ текста с включением приведенного высказывания.
Тематическое монологическое высказывание (13 ч.)
Знакомство с критериями оценивания монологического высказывания. Коммуникативная задача. Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Грамотность речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций.
Условный диалог(13 ч.)
Знакомство с критериями оценивания условного диалога. Коммуникативная задача. Речевое оформление условного диалога: смысловая цельность, речевая связность, последовательность высказывания. Грамотность речи: орфоэпические, языковые, речевые нормы. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций. Взаимодействие с собеседником.
Подведение итогов (1 ч.)
Календарно-тематический план № п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения занятия | |
План. | Факт. | ||
1 | Введение | ||
2 | Знакомство с критериями оценивания чтения вслух | ||
3 | Выразительность речи | ||
4 | Интонация. Темп чтения. Правильность речи. | ||
5 | Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении | ||
6 | Пересказ текста с включением приведенного высказывания | ||
7 | Пересказ текста с включением приведенного высказывания | ||
8 | Знакомство с критериями оценивания монологического высказывания | ||
9 | Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения | ||
10 | Грамотность речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций | ||
11 | Коммуникативная задача – описание фотографии | ||
12 | Коммуникативная задача – описание фотографии | ||
13 | Коммуникативная задача – повествование о личном жизненном опыте | ||
14 | Коммуникативная задача – повествование о личном жизненном опыте | ||
15 | Коммуникативная задача – рассуждение по поставленному вопросу | ||
16 | Коммуникативная задача – рассуждение по поставленному вопросу | ||
17 | Практикум по составлению тематического монологического высказывания | ||
18 | Практикум по составлению тематического монологического высказывания | ||
19 | Практикум по составлению тематического монологического высказывания | ||
20 | Практикум по составлению тематического монологического высказывания | ||
21 | Знакомство с критериями оценивания условного диалога | ||
22 | Коммуникативная задача условного диалога | ||
23 | Речевое оформление условного диалога | ||
24 | Грамотность речи при условном диалоге | ||
25 | Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций | ||
26 | Взаимодействие с собеседником | ||
27 | Взаимодействие с собеседником | ||
28 | Практикум по составлению условного диалога | ||
29 | Практикум по составлению условного диалога | ||
30 | Практикум по составлению условного диалога | ||
31 | Практикум по составлению условного диалога | ||
32 | Практикум по составлению условного диалога | ||
33 | Практикум по составлению условного диалога | ||
34 | Итоговое занятие |