Программа спецкурса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 28 October 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель

Кафедры точных наук

_______/Т.И.Заворотынская/


 

Протокол №________

от «___»___________ 2016 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/Г.А.Митропольская/


 


 


 

«___»____________ 2016 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 30

___________/Л.И.Петренко/


 


 

Приказ №______

от«___»___________ 2016 г


 

ПРОГРАММА ПДОУ

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

«Математические основы информатики»

Тунаевой Натальи Анатольевны

ДЛЯ 9 КЛАССА

 

на 2016-2017 учебный год

 

г. Михайловск, 2016 г.


 

Пояснительная записка

Курс «Математические основы информатики» составлен на основе УМК Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. «Математические основы информатики» и носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Курс ориентирован на учащихся 9 классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатике в математике.

Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.

Цели курса:

формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

 

Задачи курса:

сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;

показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.)

сформировать умения решения исследовательских задач;

сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;

развить способность к самообучению.

 

Курсу отводится по 3 часа в неделю, всего 96 учебных часов.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 6 глав, которые можно изучать в произвольном порядке.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Номер темы

Название темы

Кол-во часов

1

Системы счисления

15

2

Представление информации в компьютере

16

3

Введение в алгебру логики

22

4

Элементы теории алгоритмов

21

5

Основы теории информации

13

6

Математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики

9

 

Всего

96

 

Модуль 1. Системы счисления

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.

Цели изучения темы:

раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;

изучить свойства позиционных систем счисления;

показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;

познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере;

рассказать о системах счисления, отличных от двоичной используемых в компьютерных системах.

В данном модуле разобраны 145 заданий — 103 задания в учебном пособии и 42 задания в самостоятельных и контрольных работах (методическое пособие).

 

Модуль 2. Представление информации в компьютере

Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, IT-специалистов, программистов. Широко распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. В главе 2 не вводится «сложная математика», а только рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в компьютере.

Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

Цели изучения темы:

достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;

выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;

познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.

Материал данного раздела, как и всего курса в целом, избыточен. В модуле 2 подробно разобраны 138 заданий (вместе с примерами и заданиями из учебного пособия и заданиями проверочных работ).


Модуль 3. Введение в алгебру логики

Цели изучения темы:

достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;

показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;

систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.

В учебном пособии подробно рассмотрены решения 124 задач.


Модуль 4. Элементы теории алгоритмов

Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание уделяется разделам (параграфам), содержание которых не входит в базовый курс информатики. Целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы решается много задач на составление алгоритмов и оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.

Цели изучения темы:

формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой вычислительной техники;

знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста;

знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».

В данном модуле разобраны 82 задания.


Модуль 5. Основы теории информации

Цель изучения темы:

познакомить учащихся с современными подходами к представлению, измерению и сжатию информации, основанными на математической теории информации;

показать практическое применение данного материала.


Модуль 6. Математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики

Цель изучения темы: познакомить учащихся с быстро развивающейся отраслью информатики — вычислительной геометрией; показать, что именно она лежит в основе алгоритмов компьютерной графики.

В данном модуле рассматриваются некоторые алгоритмы решения геометрических задач. Такие задачи возникают в компьютерной графике, проектировании интегральных схем, технических устройств и др. Исходными данными в такого рода задачах могут быть множество точек, набор отрезков, многоугольник и т. п.

Тема данного модуля достаточно сложна для восприятия. Трактовка таких понятий, как «информация», «измерение информации», в данном модуле дается совершенно на другом уровне, нежели это делается в базовом курсе информатики. Кроме того, для полного освоения предлагаемых материалов необходима достаточно высокая математическая подготовка; в частности, желательно знакомство школьников с понятием логарифма. Именно поэтому данный модуль предлагается изучать не в начале курса, а ближе к его концу, когда учащиеся в курсе математики с логарифмами уже познакомятся.

Часть материала, например формула Шеннона или ее вывод, может быть опущена, а высвободившееся время использовано для более подробного изучения основных элементов теории информации, имеющих важное значение в информатике. Такими элементами являются формула Хартли, закон аддитивности информации, связь алфавитного подхода к измерению информации с подходом, основанным на анализе неопределенности знания о том или ином предмете, оптимальное кодирование информации.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны освоить несколько новых понятий, не рассматриваемых как в курсе математики, так и в базовом курсе информатики средней школы. Изложение материала данного модуля построено так, чтобы показать такие подходы к решению геометрических задач, которые позволят в дальнейшем достаточно быстро и максимально просто получать решения большинства элементарных подзадач, в частности, в компьютерной графике.

В данном модуле разобрано 33 задания — 24 в учебном пособии и 9 заданий практической работы.

Материалы соответствующей главы учебника не входят практически ни в один учебник по базовому курсу информатики. А от профессиональных книг по данной тематике их отличает относительная доступность изложения и применение математического аппарата, практически не выходящего за рамки школьного курса элементарной математики.


 

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ

В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:

принцип обучения на высоком уровне трудности;

принцип ведущей роли теоретических знаний;

принцип концентрированности организации учебного процесса и учебного материала;

принцип группового или коллективного взаимодействия;

принцип полифункциональности учебных заданий.

Данная методика опирается на положения когнитивной психологии:

в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент — когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;

ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;

из всех способностей человека функция мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти;

для всестороннего развития мышления в содержание обучения кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков;

для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект «напряженной потребности».


МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая выражена в контроле качества усвоения. В систему проверки и контроля включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

ни одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценивания со стороны преподавателя;

результаты проверки должны сообщаться незамедлительно;

школьник должен максимально участвовать в процессе проверки выполненного им задания.

Главное в контроле — не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его особенностей у разных учеников данного класса.

Практическая реализация принципа изучения в быстром темпе подразумевает постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся, так как без убежденности в полном усвоении материала всеми учениками нет смысла двигаться вперед.

 

Литература

Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 312 с.: ил.

Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 328 с.: ил.

Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование).

Календарно – тематическое планирование - 9 класс

п/п

Дата проведения

Тема разделов, уроков

Количество часов

В том числе

Дата

проведения

Дата

по

факту

Теоретические уроки

Лабораторно-практические уроки

Системы счисления – 15 часов

1

 

Основные определения, связанные с позиционными системами счисления.

1

1

     

2

 

Понятие базиса. Принцип позиционности

1

1

     

3

 

Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления.

1

1

     

4

 

Цифры позиционных систем счисления

1

1

     

5

 

Развернутая и свернутая формы записи чисел.

1

 

1

   

6

 

Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления

1

1

     

7

 

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

2

 

1

   

8

 

Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную

2

 

1

   

9

 

Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную

2

 

1

   

10

 

Взаимосвязь между системами счисления с кратными основаниями: Р™ = Q

2

 

1

   

11

 

Системы счисления и архитектура компьютеров

1

 

1

   

Представление информации в компьютере – 16 часов

12

 

Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код

1

1

     

13

 

Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов

2

 

1

   

14

 

Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой

2

 

1

   

15

 

Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики

2

 

1

   

16

 

Представление текстовой информации. Практическая работа № 1

2

1

1

   

17

 

Представление графической информации.

2

 

1

   

18

 

Практическая работа № 2

1

 

1

   

19

 

Представление звуковой информации

1

1

     

20

 

Методы сжатия цифровой информации.

Практическая работа № 3 (по архивированию файлов)

2

 

1

   

21

 

Проектная работа

1

 

1

   

Введение в алгебру логики – 22 часов

 

22

 

Алгебра логики. Понятие высказывания

1

1

     

23

 

Логические операции

1

 

1

   

24

 

Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики

4

 

1

   

25

 

Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач или алгебра переключательных схем)

3

2

1

   

26

 

Булевы функции

2

1

     

27

 

Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ

2

1

     

28

 

Минимизация булевых функций в классе дизъюнктивных нормальных форм

3

2

1

   

29

 

Практическая работа по построению СДНФ и ее минимизации

3

2

1

   

30

 

Полные системы булевых функций. Элементы схемотехники

3

2

1

   

Элементы теории алгоритмов – 21часов

31

 

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов

2

1

     

32

 

Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов.

3

2

1

   

33

 

Реше­ние задач на составление алгоритмов

2

 

1

   

34

 

Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга.

2

       

35

 

Решение задач на программирование машин Тьюринга

2

 

1

   

36

 

Машина Поста как уточнение понятия алгоритма

1

1

     

37

 

Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции

3

 

1

   

38

 

Понятие сложности алгоритма

1

1

     

39

 

Алгоритмы поиска

2

1

1

   

40

 

Алгоритмы сортировки

1

1

     

41

 

Алгоритмы сортировки

1

 

1

   

42

 

Проектная работа по теме «Культурное значение формализации понятия алгоритма»

1

 

1

   

Основы теории информации – 13 часов

43

 

Понятие информации. Количество информации.

2

1

1

   

44

 

Единицы измерения информации

1

1

     

45

 

Формула Хартли

3

2

1

   

46

 

Применение формулы Хартли

1

 

1

   

47

 

Закон аддитивности информации

1

 

1

   

48

 

Формула Шеннона

3

1

2

   

49

 

Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана

2

 

1

   

Математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики – 9 часов

50

 

Координаты и векторы на плоскости

2

1

1

   

51

 

Способы описания линий на плоскости

1

1

     

52

 

Способы описания линий на плоскости

1

 

1

   

53

 

Задачи компьютерной графики на взаимное расположение точек и фигур

1

1

     

54

 

Задачи компьютерной графики на взаимное расположение точек и фигур

1

 

1

   

55

 

Многоугольники

1

 

1

   

56

 

Геометрические объекты в пространстве

1

1

     

57

 

Геометрические объекты в пространстве

1

 

1

   



 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации