Программа учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин, курсов по выбору обучающихся, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Освоение программы учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» должно обеспечить совершенствование имеющегося и (или) приобретение нового опыта учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося.
Содержание программы учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» способствует становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, находящихся в тесной связи друг с другом и с содержанием учебных дисциплин, входящих в общеобразовательный цикл, на учебных занятиях, так и во внеурочной среде.
Цель изучения дисциплины – сформировать у обучающихся комплекс знаний и умений по проведению исследований, разработке проектов и оформлению результатов исследования.
Задачи изучения дисциплины:
-ознакомление со спецификой учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-использование учебно-исследовательской и проектной деятельности в учебной деятельности;
-ознакомление с основными этапами учебно-исследовательской деятельности;
-научение методам проведения научных исследований и проектирования;
-формирование умений публичной защиты работы.
В программу дисциплины Учебно-исследовательское проектирование включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику проектов (рефератов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки.Изучение учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
В колледже на освоении учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» в соответствии с Учебным планом программы подготовки отводится 36 часов, из которой на практические (лабораторные работы) отводится 18 часов.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» реализует мотивационно-смысловую составляющую в жизни молодых людей. Одновременно с этим формируются способности к планированию и проектированию собственной деятельности, в том числе, и учебной, построению жизненных планов во временной перспективе.
Создавая условия по освоению норм исследовательской и проектной деятельности, учебная дисциплина способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве продуктивного социального контекста данных видов деятельности. Обучающиеся открывают новые знания и используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает к процедурам исследовательской деятельности.
При этом организация исследовательской и проектной деятельности происходит в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ- проектировании и т.д.
При выполнении проекта (исследования) должны учитываться следующие требования к его реализации:
• проект или исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ и ППКРС.
В учебных планах место учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» в составе общеобразовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей и профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
4. результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере;
-сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной науки, культуры и техники;
-сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;
-готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении исследовательских и проектных задач;
-готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов;
метапредметных:
-сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность – осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект;
-сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;
-сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
-сформированность компетенции осознанного использования информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
-сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
-сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
-способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности»
Наименование
разделов и тем
№ заня
тия
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
5
Тема 1.Структура и этапы организации исследовательской деятельности
Содержание учебного материала
1
1
Введение в самостоятельную исследовательскую деятельность. Формы индивидуальной творческой работы: реферативная, экспериментальная, натуралистическая, исследовательская, проектная работа. Цели и задачи каждого вида работы, общие черты и различия.
2,3
2
Этапы учебно-исследовательской деятельности. Выбор темы исследования.
Понятие и виды учебно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся в колледже. Краткая характеристика этапов исследовательской работы. Выбор темы исследования. Распределение функций автора и руководителя при выполнении исследовательской работы.
2
Практические занятия
12
3
3
Практическая работа № 1.
Поиск и работа с информацией.
Особенности работы с литературой по теме исследования. Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксации информации. Работа с библиотечным каталогом.
2
4
Практическая работа № 2.
Постановка проблемы и аргументирование актуальности.
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.
2
5
Практическая работа № 3.
Выдвижение гипотезы. Формулировка гипотезы и раскрытие замысла. Выбор методов исследования.
2
6
Практическая работа № 4.
Разработка структуры исследовательской работы.
Составление плана исследования. Смысловые части исследовательской работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения.
2
7
Практическая работа № 5.
Написание введения. План введения.Проблема. Актуальность. Цель и задачи исследования. Объект, предмет исследования. Краткий обзор изученных источников информации.
2
Содержание учебного материала
4
8
Создание теоретической части исследования.
Анализ литературы в теоретической части, выводы. Ссылки на литературу. Использование и анализ в исследовательской работе кино-, теле-, фото-, видеодокументов.
2
9
Работа над практической частью работы.
Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных. Работа над практической частью экспериментальной работы: постановка эксперимента. Работа над практической частью натуралистической работы: наблюдение, описание, отбор образцов по определенной методике, диагностика натурального материала в соответствии с конкретными методами.
2
10
Практическая работа № 6.
Написание заключения. План заключения. Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.
2
Тема 2. Особенности организации проектной деятельности
Содержание учебного материала
2
11
Типы проектов. Основные этапы создания проекта.
Отличие проектной деятельности от исследовательской. Типы проектов: монопроекты, мини-проекты, межпредметные проекты, индивидуальные, групповые проекты. Формы проектов: учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. Краткая характеристика этапов создания проекта. Части проекта.
3
Практические занятия
4
12
Практическая работа № 7.
Определение темы и формулирование проблемы проекта. Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проектной работы.
2
3
13
Практическая работа № 8.
Проектирование. Составление плана проектирования.Этапы проектирования. Поиск информации. Сбор данных. Продукт. Создание проектного продукта.
2
Содержание учебного материала
4
14
Особенности индивидуальных и групповых проектов.
Общие и отличительные черты индивидуальных и групповых проектов. Распределение функций исполнителя (ей) и руководителя при выполнении группового проекта.
2
3
15
Особенности выполнения межпредметных проектов. Планирование межпредметных проектов. Определение задач при выполнении межпредметного проекта.
1
16
Особенности выполнения краткосрочных и долгосрочных проектов. Планирование краткосрочных и долгосрочныхпроектов. Определение задач при выполнении краткосрочных и долгосрочныхпроектов.
1
Тема 3.Оформление и презентация результатов
Содержание учебного материала
4
3
17
Требования к оформлению исследовательских работ и проектов.
Особенности оформления исследовательских работ и проектов. Качество оформления. Использование рисунков, схем, графиков. Оформление источников информации.
2
18
Особенности защиты исследовательской работы и проекта.
Подготовка доклада и презентации. Психологические особенности публичного выступления. Подготовка презентации
2
Практическое занятие
2
3
19
Практическая работа № 9.
Защита исследовательской работы / проекта.
Правила ответов на вопросы.
20
Зачетное занятие. Подведение итогов по дисциплине
1
Всего
36
6. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Структура и этапы организации исследовательской деятельности
Развивается способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию (апробацию) принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
Умение высказывать гипотезы. Использование Интернета для поиска информации. Знать и понимать что изучает дисциплина; роль наблюдений в исследовании; что такое смысловые части исследовательской работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение; их состав и специфику наполнения
Особенности организации проектной деятельности
Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.
формирование предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий; регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Знание отличий проектной деятельности от исследовательской. Типы проектов: монопроекты, мини-проекты, межпредметные проекты, индивидуальные, групповые проекты. Формы проектов: учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. Краткая характеристика этапов создания проекта. Части проекта.
Оформление и презентация результатов
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
формирование коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Знание особенностей оформления исследовательских работ и проектов. Качество оформления. Использование рисунков, схем, графиков. Оформление источников информации.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Учебно-исследовательского проектирования, библиотечного фонда, доступа к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-шкафы для рационального размещения и хранения учебного оборудования, технических средств обучения;
-учебники и учебные пособия;
-комплект учебно-методических и дидактических материалов по дисциплине.
Технические средства обучения:
–компьютер с лицензионным программным обеспечением;
–мультимедиапроектор;
–доступ к сети Интернет.
8. Рекомендуемая литература
Для студентов
Основная литература
О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»
Дополнительная литература
Д-1 Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.
Для преподавателей
Основная литература
О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»
Дополнительная литература
Д-1 Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.