12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Светлана Павловна44
Россия, Новгородская обл., Старая Русса
1

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Клуб интеллектуальных игр"

Смирнова Светлана Павловна, учитель начальных классов

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики»

г. Старая Русса Новгородской области


Программа внеурочной деятельности

по научно – познавательному направлению

«Клуб интеллектуальных игр»


1.Пояснительная записка.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

Интеллектуальные игры развивают и тренируют:

- логическое мышление, которое необходимо развивать с самого раннего возраста;

- эрудицию, речевую культуру и словарный запас;

- интуицию, умение работать в команде;

- комбинаторное и ассоциативное мышление;

- нестандартное мышление, чувство юмора.

Актуальность данного клуба обусловлена следующими макрофакторами социума:

- возрастание нервно-психических нагрузок на детей;

- дефицит общения, игровой деятельности, индивидуализация современных школьников;

- нереализованность потребностей в самоутверждении и позитивных достижениях у большинства подростков.

- компьютеризация общества, резкое увеличение количества информации;

Целями клуба являются:

- выявление одаренных детей – «интеллектуалов» с высоким IQ;

- усвоение знаний из разных отраслей в кратчайшие сроки;

- ликвидация дефицита общения, развитие коммуникативных качеств;

- повышение уровня социальной адаптации, стрессоустойчивости.

Задачи:

формировать первичные умения интеллектуальной деятельности;

развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;

содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;

воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;

формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

В итоге внеурочная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д

Виды работ:

экскурсии;

викторины

игры;

конкурсы;

театральные постановки;

наблюдения;

подготовка и представление презентаций.

Интеллектуальное творчество содержит в себе элементы психотерапии: благоприятное эмоциональное и энергетическое воздействие всех на каждого и каждого на всех.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

Коллективная деятельность

Например: концерт или праздник с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.

Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

не участвовать ни в одном из проектов;

участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

выйти в любой момент из любого проекта;

в любой момент начать свой, новый проект.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, интеллектуальной и творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.


Содержание программы (68 часов)

Программа составлена по разделам: математика, литература, грамматика и краеведение.

В разделе «Математика» учащиеся знакомятся и решают нестандартные задачи, задачи-шутки, задачи в стихах. Развивают мелкую моторику, играя с палочками. Геометрия в клеточку развивает воображение, догадку.

В разделе «Грамматика» учащиеся играют в слова, разгадывают ребусы, головоломки.

В разделе «Страна «Литературия» ведется работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Обучающиеся посещают библиотеки, знакомятся с произведениями известных писателей.

В разделе «Город, в котором живу» музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково- исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,

формулирование вопросов по теме).

          Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Календарно- тематическое планирование

клуба «Интеллектуальные игры»

для 1 класса

«Первые шаги»

(2 часа в неделю, всего 66 часов)

Составлено на основе программ Л.Я. Желтовской «Секреты русского языка»

и Н. Ф. Виноградовой «Занимательная математика».

Количество часов по программе: 66 ч.

Количество часов по плану: 66 ч.

Класс: 1


п/п

Наименование тем

Дата проведения

I. Введение (2 часа)

1.

Кто такой интеллектуал?


2.

Путешествие к Королеве Наук.


II. Математика ( 25 часов)

3.

Развиваем логику.



4.

Считай, смекай, отгадывай.


5.

Математическая шкатулка.


6.

Умники и умницы.


7.

Задачи «Старше, моложе».


8.

Угадай нужную цифру.


9.

Определи на ощупь.


10.

Викторина «Эрудит»


11.

Игра по станциям «В гостях у Незнайки».



12.

Школа «почемучек».


13.

Хочу все знать.


14.

Игра для ума «загадочный калейдоскоп»


15.

Клуб веселых математиков.


16.

Удивительный вопрос. Задачи в стихах.


17.

Задачи – шутки.


18.


Задачи – загадки.


19.

Математический КВН.


20.

Умная геометрия.


21.

Развиваем ум и мелкую моторику.


22.

Упражнения с палочками.


23.

Геометрия в клетку.


24.

Арифметики тропинки одолеем без запинки.


25.

КВН «Веселые геометры»


26-27.

Проект - математическая сказка «Любимое число»


III. Грамматика.(15 часов)

28.

Калейдоскоп сказок «Доскажи словечко».


29.

Игра «Угадайка».


30.

Буква заблудилась.


31.

Поиграем в слова.


32.

Бюро находок.


33.

Викторина «Страна Грамоты».


34.

Угадай букву.


35.

Конкурс грамотеев.


36.

Игра «Кто хочет стать отличником»


37.

Путешествие в Королевство буковки.


38.

Сбежавшие головоломки.


39.

Третий лишний.


40.

Отгадываем ребусы.


41-42


Проект - мастерская «Раз – словечко, два – словечко».


IV. Страна «Литературия» (14 часов)



43.

Путешествие в Читай – город.


44.

Конкурс загадок.


45.

Страна сказок.


46.

Литературное лото «Что за прелесть эти сказки!»


47.

Игра – викторина «Золотой ключик».


48.

Конкурс «Кто хочет получить приз?»


49.


Брейн – ринг «Умники и умницы»



50.

Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина.


51.

Игра «Что? Где? Когда?»


52.

Аукцион «В гостях у Корнея Чуковского».


53.


Игра – путешествие по сказкам.




54.

Конкурс «Разгадай кроссворд».

55-56.

Проект - инсценировка сказки «Репка» на новый лад.


V. Город, в котором живу. (8 часов)


57.


Экскурсия в краеведческий музей. Игра – презентация.


58.

Памятники родного города. Экскурсия.


59.

История в названиях рек, озера.


60.

Конкурс знатоков истории города.


61.

Экскурсия в городскую библиотеку.


62.

Интеллектуальная эстафета.


63.

Поле чудес «В мире привычных вещей».


64.

Коллаж «Мой город».


VI. Заключение. ( 2 часа)

65.

Что мы узнали и чему научились за год.


66.

Моя лучшая работа. Портфолио.


Итого: 33 недели – 66 часов (2 часа в неделю)







































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.