12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яблочкина Марина Ивановна599
Награждена нагрудным знаком "Почетный работник воспитания и просвещения РФ" (2021г.). Победитель конкурса на присуждение премий Губернатора Иркутской области «Лучший учитель» (2020г.). Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ (2013г.).
Россия, Иркутская обл., Ангарск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление Образования Администрации

Ангарского Муниципального Образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»










ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по географии «Юные топографы»

для 5 - 6 классов









Автор разработки:

Яблочкина Марина Ивановна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №6»












2022 г.

г. Ангарск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочного курса «Юный топограф» разработана для учащихся 5-х- 6-х классов рассчитана на 34 часа. Методическая разработка всесторонне раскрывает место, роль, значение и функции данного курса:

- создаёт положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего (кадетского);

- познакомит учащихся с ведущими видами географической деятельности;

- активизирует познавательную деятельность у школьников в географической области, в том числе топографической и картографической;

- повысит информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.

Методическая разработка курса содержит достаточное количество практических работ, в том числе и на местности. Топографические планы и географические карты - маленькие модели мира и одновременно язык всех наук о Земле, многих социально-экономических наук и военных дисциплин, инструмент пространственного исследования и средство передачи информации. Сегодня планы, карты или атласы вошли в повседневный быт, они лежат на столе администратора и в кабине штурмана, висят на стене в школьном классе. Овладение топографической и картографической грамотой так же необходимо современному ученику, как знание грамматики и умение работать с компьютером. План местности и географическая карта – модель действительности, источник информации, инструмент познания отраженной на ней части действительности. Знание общих законов построения планов и карт, их свойств, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать необходимую информацию, распознавать закономерности размещения природных и общественных объектов и явлений, устанавливать существующие взаимосвязи между ними.

Актуальность курса: в школе №6 одним из направлений в патриотическом воспитании обучающихся выбрано - кадетское. Ученики принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых по военно-патриотическому воспитанию на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Данные мероприятия показали нехватку знаний обучающихся в области топографии и картографии, что связано с недостатком времени в урочной деятельности, при изучении раздела «Изображения земной поверхности» в частности «Топографический план» отводиться всего 3 урока.

Новизна курса заключается в том, данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по теме план и карта, приёмы работы с ними, разрешить вопросы, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Кроме этого программа способствует формированию системы географических знаний и умений раздела «Изображения земной поверхности» как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни. В рамках курса объединены разные виды деятельности обучающихся, что способствует формированию патриотического воспитания у школьников.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической, с контурными картами, глобусом), текстовыми, а также с профилями, диаграммами, рисунками и схемами и др. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий создаётся ситуация, в которой каждый ученик выполняет индивидуальную работу и принимает участие в работе группы.

В программе курса упор сделан на те разделы топографии и картографии, которые вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру. Так, значительное место отведено изучению свойств топографических планов и карт, их языковых особенностей, выработке навыков анализа картографического языка, использованию этих знаний при оформлении домашних и классных заданий на контурных картах, создании своих собственных карт (рукописных или компьютерных).

Для ознакомления учащихся с созданием первичных планов и карт, что необходимо для обучения ориентированию в пространстве, в программу включен раздел съемки местности простейшими приборами.

Занятия состоят из лекционного материала, практических работ, а также полевых работ (в окрестностях школы).

Программа внеурочной деятельности по географии «Юные топографы» составлена с учётом Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Примерные общеобразовательные программы по географии Курчина С. В. Рабочие программы по географии. - М.: Дрофа, 2018 г. Раздел №2, тема «Изображения земной поверхности».

Цели внеурочной деятельности по географии «Юные топографы»:

- углубление и расширение знаний темы «Изображения земной поверхности» как компонента научной картины мира;

-привлечение обучающихся к работе по изучению своей местности;

- к практическому участию в решении географических задач, в том числе топографических и картографических;

- формирование исследовательских навыков;

- ориентирование на выбор географических профессий в будущем.

Задачи:

- расширить, углубить и конкретизировать представления о теме «Изображения земной поверхности»;

- сформировать представление о топографии и картографии;

- раскрыть сущность и значимость топографических планов и карт;

- развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;

- формировать знания о топографических условных знаках, видов масштабов, умения работать с ними;

- совершенствовать навыки работать с картографическим материалом, топографическими планами и картами;

- на основе историко-географического подхода формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде.

Структура изложения материала:

Внеурочная деятельность по географии «Юные топографы» формирует у обучающихся комплексное и системное представление об «Изображении земной поверхности». Содержание внеурочной деятельности по географии «Юные топографы» строится на основе системно-деятельностного подхода и предполагает вовлечение обучающихся в разнообразную исследовательскую и практическую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения, навыки и умения. Внеурочная деятельность данного курса дополняет географическое образование школьников в основной школе.

Основное содержание программы внеурочной деятельности по географии «Юные топографы» направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию их географической культуры, осознание ими функционального значения топографии и картографии для человека.

Организация образовательного процесса запланирована в различных формах деятельности: исследовательская работа, проекты-исследования, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты, как индивидуально, так и в малых группах.

Временной параметр:

изучение данного курса рассчитано 1 раз в неделю для обучающихся 5 или 6 классов, общее количество за год 34 часа.

Методы обучения:

При организации занятий планируется использовать методы позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучающихся к творческому участию в нем, используются: наблюдение, измерение, моделирование, исследовательский, проектный, анализ критических ситуаций, компьютерные технологии.

Образовательные технологии:

В основу внеурочного курса положен практико-ориентированный и системно-деятельностный подход, технологии проблемного обучения, организации исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных и проектных технологий.

Ожидаемые результаты:

1. Личностные результаты

Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Юные топографы» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Реализация внеурочной деятельности данного курса по географии способствует достижению следующих результатов личностного развития:

воспитание любви и уважения к Отечеству;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологического сознания и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формируемые УУД:

овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

воспитание уважения к Отечеству, к своему краю;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

формирование целостного мировоззрения;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры.

2. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Юные топографы» способствуют:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

3. Предметные результаты

Предметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Юные топографии» являются:

формирование представлений о географической науке, её роли, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;

определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

знать устройство компаса, типы компасов. Жидкостный компас для спортивного ориентирования на местности;

применять правила обращения и работы с компасом. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Азимут. Движение по азимуту;

измерять азимуты на видимый ориентир (визирование);

картографическая грамотность;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Технические средства обучения: доска, мультимедийный проектор, ноутбук видео коллекция учебных фильмов, коллекция презентаций по темам дисциплины.

Теоретический раздел курса предусматривает ведение тетради для записи лекций.

Практический раздел курса предполагает:

на занятиях обучающимся необходимо иметь

калькулятор

циркуль-измеритель

миллиметровую бумагу

линейку

транспортир

простые и цветные карандаши.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

2. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002..

3. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Метод. пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

4. Константинов Ю.С., Куликов В.Т. Детско-юношеский туризм: педагогика школьного туризма. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006

Интернет-ресурсы:

1. Ориентирование - http://vijit.ru/index.php/vyzhivanie/orientirovanie

2. Ориентирование на местности - http://kombat.com.ua/stat17.html

3. Ориентирование на местности - http://borus.edusite.ru/p28aa1.html

4. Ориентирование на местности без карты - http://works.tarefer.ru/9/100037/index.html

5. Топография и ориентирование - http://uran92.narod.ru/orientir/orient_kart.htm

Дополнительные источники:

1. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристическая топография. М., 1985

2. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М., 1985.

3. Куприн А.М. С картой и компасом. М., 1981.

4. .Гедымин А.В., Грюнберг Г.Ю. Малых М.И. Практикум по картографии с основами топографии. - М.: Просвещение, 1981.

5. Куприн А. М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

6. А. М. Куприн. Занимательная топография. М. Просвещение, 1997.

7. Левицкий И. Ю., Евглевская Я. В. Решение задач по географическим картам: - М.: Просвещение, 1996.

8. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

9. Панов С.Н. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов. – М. ТССР., 2008.

10. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). – М.: Просвещение, 1991.

11. Алешин В.М., Серебрянников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.

12. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. - Мн.: НМЦентр, 1998. -216 с. - (Туризм в школе).

13. Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: Выбор маршрута и планирование путешествия. Навигация с помощью карт, компаса и природных объектов. - Нейл Уилсон. - Пер. с англ. К Ткаченко. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2004. - В. М. Куликов, Ю. С. Константинов. Топография и ориентирование в туристском путешествии. ЦДЮТиК МО РФ, Москва 2004.

14. Интернет-ресурсы: https://surviva.ru/orientirovanie/topograficheskie-znaki-uslovnye-vidy-i-ih-znacheniya

Система оценивания: контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Практические занятия

1.Работа с топографической картой.

2.Составление описаний по топографической карте.

3.Упражнения на запоминание знаков

4.Рисовка топографических знаков

5.Решение задач по топографической карте

6.Прокладывание маршрутов похода по топографической карте

7.Решение топографических задач

8.Построение профиля участка местности по заданной линии.

9.Нахождения азимута на предмет

10.Решение топографических задач

Тематика для самостоятельных работ

1. Создание мультимедийных презентаций по темам «Масштаб», «Виды ориентиров», «Спортивное ориентирование как вид спорта».

2. Создание топографических диктантов.

3.Подготовка доклада, реферата, презентации «История создания компаса».

4. Подготовка памятки «Источник опасности при прохождении маршрута похода».

5. Характеристика отдельных районов по топографической карте.

6. Знакомство с литературой по топографии, туризму, краеведению.

7. Посещение библиотеки с целью изучение специальной литературы.

8. Подбор игр и упражнений на местности с использованием топографических карт.

Изучение внеурочного курса будет завершено составлением туристического маршрута по топографической карте, где обучающиеся продемонстрируют свои работы, лучшие из которых будут отмечены дипломами «Юный - топограф» 1, 2, 3 степени.

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Тема 1: Введение

3

Тема 2: О Земле, глобусах, картах и планах

4

Тема 3: Топографический план и карта

17

Тема 4: Ориентирование на местности

5

Тема 5: Космическая картография

3

Тема 6: Обобщающее повторение

2

Итого 34 часа


Календарно тематическое планирование


тема

Дата

план

факт

Тема 1: Введение (3 часа)

1.

Картография как наука.

 

 

2.

История картографии.

 

 

3.

Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и военном деле



Тема 2: О Земле, глобусах, картах и планах (4 часа)

4.

Как люди определили формы и размеры Земли?

 

 

5.

Адреса земных объектов

 

 

6.

Глобус – уменьшенная модель Земли



7

Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок

 

 

Тема 3: Топографический план и карта (17 часов)

8

Топографические карты и планы местности



9

Основные свойства топографической карты



10

Многолистовые карты



11

Азбука плана и карты. Виды условных знаков.



12

Топографические условные знаки и общие правила их применения.



13

Площадные (масштабные) условные знаки.



14

Внемасштабные условные знаки.



15

Линейные условные знаки



16

Пояснительные условные знаки



17

Масштаб карты. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы.



18

Измерение расстояний на карте.



19

Измерение площадей по карте.

 

 

20

Чтение рельефа на топографической карте. Бергштрихи

 

 

21

Построение профиля по топографической карте

 

 

22

Определение координат по топографической карте

 

 

23

Определение направлений по топографической карте.



24.

Обобщение. Чтение топографической карты

 

 

Тема 4: Ориентирование на местности (5 часа)

25.

Ориентирование. Картометрические приемы

 

 

26

Компас. Работа с компасом. Азимут.



27

Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса.

 

 

28

Определение своего местоположения

 

 

29

Движение на местности без карты.



. Тема 5: Космическая картография (3 часов)

30

Вид Земли из космоса. Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков.



31

Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты.



32

Дистанционные методы исследований. Составление карт по космическим снимкам



Тема 6: Обобщающее повторение (2 часа)

33.

Практическая работа «Составление туристического маршрута по топографической карте»

 

 

34

Виртуальное путешествие в заколдованный лес с топографической картой.




Приложения

t1671279223aa.png

t1671279223ab.png

t1671279223ac.png

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.