12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вельган Жанна Леонидовна46 |
Программа занятий дополнительного образования «Самоделки»
Министерство образования науки и молодежной политики Республики Коми
государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа № 45 г. Ухты
Рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом ГОУ РК
классных руководителей «С(К)Ш № 45» г.Ухты
Протокол № 1 от 31.08.2018г от 4.09.2018г № 01-04/131
Рабочая программа
Занятия дополнительного образования
«Самоделки»
дополнительной общеобразовательной дополнительной общеобразовательной адаптированной программы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
технической направленности
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: педагог
дополнительного образования
Вельган Ж.Л
г. Ухта
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное прикладное творчество - неотъемлемая часть культуры, уходящей корнями в народное творчество, непрерывно развивающееся и совершенствующееся в соответствии с запросами современного общества.
Дополнительная образовательная программа технической направленности разработана на основе методических пособий:
Куцакова Л. В. Уроки лепки - М.:Эксмо, 2011. - 80с: ил.
Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома.
Проснякова Т. Н. Уроки мастерства. 2-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. - 120 с: ил.
Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки мастерства.- Самара: Корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература», 2002. - 112 с: ил.
Новикова И. В. Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2002. - 160 с: ил.
Шабельникова Е. И., Каминская Е. А. Поделки из пластилина. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. - 120с. + 12, ил.
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997 - 160 с. с илл. '
Курс обучения по программе рассчитан на 1 год.
3-44 классы: в год - 33 часа, в неделю - 1 час (с учетом каникулярного времени).
Занятие дополнительного образования «Самоделки» организуется для учащихся 10 -12 лет 3-4 классов специальной (коррекционной)общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа проводится 1 раз в неделю по 40 минут (1 академический час).
Цель программы: развивать творческие способности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
• обучать работе с природными материалами, выполнению аппликаций и мозаик;
• обучать различным способам использования материалов, работы с инструментами и приспособлениями, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
Воспитательные:
• формировать интерес к малой Родине;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность и эстетический вкус;
Развивающие:
• развивать зрительно-двигательную координацию;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать логическое мышление;
• формировать умение работать в коллективе, умение работать самостоятельно.
Программа занятий дополнительного образования «Самоделки» включает следующие разделы:
1. Работа с бумагой и картоном;
2. Работа с пластилином;
3. Работа с бросовыми материалами;
4. Работа с тканью;
5. Работа с нитками.
6. Работа с природными материалами
На всех этапах обучающиеся привлекаются к изготовлению образцов, шаблонов, составлению композиций. Приветствуется самостоятельный поиск в литературе различных эскизов, схем, чертежей.
Программа носит вариативный характер и зависит от интереса детей в группах, возраста, года обучения, поэтому возможен перенос изучаемых тем. Программой предусмотрено участие в районных и республиканских выставках детского творчества.
Основными формами контроля приобретенных знаний и умений являются выполнение каждым обучающимся творческой работы. Ребята принимают участие в выставках, конкурсах, оформляют интерьер школы результатами декоративно-прикладного творчества.
КАДЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего за год 33 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование разделов | Кол. часов |
1 триместр – 9 часов | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности | 1 |
Работа с бумагой | 2 | |
2 | Аппликация «Корова» | 1 |
3 | Объемная мозаика из гафрированной бумаги «Филин» | 1 |
Работа с природными материалами | 1 | |
4 | Аппликация «Осенний букет» | 1 |
Работа с нитками | 2 | |
5 – 6 | Панно из колечек | 2 |
Работа с бросовыми материалами | 2 | |
7 – 8 | Изготовление подставки под горячее из шпагата | 2 |
Работа с бумагой | 1 | |
9 | Букет для мамы | 1 |
2 триместр – 11 часов | ||
Работа с бросовыми материалами | 1 | |
10 | Изготовление новогодней елки с использованием салфеток | 1 |
Работа с бумагой | 4 | |
11 | Декоративный плетень | 1 |
12 | Изготовление объемных елочных игрушек | 1 |
13 – 14 | Изготовление снежинок | 2 |
Работа с нитками | 3 | |
15 – 16 | Натяжение нитей через сквозные отверстия | 2 |
17 | Аппликация с использованием косичек «Веселые обезьянки» | 1 |
Работа с пластилином | 1 | |
18 | Изготовление танка | 1 |
Работа с бросовыми материалами | 2 | |
19 | Кот Базилио с использованием CD диска | 1 |
20 | Изготовление вазы из пластиковой бутылки | 1 |
3 триместр – 13 часов |
| |
Работа с бросовыми материалами | 1 | |
21 | Изготовление вазы из пластиковой бутылки | 1 |
Работа с тканью | 4 | |
22 – 23 | Изготовление подставки под чайник | 2 |
24 | Аппликация из жатой ткани «Деревья» | 1 |
25 | Аппликация из ткани «Пробуждение природы» | 1 |
Работа с бумагой | 2 | |
26 | Изготовление прорезной аппликации «Панда» | 1 |
27 | Три этажа зеленого мира | 1 |
28 | Изготовление пасхальной открытки | 1 |
Работа с бросовыми материалами | 5 | |
29 | Изготовление павлина с использованием паеток | 1 |
30 | Изготовление божьей коровки с использованием CD диска | 1 |
31 | Изготовление открытки к 9 Мая | 1 |
32 | Изготовление подсолнуха | 1 |
33 | Аппликация из карандашных стружек | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство учащихся с инструментами, материалами и приспособлениями, а также с декоративно-прикладным направлением кружка.
Работа с бумагой. Повторить свойства бумаги. Познакомить с новыми свойствами бумаги. Отработать технику ровного вырезания ножницами. Сформировать потребность в рациональном и экономичном использовании бумаги.
Работа с природными материалами. Познакомить детей со свойствами природного материала, используемого в работе. Формирование потребности в соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с ножницами и клеем.
Работа с пластилином. Пополнить знания обучающихся техническими сведениями о назначении и применении пластилина в промышленности. Научить лепить конструктивным способом изделия.
Работа с бросовым материалом. Познакомить детей со свойствами, фактурой различных материалов, используемых в работе. Формирование потребности в соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с ножницами и клеем. Обучать различным способам использования бросового материала, работы с инструментами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве.
Работа с тканью. Познакомить детей с видами и свойствами тканей, используемых в работе. Сформировать потребность в рациональном и экономичном использовании ткани.
Работа с нитками. Познакомить с историей получения нитей, способами плетения. Научить различать виды нитей. Обучить различным способам использования ниток.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Перечень практических работ | Кол. часов | ||
1 триместр – 9 часов | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности | 1 | ||
2 | Аппликация «Корова» | 1 | ||
3 | Объемная мозаика из гафрированной бумаги «Филин» | 1 | ||
4 | Аппликация «Осенний букет» | 1 | ||
5 – 6 | Панно из колечек | 2 | ||
7 – 8 | Изготовление подставки под горячее из шпагата | 2 | ||
9 | Букет для мамы | 1 | ||
2 триместр – 11 часов | ||||
10 | Изготовление новогодней елки с использованием салфеток | 1 | ||
11 | Декоративный плетень | 1 | ||
12 | Изготовление объемных елочных игрушек | 1 | ||
13 – 14 | Изготовление снежинок | 2 | ||
15 – 16 | Натяжение нитей через сквозные отверстия | 2 | ||
17 | Аппликация с использованием косичек «Веселые обезьянки» | 1 | ||
18 | Изготовление танка | 1 | ||
19 | Кот Базилио с использованием CD диска | 1 | ||
20 | Изготовление вазы из пластиковой бутылки | 1 | ||
3 триместр – 13 часов |
| |||
21 | Изготовление вазы из пластиковой бутылки | 1 | ||
22 – 23 | Изготовление подставки под чайник | 2 | ||
24 | Аппликация из жатой ткани «Деревья» | 1 | ||
25 | Аппликация из ткани «Пробуждение природы» | 1 | ||
26 | Изготовление прорезной аппликации «Панда» | 1 | ||
27 | Три этажа зеленого мира | 1 | ||
28 | Изготовление пасхальной открытки | 1 | ||
29 | Изготовление павлина с использованием паеток | 1 | ||
30 | Изготовление божьей коровки с использованием CD диска | 1 | ||
31 | Изготовление открытки к 9 Мая | 1 | ||
32 | Изготовление подсолнуха | 1 | ||
33 | Аппликация из карандашных стружек | 1 | ||
1 триместр
№ п/п | Наименование разделов | Кол. часов | Число |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности | 1 |
|
Работа с бумагой | 2 |
| |
2 | Аппликация «Корова» | 1 |
|
3 | Объемная мозаика из гафрированной бумаги «Филин» | 1 |
|
Работа с природными материалами | 1 |
| |
5 | Аппликация «Осенний букет» | 1 |
|
Работа с нитками | 2 |
| |
5 – 6 | Панно из колечек | 2 |
|
Работа с бросовыми материалами | 2 |
| |
7 – 8 | Изготовление подставки под горячее из шпагата | 2 |
|
Работа с бумагой (продолжение) | 1 |
| |
9 | Букет для мамы | 1 |
|
2 триместр
№ п/п | Наименование разделов | Кол. часов | Число |
Работа с бросовыми материалами | 2 |
| |
1 | Изготовление новогодней елки с использованием салфеток | 1 |
|
2 | Декоративный плетень | 1 |
|
Работа с бумагой | 3 |
| |
3 | Изготовление объемных елочных игрушек | 1 |
|
4 –5 | Изготовление снежинок | 2 |
|
Работа с нитками | 3 |
| |
6 –7 | Натяжение нитей через сквозные отверстия | 2 |
|
8 | Аппликация с использованием косичек «Веселые обезьянки» | 1 |
|
Работа с пластилином | 1 |
| |
9 | Изготовление танка | 1 |
|
Работа с бросовыми материалами | 2 |
| |
10 | Кот Базилио с использованием CD диска | 1 |
|
11 | Изготовление вазы из пластиковой бутылки | 1 |
|
4 класс «Самодедки»
3 триместр
Работа с бросовыми материалами | 1 |
| |
1 | Изготовление вазы из пластиковой бутылки | 1 |
|
Работа с тканью (продолжение) | 4 |
| |
2 – 3 | Изготовление подставки под чайник | 2 |
|
4 | Аппликация из жатой ткани «Деревья» | 1 |
|
5 | Аппликация из ткани «Пробуждение природы» | 1 |
|
Работа с бумагой (продолжение) | 2 |
| |
6 | Изготовление прорезной аппликации «Панда» | 1 |
|
7 | Три этажа зеленого мира | 1 |
|
8 | Изготовление пасхальной открытки | 1 |
|
Работа с бросовыми материалами (продолжение) | 5 |
| |
9 | Изготовление павлина | 1 |
|
10 | Изготовление божьей коровки с использованием CD диска | 1 |
|
11 | Изготовление открытки к 9 Мая | 1 |
|
12 | Изготовление подсолнуха | 1 |
|
13 | Аппликация из карандашных стружек | 1 |
|
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
¾ свойства различных материалов, бумаги;
¾ технологию работы с бумагой и картоном;
¾ санитарно-гигиенические требования предъявляемые к помещению класса и мастерской;
¾ основные свойства тканей, нитей;
¾
¾ основные национальные традиции и обычаи родного края.
Обучающиеся должны уметь:
¾ соблюдать правила гигиены, санитарии, безопасной работы;
¾ выполнять ручные швы;
¾ выполнять аппликации из различных материалов;
¾ разбираться в схемах, чертежах;
¾ украшать изделия различными материалами;
¾ работать в коллективе и самостоятельно.