12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шалимова Людмила Ивановна244 Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный Материал размещён в группе «Диагностический инструментарий учителей-логопедов» |
Протокол диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов
ПРОТОКОЛ
исследования особенностей устной речи учащихся старших классов (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.)
Ф.И. ребенка _____________________________________________________ кл. ______________ дата _________________________
УО _______________________________________________________________ учитель-логопед _________________________________
ПЕРВЫЙ блок. Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания.
А) Исследование орального и артикулярной моторики
Надуй щеки | Надуй одну щеку | Надуй другую щеку | Вытяни губы «трубочкой» | Упри язык в правую щеку | Помести язык между зубами и губой | Итого (15 б) |
Язык «лопаточкой» | Упр. «маятник» | Упр. «качели» | Чередование: «улыбка» - «трубочка | Итого (15 б) |
Б) Исследование звукопроизношения
С - Сь | З - Зь | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Р - Рь | Л - Ль | Итого (30 б) |
В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Баскетбол | Перепорхнуть | Аквалангист | Термометр | Достопримечательность | Итого (15 б) |
Г) Повторение цепочек слогов
А-и-у – у-а-и | Би-ба-бо – бо-ба-би | Ба-па – па-ба | Са-ша – ша-са | Ча-тя – тя-ча | Ма - на | |
Жа - ша | Ла - ра | Ма-на-ма – на-на-ма | Жа-ша-ша – а-жа-ша | Ла-ра-ра – ра-ра-ла | Ца-са-ца | Итого (15 б) |
Итого за серию (90 б |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 2.
А). Исследование словообразовательных навыков.
Дерево | Лес | Улица | Ухо | Слово | Итого (15 б) |
Б) Образование относительных прилагательных.
Солома | Лёд | Вишня | Слива | Черника | |
Клюква | Ель | Масло | Лён | Суп | Итого (30 б) |
В) Образование качественных прилагательных
Мороз | Снег | Дождь | Солнце | Ветер | Итого (15 б) |
Г) Образование притяжательных прилагательных
Волк | Медведь | Лев | Птица | Орёл | |
Мать | Отец | Брат | Дед | Дочь | Итого (30 б) |
Итого за серию (90 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 3.
А) Составление предложений по картинкам (приложение 1)
Мальчик моет руки | Девочка режет колбасу | Мальчик забивает гвоздь | Дети лепят снеговика | Кошка лакает молоко | Итого (15 б) |
Составление предложений по картинкам (приложение 2)
Мальчики играют в футбол (в мяч) | Мальчик бежит к дереву (под.., от дождя) | Мальчик лезет через забор | Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи) | Няня стелет коврик около кровати | Итого (15 б) |
Составление предложений по картинкам (приложение 3)
Мужчина и женщина грузят сено на машину | Мальчик уступает место старушке в трамвае. | Школьница пришла навестить свою больную подругу | Врач приглашает больную пройти в кабинет | Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар | Итого (15 б) |
Б). Составление предложений из слов в начальной форме
Миша, косить, трава, кролики, для. | Сын, купить, шар, красный, мама. | Солнце, земля, освещается. | Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак. | Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у. | Итого (15 б) |
В) Повторение предложений
Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу | После лета наступает осень и с каждым днём становится холоднее. | На зелёном лугу. который был за рекой, паслись лошади. | Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену. | В отдалённой части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. | Итого (15 б) |
Г) Верификация предложений
Зима пришла, потому что река замерзла. | Мама довольна сыну. | Самолет разбился, хотя мотор был неисправен. | Все старики когда-то будут молодыми. | Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа | Итого (15 б) |
Д) Добавление предлогов в предложение
Лодка плывет … озеру | Чайка летит … водой | Молодая трава выглядывает .. снега | ….. конуры сидит пёс. | Большая толпа собралась … театром. | Итого (15 б) |
Е) Образование множественного числа существительных
Стул | Ухо | Зеркало | Пальто | Платье | Итого (30 б) |
Ж) Завершение предложений
Серёжа промочил ноги, потому что …. | Игорь замерз, хотя …. | Итого (15 б) |
Итого за серию (150 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 4. Исследование связной речи.
А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок.
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) | Критерии возможности построения текста (15 б) | Критерий грамматического оформления (15 б) | Критерий лексического оформления (15 б) | Итого (60 б) |
Б) Пересказ текста «Галка и голуби»
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) | Критерии возможности построения текста (15 б) | Критерий грамматического оформления (15 б) | Критерий лексического оформления (15 б) | Итого (60 б) |
В) Составление рассказа на тему «О Москве».
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) | Критерии возможности построения текста (15 б) | Критерий грамматического оформления (15 б) | Критерий лексического оформления (15 б) | Итого (60 б) |
Итого за серию (180 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 5. Исследование номинативной функции речи
А) Называние предметов по картинкам (приложение 4)
пальто | очки | кровать | сито | руль | |
крокодил | свеча | прищепка | кастрюля | пылесос | Итого (30 б) |
Б) Называние действий по картинкам (приложение 5)
плачет | строит | гладит | вяжет | рубит | |
подметает | причесывается | трет | привязывает | набирает (зачерпывает ) | Итого (30 б) |
В) Словоупотребление
5 и менее штрафных очков | За 6-12 штрафных очков | За 13-19 штрафных очков | За 20 и более штрафных очков | Итого (30 б) |
Итого за серию (90 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 1. Понимание значение слов.
А). Понимание близких по звучанию и значению названий предметов (приложение 7)
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
Б) Понимание близких по звучанию названий предметов (приложение 11)
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
В) Понимание близких по значению и звучанию названий действий (приложение 12)
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
Г) Понимание близких по значению действий (приложение 9)
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций (приложение 10).
Мужчину обрызгала женщина | Трактором перевозится машина | Газету закрывает книга | Клеенка покрыта скатертью | Девочкой спасен мальчик | |
Мама перевозится дочкой | В ящике бочонок | Ящик за бочонком | На бочонке ящик | Бочонок перед ящиком | Итого (30 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 3. Исследование фонематического восприятия.
А-и-у – у-а-и | Би-ба-бо – бо-ба-би | Ба-па – па-ба | Са-ша – ша-са | Ча-тя – тя-ча | Ма - на | |
Жа - ша | Ла - ра | Ма-на-ма – на-на-ма | Жа-ша-ша – а-жа-ша | Ла-ра-ра – ра-ра-ла | Ца-са-ца | Итого (30 б) |
Итого за блок (180 б) |
Результаты:
1. Звукопроизношение | 7. Грамматический строй | 13. Языковой анализ | |||
2. Слоговая структура слова | 8. Рассказ по серии картинок | 14. Письмо | |||
3. Звуковая структура слова | 9. Пересказ | 15. Чтение | |||
4. Оральный праксис и арт. моторика | 10. Рассказ на заданную тему | 16. Общий балл за тест | |||
5. Цепочки слогов | 11. Номинативная функция | 17. Процент успешности | |||
6. Словообразование | 12. Импрессивная речь | 18. Уровень успешности | |||
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
Средние баллы за выполнение основных заданий методики
Показатели | Норма | ОНР | ЗПР | Факт |
1. Звукопроизношение | 14,9 | 13,7 | 14,7 | |
2. Слоговая структура слова | 14,9 | 12,2 | 13,6 | |
3. Звуковая структура слова | 14,9 | 13,5 | 14,3 | |
4. Оральный праксис и артикуляционная моторика | 27,7 | 23,2 | 27,8 | |
5. Цепочки слогов | 14,3 | 11,9 | 11,3 | |
6. Словообразование | 85,3 | 63,8 | 67,8 | |
7. Грамматический строй | 140,5 | 119,8 | 117,3 | |
8. Рассказ по серии картинок | 53,8 | 42,8 | 46,7 | |
9. Пересказ | 53,0 | 38,3 | 37,9 | |
10. Рассказ на заданную тему | 55,8 | 34,7 | 35,2 | |
11. Номинативная функция | 85,4 | 70,5 | 76,5 | |
12. Импрессивная речь | 168,6 | 149,1 | 155,2 | |
13. Языковой анализ | 27,1 | 22,6 | 20,1 | |
14. Письмо | 37,2 | 22,5 | 20,0 | |
15. Чтение | 40,8 | 26,3 | 27,1 | |
16. Общий балл за тест | 834,2 | 664,9 | 685,5 | |
17. Процент успешности | 92,7 | 73,9 | 76,2 | |
18. Уровень успешности | IV | III | III |