12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна48374 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Проверочная работа № 1 по теме "Роль языка в жизни общества".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: русский язык
Целевая аудитория: 5 класс
Уровень изучения: углублённый
Цель: проверка усвоения материала по теме
Результаты деятельности обучающихся
Личностные:
- понимание языка как общественно значимой ценности; представление об общественной основе возникновения языка; понимание роли языка в развитии общества и отдельной личности;
- воспитание чувства гордости за родной язык.
Предметные:
- представление о роли языка в жизни общества;
- умение определять лексическое значение слов;
- понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа.
Регулятивные:
- формулирование и удержание учебной задачи;
- составление последовательности действий;
- самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- определение общих целей и пути их достижения;
- работа индивидуально, в паре и в группе;
- достаточный объём словарного запаса;
- осуществление самоконтроля.
Метапредметные:
- адекватное понимание информации письменного сообщения,
- владение ознакомительным видом чтения,
- умение озаглавливать текст.
Описание. Проверочная работа с одиночным выбором ответа для текущего контроля с опорой на данный текст. Может использоваться в индивидуальной и групповой работе в классе и дома.
Ответы: 1 – А; 2 – Г; 3 – Г; 4 – В; 5 – Б
Используемая литература:
Политова И. Н. Русский язык. Диагностика результатов образования. 5 класс: учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2014.
Проверочная работа № 1 по теме "Роль языка в жизни общества". 5 класс.
Примечание. Задания 1 - 5 выполняются с опорой на данный текст.
(1)Умение говорить - не врождённая способность человека. (2)Язык, как и все другие способности и умения, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается с каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми. (3) Если бы не было человеческого общества, то не было бы и языка. (4) Язык - это общественная деятельность, это отличительная особенность общества; если бы человек жил вне общества, ему не был бы нужен язык. (По А. А. Леонтьеву)
1. Выберите заголовок к тексту.
А. Язык и общество.
Б. Язык - не врождённая способность человека.
В. Как развивается язык.
Г. Как человек усваивает язык.
2. Какое высказывание не относится к доказательством того, что язык (речь) возникает и развивается только в обществе?
А. В мире есть примеры того, как детёныши человека вырастали в диких условиях, среди зверей. Такие дети не умели говорить.
Б. Если человек мало общается с другими людьми, мало читает и мало думает, он плохо владеет речевыми навыками, не умеет выразить свои мысли.
В. С маленьким ребёнком обязательно надо говорить, тогда он будет усваивать язык и сможет заговорить.
Г. Если человек не работает над повышением грамотности своей речи, если он пренебрежительно относится к языку, значит, он не хочет сохранить свой язык для потомков.
3. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
А. Человек учится говорить, только общаясь с другими людьми.
Б. Без общества не было бы языка.
В. Язык – порождение общественного строя.
Г. Человеку не нужен язык.
4. Какой ответ противоречит смыслу словосочетания «социальный опыт человечества»?
А. Опыт, приобретённый в общении с другими людьми.
Б. Опыт, приобретённый благодаря жизни в обществе.
В. Опыт, приобретённый вне общения с другими людьми.
Г. Опыт, приобретённый в процессе общественной деятельности.
5. Какое высказывание о языке не соответствует мысли о том, что в языке отражается жизненный опыт народа?
А. Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать – всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. (А. Ф. Мерзляков)
Б. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединять людей и разъединить их, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Н. Толстой)
В. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. (А. И. Куприн)
Г. Язык есть великий труд целого поколения. (В. И. Даль)
Желаю удачи!