12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Епихина Ирина Александровна175
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
3

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Епихина И.А.



   Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями, считающимися нормальными для человека данного возраста. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [3, с.80].

   Дети с отклонениями в развитии лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций [1, с.7].

        Родители ребенка, имеющего особенности в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и в информационной поддержке. Особенностью работы психолога является не только квалифицированная помощь ребенку в личностном развитии, социализации, но и в обучении родителей способам и методам эффективного взаимодействия с детьми. Так же психолог с другими специалистами работает над развитием познавательной и двигательной сферы ребенка [4].

        В ходе психологического сопровождения психолог выполняет следующие задачи:

определяет уровень актуального развития ребенка;

разрабатывает индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

старается создать благоприятные условия для личностного развития ребенка;

обучает родителей методам игрового взаимодействия с ребенком [5].

    Одной из особенностей индивидуальных занятий с ребенком является стимуляция инициативы ребенка, который сам выбирает продолжительность и интенсивность взаимодействия. Он может в любой момент покинуть кабинет и закончить занятие, переключиться на другой вид деятельности, предложить новую игру. В случаях с детьми с синдромом дефицита внимания, детским аутизмом, гиперактивностью, когда важно формировать границы дозволенности, эти правила дополняются и уточняются. Психологом не используется директивная позиция, а высказывается предложение. Очень важно, чтобы у ребенка была мотивация на завершение деятельности. Для этого можно расширить игру, добавить в неё новые элементы.

       Особенностью индивидуальных занятий педагога-психолого является их уникальность. Они разрабатываются с учётом определённых потребностей ребёнка и меняются в зависимости от его эмоционального и личностного состояния. Материал, который подходит одному ребенку, может совершенно не подойти для другого. Так, для работы с детьми СДВГ или РДА используют лазерные указки различных цветов, направляя их на фольгу, тем самым стимулируя зрительное восприятие, концентрацию внимания на определенном предмете. Но такие занятия не возможны при работе с детьми с эпилепсией, так как могут вызвать приступ [2].

     Таким образом, главным условием при оказании помощи детям с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, является психологическая компетентность педагога: умение оказать помощь ребенку, деликатность, осознание успехов и причин неудач ребенка.

     Сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс, значимая роль здесь отводится педагогу-психологу дошкольного учреждения.

      Оказание психологической помощи, поддержки при преодолении преград, возникающих на пути развития ребенка, является главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья.



Список используемой литературы


Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика психодиагностической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья // Современная психодиагностика в период инноваций: сборник тезисов II Всероссийской научной конференции / отв. ред. Н.А. Батурин. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. С. 57.

Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. М.: Владос, 2009. - 300с.

Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80с.

Ежовкина Е.В. К проблеме моделирования процесса педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал. - № 2 (33). 2013.

Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97– 106с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.