12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Swetlana Eletskova222
2

Психологический климат в педагогическом коллективе

Статья

«Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения»

Психолого-педагогические проблемы современного образования

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой

государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и

на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку

моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной

культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет

сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на

основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов

общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого

уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс

общества.

Психолого-педагогические проблемы современного образования

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой

государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и

на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку

моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной

культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет

сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на

основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов

общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого

уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс

общества.

Психолого-педагогические проблемы современного образования

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой

государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и

на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку

моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной

культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет

сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на

основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов

общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого

уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс

общества.

Современное общество предъявляет высокие требования не только к целостности организации педагогического процесса, использованию и внедрению передовых инновационных технологий, но и к личности педагога. Учитель, работающий в современных условиях должен обладать гибким стилем мышления, быть способным к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию. Педагог должен быть конкурентоспособным, высокие требования предъявляются к его профессиональным знаниям, способностям, умениям, навыкам. Профессия педагога, как ни какая другая характеризуется многофункциональностью и полинаправленностью  деятельности.

Исследователь Л. С. Шафранова обращает внимание на  деструктивные факторы, вызывающие изменения в личности педагога:

-постоянно присущее рабочей ситуации ощущение новизны;

-необходимость постоянного саморазвития порождают ощущение насилия над собой и ведут к подавленности, раздражительности;

-эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

-ответственность за подопечных;

-постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе — одно из важнейших условий успешного внедрения инноваций системы обучения, формирования готовности педагогов к реализации нового в педагогической практике.

Формирование и  совершенствование морально-психологического климата в образовательном учреждении  является одним из наиболее важных условий для повышения качества образовательного процесса. Также, морально-психологический климат является индикатором уровня социального развития, как всего коллектива, так и отдельных работников в частности. Взаимоотношения в коллективе - это одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей  со своими взглядами, ценностями, моральными и психологическими устоями. Особенно  это  актуально  для  современных  образовательных  учреждений.  Педагогический  коллектив  уметь  использовать  новые  технологии  для  осуществления  всех  запросов  учеников  и  их  родителей. 

Важнейшие признаки  благоприятного психологического климата:

доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

доброжелательная и деловая критика;

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними  права  принимать значимые для группы решения;   

достаточная информированность членов группы о ее задачах  и  состоянии  дел  при их выполнении;

удовлетворенность принадлежностью к группе;

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в

ситуациях;

принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из

ее членов .

   Среди слагаемых успеха, которого добиваются многие педагогические коллективы в воспитании школьников, важную роль играет как высокий профессионализм педагогов, так и слаженность их действий в достижении поставленных целей, а также использование воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе.

Предполагается, что восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенной личной идее, которую развивает в процессе деятельности;

г) анализирует и рефлектирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.[1,с.68].

Можно сделать вывод, что в благоприятных рабочих условиях у педагогов есть силы и энтузиазм вводить новшества на уроках.

Теперь хотелось бы разобраться, что происходит со школьниками в современных условиях жизни и их отношении к школе.

Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».

Также не забываем, какую роль оказывает семья на воспитание и развитие подрастающего поколения. По мнению, М.С.Яницкого, наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности оказывает семья. Родительская семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека. Есть данные, свидетельствующие о том, что к концу начальной школы учащиеся частично или полностью утрачивают учебную мотивацию. Поэтому так часты мотивационные конфликты между педагогом и учеником. Необходимо привлекать родителей в школьную жизнь ребенка, например совместные мероприятия с родителями в школе.


Источники:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/

https://www.pedmasterstvo.ru/categories/12/articles/1347

https://nsportal.ru/user/1064360/page/psihologo-pedagogicheskie-problemy-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa-v


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.