12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шокурова Елена Николаевна2460
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим. Жан Жак Руссо
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
Материал размещён в группе «Педагог-психолог»
3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Подходы к трудностям в обучении младших школьников

Подход

Содержание причин

Задача коррекционной работы

Психофизиологический подход

В качестве причины трудностей в обучении рассматриваются особенности проявлений свойств нервной системы. Причем средовые условия могут выполнять по отношению к ним маскирующую роль, однако в определенных учебных ситуациях биологические особенности проявляются «в чистом виде» и влияют на неуспешность в обучении, например в ситуации длительной и напряженной работы, быстрого темпа деятельности, при необходимости распределять внимание и выполнять работу в условиях помех, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, выполнять задание в шумной, отвлекающей обстановке, а также в ситуациях проверочных работ. Такие дети неадекватно требованиям организуют свою деятельность. Они учатся неровно; плохо отвечают у доски, хотя могут усердно готовиться дома; отказываются отвечать, хотя знают ответ. К концу урока, школьного дня, недели, четверти или учебного года их успехи в учении значительно снижаются, хотя вначале они прилагают известные усилия. Главной психологической проблемой для них является то, что мера затраченных усилий гораздо значительнее качества результата, поэтому мотивация учения стойко снижается.

Задачей коррекции трудностей в обучении является формирование индивидуального стиля деятельности на основе сознательного регулирования поведенческих проявлений свойств нервной системы: компенсация тех ее свойств, которые препятствуют успешному учению, и развитие тех, которые способствуют успешной деятельности

Нейропсихологический подход

Причиной трудностей в обучении выступают нарушения деятельности центральной и периферической нервной системы. То есть неуспеваемость рассматривается как неврологическая проблема. Например, сутулость приводит к гипоксии нейронов на шейном уровне головного мозга, обуславливает недостаточное развитие мышц плечевого пояса и рук. Последствием нарушения кровоснабжения мозга и лимбической системы является астенический синдром, выражающийся в повышенной утомляемости, низкой работоспособности и длительном восстановлении после нагрузок, снижении памяти и внимания, фона настроения, в тревожности. Результатом венозного застоя как недостатка кровоснабжения является непоследовательность ребенка, плохая координация движений, рассеяность внимания. Такой ребенок нуждается в медикаментозной коррекции.

Задачей коррекции является восстановление деятельности нервной системы

Дефектологический подход

Рассматривает в качестве причины трудностей в обучении наличие у ребенка первичного дефекта и вторичных нарушению, возникающих на его основе. Это чаще всего серьёзные сенсорные нарушения (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), нарушения речи и интеллекта (умственная отсталость и задержка психического развития). Дети отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, у них преобладает игровая мотивация. Для освоения образовательного стандарта им нужны, помимо общих со сверстниками образовательных условий, особые образовательные условия в виде индивидуального сопровождения обучения специалистами-дефектологами. В такой ситуации обучение приобретает опережающий характер, поэтому оно позволяет ребенку с нарушениями психического развития чувствовать себя компетентным в выполнении общей с нормально развивающимися детьми учебной деятельности.

Задачами психологической коррекции следует рассматривать оптимизацию эмоциональных состояний, формирование личных интересов и потребности в достижениях и освоении специфических способов учебной деятельности.

Социально-психологический

подход

Рассматривает как главную причину трудностей в обучении несформированность потребности в достижениях. У ребенка отсутствует стремление к признанию. Он не ориентируется на общественное мнение, не понимает социальной важности своей учебной деятельности. Его не привлекает социальный статус школьника. Ребенка характеризует особая реакция на оценку: низкая оценка не побуждает его стремиться к улучшению своих результатов, но он и не пытается ее отрицать. Уровень притязаний очень низок. Отсутствует перспективная направленность деятельности. Дети выполняют только то, что связано с непосредственно воспринимаемой ситуацией, а знания, которые в школе усваиваются «на будущее», их не привлекают. Таким образом, успешному обучению препятствует несформированность черт характера и социальной мотивации

Задачей коррекционной работы является формирование потребности в признании, стремления к самопрезентации и самореализации в социальном пространстве, в обществе сверстников и взрослых посредством учебных достижений.

Собственно психологический подход

В качестве причины трудностей в обучении выделяет недостаточную сформированность базовых мыслительных операций – анализа и синтеза, а не проблемы в развитии отдельных психических функций как таковых, например сенсорных эталонов, свойств внимания, кратковременной или долговременной памяти. Для этой группы детей характерно избегание интеллектуального напряжения, или интеллектуальная пассивность. Они могут достаточно долго заниматься тем, что им интересно, и сразу отказываются от деятельности, требующей хотя бы минимальных усилий. Мышление детей поверхностно, инертно. Способы решения интеллектуальных задач не осознаны: они не могут дать отчет в том, как им удалось решить задачу. Познавательная деятельность неустойчива и нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого с помощью напоминаний, вопросов, указаний.

Задачей коррекции в работе с детьми является не стимулирование психических процессов, а развитие понимания: явлений, событий, инструкции, текста, произведений искусства, музыки. Важно помочь им «выходить за пределы» чувственно воспринимаемых признаков, видеть и интерпретировать скрытые связи и зависимости, содержательно выражать их в речи. Таким образом, для преодоления трудностей в обучении необходимо сформировать речемыслительную деятельность.



Опубликовано в группе «Педагог-психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.