12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
надежда90
Россия, Москва, Одинцово
9

"Русская изба"



СЛАЙД 1 «Русская изба. История русского быта»

СЛАЙД 2 Одинцовский историко-краеведческий музей.

Одинцовский историко-краеведческий музей расположен в здании бывшей конторы кирпичного завода Василия Ивановича Якунчикова, московского предпринимателя и известного мецената.

Историко-краеведческий музей возник благодаря краеведу, учителю, фронтовику Александру Андреевичу Пузатикову. Чуть больше двух лет в здании шел ремонт, а 1 сентября 1989 года Одинцовский музей открыл свои двери для посетителей.

Сейчас одной из экспозиций музея является «Крестьянская изба. История русского быта».

СЛАЙД 3

В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Избы в старой России обычно строились из дерева. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием.

А строили избу так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите,- говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!»- отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. На утро много мужиков собиралось и вместе с хозяином начинали «рубить избу». «Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.


Мы видим, что напротив двери находится “передний угол”. Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. Иконы ставили на самое видное, почётное место, потому что все люди в те времена были верующие, поэтому они очень почитали образы святых.

Гости заходили в дом, немного наклонив голову, потому что дверные проёмы были маленькие, таким образом, они как бы кланялись Богу, дому и людям, живущим в нём. Выказывали своё уважение и приветствовали хозяев.

В «переднем углу» находился и обеденный стол. Стол был особо почитаемым в избе. Потому что за столом собиралась вся семья от мала до велика, чтобы рассказать друг другу, как прошёл день, обсудить проблемы, поесть. Стол объединял всех. Каждый член семьи знал своё место за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Сидели крестьяне на деревянных лавках или табуретах.

СЛАЙД 4 

Самое большое место в избе занимала печь. Ее называли кормилицей. Почти в каждой русской сказке она упоминается. В ней были ниши для разной утвари. Топку заслоняли железные заслоны. Печь кормила всю семью и животных. Она согревала и дарила уют. Существовало поверье, что за печью живет домовой – невидимый защитник дома.

У каждой хозяйки было много глиняных сосудов, для хранения молока, кваса. Возле печи стояли, прислонившись, хлебная лопата с длинной ручкой, ухват, кочерга и помело.

СЛАЙД 5

Посуда – это чугун, в котором варили пищу. Для того чтобы ставить горшки в печь, передвигать и вынимать их, служил особый инструмент – ухват – рогач - железная дужка на длинной деревянной рукояти; работа ухватом требовала сноровки, которая приобреталась длительной практикой.

На печи сушили обувь, одежду, на ней спали и даже мылись. В этом случае выгребались угли и зола, на пол печи настилалась чистая солома, заслон закрывался, и можно было париться.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Но сундук, ребята, служил не только для вещей, но и спальным местом, ведь не всем хватало места на печи. А совсем для маленьких детей стояла колыбель. А колыбель, которую подвешивали к потолку, называлась зыбка или люлька. Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребенок может заболеть. 

СЛАЙД 6

      В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготавливали сами рукодельницы со стриженой овечий шерсти. Самым ранним способом было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку.

        Прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик.
         Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице. Эти изобретения ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным.

Прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Крестьянские девочки были помощницами своим мамам по хозяйству, поэтому они должны были многое уметь, их учили прясть с пяти-семи лет. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал или покупал для дочери отец.


СЛАЙД 7


Кадушка. Емкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных дощечек и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Использовалась для заготовки и хранения продуктов.


Корыто. Большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей.

Рубель.  Рубель — это деревянная доска прямоугольной вытянутой формы с одной или двумя рукоятками на концах.  На нижней стороне вырезались или вырубливались поперечные скругленные зарубки-зазубрины. С помощью них белье разминали и раскатывали до тех пор, пока оно не становилось мягким.

Со временем люди придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.

Ступа для измельчения зерна в муку.

Корзина. Плетёное изделие, служащее для хранения или переноски вещей. Корзины плели из берёсты, ивовой лозы, луба, соломы, кореньев и прочего.

СЛАЙД 8-9

Летняя одежда крестьянина: рубаха и порты у мужчины и рубаха и юбка у женщины. Внешняя теплота и постоянное движение делают обувь излишнею, и потому летом крестьяне ходят босиком.

Осенью и зимой самой распространенной обувью были лапти. Лапти плелись из лыка липы, верхнюю часть коры коричневую жесткую снимали и сжигали в печках, а внутреннюю часть коры, мягкую эластичную, т.е. гнущуюся - лыко разрезали. На полоски и из нее потом плели лапти. Лапти легкие и мягкие. Чтобы они не спадали с ног, к ним сзади привязывали две веревочки, которыми обвивали ноги и завязывали, закрепляли на ногах.

Для праздников крестьяне надевали нарядную, вышитую одежду.

СЛАЙД 10

Вы знаете, ребята, что такое рушник? Посмотрите, вот это длинное полотенце называется рушник. Раньше все было самодельное. И ткань ткали тоже сами. Получалось неширокое длинное полотно, его отбеливали, сушили и вышивали узоры. 

На Руси много обрядов, связанных с рушником. Красивый русский обряд на свадьбу дарить молодым каравай на рушнике сохранился до сих пор.

В старину мама или жена, когда провожали мужчин в дорогу, клали ему рушник на счастье, умоется мужчина, рушником вытрется, родных вспомнит и легко ему на сердце становится.

Рушниками украшали избы, вешали их на фотографии, на люльки. Летом на Руси отмечали праздник березки, украшали березки рушниками, вокруг березки водили хоровод, а отдыхая, садились на свой яркий рушник.

Коромысло — это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер на плечах.

Действительно, зимой по узкой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в вёдра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена трав, букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче.

СЛАЙД 11 спасибо за внимание!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.