12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тулупова Лариса Сергеевна1119
Педагог дополнительного образования ОГБН ОО "Дворец творчества детей и молодёжи"
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);

3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012.

Общая характеристика программы

Историческое образование на ступени основно­го общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Ос­новной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые не­обходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа составлена на основе цивили­зационно-гуманитарного подхода.

Наряду с обозначенными подходами, реализую­щими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для вы­полнения задач ФГОС также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познаватель­ную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирова­ние комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способно­стей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

дифференцированный подход при отборе и кон­струировании учебного содержания, преду­сматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фрон­тального к индивидуальному;

личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмыс­ленный, самостоятельно инициируемый про­цесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и сти­мулирование осмысленного учения;

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономер­ностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский ха­рактер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выпол­нения которого учащийся должен раскрыть не­которое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уров­не активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

Логические связи предмета «История» с остальны­ми предметами (разделами) учебного образовательного плана

На ступени основного общего образования исполь­зование межпредметных связей базируется прежде все­го на интегративном взаимодействии курсов истории и граждановедения. Это позволяет учащимся сформи­ровать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать по­лучаемую социальную информацию, осмысленно из­учать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках истори­ческого образования учащиеся используют понятий­ный аппарат, усвоенный при изучении граждановедения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной ор­ганизации мира, закрепляет умение оперировать ста­тистическим и картографическим материалом. Фор­мирование системы интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высо­ком уровне освоить стилистические и образно-вырази­тельные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образо­вательной области «Искусство».

Цели обучения:

осветить взаимодействие человека с окружаю­щей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социально­го и политического строя;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и инсти­тутов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотиче­ская форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. По­добный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Содержание программы ориентирует на реали­зацию в курсе всеобщей истории многофакторно­го подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, про­демонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернатив­ного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Задачи обучения:

формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе осво­енных знаний о народах, персоналиях античности;

овладение знаниями о своеобразии эпохи Древ­него мира в социальной, экономической, по­литической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

воспитание толерантности, уважения к куль­турному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культур­ного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и дея­тельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

развитие у учащихся интеллектуальных способ­ностей и умений самостоятельно овладевать ис­торическими знаниями и применять их в разных ситуациях;

формирование у школьников способности при­менять знания о культуре, политическом устрой­стве обществ Древнего Востока для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

развитие умения работать с книгой и с картогра­фическим материалом;

формирование навыков пересказа материала учебника;

формирование умения пользоваться историче­скими терминами и понятиями;

развитие личностных качеств школьников на ос­нове примеров из истории Древнего мира: сво­бодолюбия, патриотизма, мужества, благород­ства, мудрости.

Эти знания, умения и ценности создают предпо­сылки для личностного развития учащихся, выражаю­щегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

 

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–10 классах в следующем объёме: 5 класс - 34 часа (1 час в неделю), 6-9 классы – по 68 ч. (2 часа в неделю), 10 класс – 102 часа.

Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Общая характеристика курса «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Описание места курса «История Древнего мира» в учебном плане.

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в неделю). В том числе:

Введение в историю. «Счёт лет в истории» 1 ч.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей 6 ч.:

1.1.

Первобытные собиратели и охотники

3 ч.

1.2.

Первобытные земледельцы и скотоводы

2 ч.

1.3.

Повторение

1 ч.

Раздел 2. Древний Восток 26 ч.:

2.1.

Древний Египет

6 ч.

2.2.

Древнейшие цивилизации Двуречья

3 ч.

2.3.

Восточное Средиземноморье в Древности

5 ч.

2.4.

Великие военные империи Ближнего Востока

4 ч.

2.5.

Древняя Индия

3 ч.

2.6.

Древний Китай

3 ч.

2.7.

Повторение

2 ч.

Итоговое повторение 1 ч.

Планируемые результаты обучения и освоения

содержания курса по истории Древнего мира 5 класса.

В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

представление о видах идентичности, актуаль­ных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

приобщение к истокам культурно-историческо­го наследия человечества, интерес к его позна­нию за рамками учебного курса и школьного обучения;

освоение гуманистических традиций и ценно­стей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметным результатом изучения курса являет­ся формирование универсальных учебных действий (УУД).

- Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осозна­вать (и интерпретировать в случае необходимо­сти) конечный результат, выбирать средства до­стижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки само­стоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

- Познавательные УУД:

проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интер­нета;

осуществлять выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкрет­ных условий;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям.

- Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контр­аргументы;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргумен­ты), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

формировать целостное представление об ис­торическом развитии человечества от перво­бытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явления­ми и памятниками культуры крупнейших циви­лизаций Древнего мира;

применять понятийный аппарат и элементар­ные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анали­за, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собствен­ных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

формировать представление о мифах как огра­ниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с услов­ным делением древней истории на время «до на­шей эры» и «наша эра»;

читать историческую карту, находить и показы­вать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать дан­ные карты;

характеризовать важные факты истории Древ­него мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя

основные и дополнительные источники инфор­мации;

различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятель­но знакомиться с новыми фактами, источни­ками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе ученики должны овладеть следующими умениями и на­выками:

Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать исто­рическими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и продолжительность важ­нейших исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий.

Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение исто­рико-географических объектов;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (матери­альных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выяв­лять их сходства и различия.

Описание (реконструкция):

рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2—3 источников исторических знаний;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, до­полнительной литературы и т. д. составлять опи­сание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, выражать свое отношение к ним, характеризовать вклад древ­них народов в мировую культуру.

Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение исторических тер­минов, понятий, крылатых выражений;

сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в стра­нах Древнего Востока, выделяя сходства и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях ис­торических событий.

Работа с версиями, оценками:

давать оценку историческим явлениям, собы­тиям и личностям, высказывая при этом собст­венные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

оценивать вклад народов древности в мировую историю.

Применение знаний и умений в общении, социаль­ной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Система оценки планируемых результатов:

- Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного раз­вития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного про­цесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов слу­жит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

сформированность основ гражданской идентичности личности;

готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта, достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффектив­ности воспитательно - образовательной деятельности образо­вательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

- Оценка метапредметных результатов представляет собой Оценку достижения планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуни­кативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых ре­зультатов, представленных во всех разделах междисциплинар­ных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечива­ется за счёт основных компонентов образовательного процес­са—учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов и является:

 - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и инте­грации;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

 - способность к решению личностно и социально значи­мых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процеду­рой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении от дельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки мо­жет быть оценено достижение таких коммуникативных и ре­гулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотруд­ничества или самоорганизации.

- Особенности оценки индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и ме­тодов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, кон­структорскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обяза­тельно для каждого обучающегося, его невыполнение равно­ценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

- Оценка предметных результатов представляет собой оценку постижения обучающимся планируемых результатов по отдель­ным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в со­ответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регу­лятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учеб­ных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и ор­ганизации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать пазовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.

Практика показывает, что для описания достижений обуча­ющихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демон­стрирует освоение учебных действий с опорной системой зна­ний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение пазовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «3».

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольно­го овладения учебными действиями, а также о кругозоре, ши­роте (или избирательности) интересов. Целесообразно выде­лить следующие два уровня, превышающие базовый:

        - повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «4»;

        - высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «5».

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

       - пониженный уровень достижений, отметка «2»;

       - низкий уровень достижений, отметка «1».

Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации, тести­рование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирова­ния или проверочных работ, которые позволят убе­диться в том, что основной материал был усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предла­гаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здо­ровьесберегающая, проектная, игровая, исследователь­ская, проблемная, группового обучения, программи­рованного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

Содержание учебного предмета.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса ос­новной школы является первым систематическим на­учным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобще­нии учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель опреде­ляет и задачи курса истории Древнего мира. На ма­териале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широ­ком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые узнают о да­леком прошлом человечества, получают представле­ние об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия за­рождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.

Изучая сложные и трагические события, явле­ния и процессы в разное историческое время и в раз­ных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться с примерами геро­изма и самоотверженности во имя общества и осмыс­лить их. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсу­ждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - все это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного ин­тереса над личным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что лич­ность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ори­ентировано на формирование у школьников современ­ного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмыс­ление учебной информации обеспечиваются логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смыс­ловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявле­ние общего, выход на закономерности в процессе ра­боты с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного ма­териала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисципли­нированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Таким образом, данная программа имеет ценност­но-ориентированное и общекультурное значение, игра­ет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультур­ная составляющая курса, включающая доступно изло­женные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Курс знакомит учащихся с формированием чело­веческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее по­нятие цивилизация в значении «стадия общественного развития», противопоставленное первобытности. Более полное толкование термина цивилизация как совокуп­ности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации. В учебнике и тематическом планировании представле­но системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой ис­тории с древнейших времен. Такая последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие древних обществ и цивилизаций, различные процессы, отдельные личности и культуры. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, ана­лизировать и делать выводы. Большое внимание уде­ляется тому, чтобы учащиеся погружались в мир син­хронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием становления прогрессивного исторического мышления. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторически обуслов­ленного многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей. Содержание курса соответствует требованиям го­сударственного образовательного стандарта по истории.

Содержание подготовки школьников по истории выстроено с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимосвязи категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматриваются как овладение ключевыми знаниями, умениями, способа­ми деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Основу курса по истории Древнего мира для 5 клас­са составляют следующие содержательные линии:

Историческое время — хронология и периодиза­ция событий и процессов.

Историческое пространство - историческая кар­та Древнего мира.

Историческое движение:

эволюция трудовой и хозяйственной деятельно­сти людей;

формирование и развитие человеческих общно­стей — социальных, этнонациональных, религи­озных и др.;

образование и развитие государств, их историче­ские формы и типы; эволюция и механизмы сме­ны власти; взаимоотношение власти и общества;

история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и свет­ских учений и мировоззренческих систем; раз­витие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многооб­разие и динамика этических и эстетических си­стем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

развитие отношений между народами, государ­ствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в ис­тории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику:

условий жизни и быта людей в древности;

их потребностей, интересов, мотивов действий;

восприятия мира, ценностей;

жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

В соответствии с содержательной линией «Человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскры­ваются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей. С учетом возрастных возможностей пятикласс­ников значительное место отводится материалу, служа­щему выработке у подростков эмоционально-ценност­ного отношения к событиям и людям, формированию у них гражданских позиций.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методический комплект:

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМК по истории Древнего мира составляют:

Раздел рабочей программы «История Древнего мира».

Учебник «История Древнего мира» для 5 класса ав­торов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.

Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.

Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.

История Древнего мира. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира». М.: Просвещение, 2013. (ФГОС. Инновационная школа).

Настенные исторические карты:

Древние государства мира.

Рост территории государств в древности.

Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).

Электронные пособия:

Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира» Вигасина А.А. идр. М.: Просвещение, 2008.

Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.

 

Интернет-ресурсы:

1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

История Древнего Египта: http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»: http: //www, earth- history.com/

Мировая художественная культура. Древний мир: от пер­вобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru/

Список литературы для учителя:

Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологиче­ский словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.

Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.

История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.

Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

6. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

 

Литература для дополнительного чтения:

Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс

Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1

Рони Старший Ж. Борьба за огонь: Доисторический роман.

Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.

Керрам К. Боги, гробницы, ученые.

Крамер С. Н. История начинается в Шумере.

Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта.

Лурье С. «Заговорившие таблички». Серия «Ученые России – детям»

Матье М. Э. День египетского мальчика: Историческая повесть.

Матье М. Э. Кари, ученик художника: Историческая повесть.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.

Моисеева К. М. Дочь Эхнатона.

Мора Ф. Золотой саркофаг.

Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока

Петровский Н. С., Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л.

Рак «Мифы и легенды Древнего Египта»

Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт: Историческая повесть.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.

 

Материально-техническое оснащение: ноутбук.

Контрольно-измерительные материалы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.