12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Талдыкина Лариса Юрьевна17

Пояснительная записка

 

Статус документа

            Рабочая программа по астрономии для 11 класса со­ставлена на основе федерального компонента го­сударственного стандарта среднего общего обра­зования, Примерной программы среднего общего образования «Физика. Астрономия. 7-11 класс. Составители: Коровин В.А., Орлов В.А. Москва, «Дрофа», 2010г. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

 

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Астрономия» среднего общего образования является курсом обобщающим и завершающим всё физико-математическое и естественнонаучное образование, изученное ранее в курсах «Природоведение», «Окружающий мир», «География», «Физика», «Математика». Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия раскрывает единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дает целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.

 

Цели и задачи

            Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

                   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия; овладение адекватными способами решения задач;

Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью; использование для решения  задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

Особенности программы

Рабочая программа полностью соответствует Примерной программе среднего общего образования по астрономии.

 

Требования к уровню обученности

         В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь: приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

 

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все обучающиеся, оканчивающие 11 класс. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Место предмета

            На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

 

Используемый учебно-методический комплект:

 1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». – М.: Дрофа, 2018.. (номер в ФПУ – 2.3.2.4.1.1)

 

Содержание программы

Предмет астрономии (2 часа)

Что изучает астрономия. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Наблюдения – основа астрономии. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Телескопы. История развития космонавтики.

Практические основы астрономии (5 часов)

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (8 часов)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Природа тел Солнечной системы (7 часов)

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (5 часов)

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд.

Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение и эволюция Вселенной (7 часов)

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Контрольные работы

 

Контрольная работа № 1 по теме «Строение Солнечной системы»

Контрольная работа № 2 по теме: «Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной»

 

 

Тематическое планирование

 

Содержание материала

К.ч

 

Предмет астрономии

2

1-2

Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии

2

 

Практические основы астрономии

5

3-4

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах

2

5-7

Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

3

 

Строение Солнечной системы

8

8-10

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы.

3

11-14

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Открытие и применение закона Всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов

4

15

Контрольная работа № 1

1

 

Природа тел Солнечной системы

7

16-18

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система Земля - Луна. Две группы планет.

3

19-20

Планеты земной группы. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

2

21-22

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты  и кометы). Метеоры болиды, метеориты.

2

 

Солнце и звезды

5

23-24

Солнце, состав и внутреннее строение. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

2

25-27

Физическая природа звезд. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд.

3

 

Строение и эволюция Вселенной

7

28-29

Наша Галактика.

2

30

Другие звездные системы-галактики

2

31-32

Космология начала 20 века. Основы современной космологии

2

33-34

Контрольная работа № 2.

 Одиноки ли мы во Вселенной?

2

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.