12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баун Надежда Александровна217
Учитель высшей категории, стаж работы 30 лет
Россия, Алтайский край, Шипуновский район
1

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Речевой этикет» для 7 класса

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нечунаевская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района Алтайского края

 


 

Принято

педагогическим советом школы

протокол от 29.08.2016 № 1


 

Утверждено

Директор МКОУ «Нечунаевская СОШ»

__________Л.А.Калинина


 

Приказ от 30.08.2016 № 46-3


 


 

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Речевой этикет»

для 7 класса

основного общего образования

на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И.Львова). М.: Мнемозина, 2009.

Составитель: Баун Н.А.

учитель русского языка и литературы

 


 

с. Нечунаево

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нечунаевская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК:

Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И.Львова). М.: Мнемозина, 2009.

С. И. Львова Речевой этикет. М..1996.

А. Мирозоян Мир этикета Энциклопедия Челябинск 2000

Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета - одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Но мнению специалистов, известная сентенция Как живем, так и выражаемся - только половина правды. Вторая ее половина Кик выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распростране­нии научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Рабочая программа полностью соответствует программе автора


 


 

Ожидаемые результаты обучения:

учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;

иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;

знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;

иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;

уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.


 

Содержание учебного курса

Роль речевого этикета в общении (14 ч)

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устные и письменные).

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Культура речевого общения как 1) умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто кому - о чем - где - когда зачем - почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не труд но, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толки и т. д.).

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Основные формулы речевого этикета (20 ч)

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.

Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т.п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные; формулы (Ваше превocxoдительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. д.).

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы ее выражения.

Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернета.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.

Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

Календарно-тематическое планирование


 

Темы занятий

Количество часов

Дата

Роль речевого этикета в общении (14 ч)

1

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устные и письменные).

1

07.09

2

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

1

14.09

3

4

Культура речевого общения как 1) умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

2

21.09

28.09

5

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

1

05.10

6

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

1

12.10

7

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто кому - о чем - где - когда зачем - почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы.

1

19.10

8

9

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

2

26.10

09.11

10

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не труд но, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толки и т. д.).

1

16.11

11

12

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

2

23.11

30.11

13

14

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

2

07.12

14.12

Основные формулы речевого этикета (20 ч)

   

Основные формулы речевого этикета (20 ч)

15

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения

1

21.12

16

17

Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

2

28.12

11.01

18

19

Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т.п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные; формулы (Ваше превocxoдительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству.

Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.

2

18.01

25.01

20

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

1

01.02

21

22

Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. д.).

2

08.02

15.02

23

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы ее выражения.

1

22.02

24

25

26

Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернета.

3

01.03

15.03

22.03

27

28

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.

2

05.04

12.04

29

30

31

Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему..

3

19.04

26.04

03.05

32

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).

1

10.05

33

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

17.05

34

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

1

24.05


 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМММЫ

п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту

1.

         

2.

         

3.

         

4.

         

5.

         


 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.