12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Khasanova Julia77 |
Рабочая программа дисциплины «Основы риторики»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский индустриальный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ НИК
____________ Р.В. Дебелый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ РИТОРИКИ
дополнительное образование
Для специальности
Невинномысск, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии (далее СПО): 23.01.03 « Автомеханик »
Разработчик: Хасанова Ю.А. преподаватель
ГБПОУ «НЕВИННОМЫССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа одобрена методической комиссией
общеобразовательного гуманитарного цикла
Протокол № 1 от 31 августа 2018г.
Содержание
СТР.
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы риторики
-
Область применения программ
в результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения;
- применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, своего восприятия мира, восприятие информации общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно – популярной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные единицы и категории языка;
- современный русский литературный язык как показатель культуры человека;
- значение современного русского литературного языка;
- общие тенденции развития современного русского литературного языка;
-русский язык как государственный, международный, язык межнационального общения;
- богатство и выразительность русского языка;
- о роли языка в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
2.2 Перспективно-тематический план по дисциплине «Основы риторики» 72 часа
|
Раздел |
Тема | Кол. часов | Формы и методы обучения | Наглядные пособия | Внеаудиторная (самостоятельная) работа, домашнее задание |
1-2 | Основные аспекты риторики. | Предмет риторики. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной речи. Основные этапы развития условий, необходимых для общения. | 2 | Урок сообщения нового материала | Печатные пособия | Поиск материала по заданной теме. Подготовить сообщение. |
3-4 | Основные тенденции современного русского языка. Ораторское искусство как социальное политическое явление. Причины появления ораторского искусства. Виды ораторского искусства. | 2 | Урок-презентация | Презентация Методические указания Печатные пособия, карточки | Составить план ответа. Подготовить сообщение по заданному материалу. | |
5-6 | Качества речи. | Правильность, точность, выразительность, уместность, логичность, богатство, нормативность речи. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. |
2 | Урок-семинар | Печатные пособия, карточки | Поиск материала по заданной теме. Разработать карточки с текстами. |
7-8 | Культура и этика общения. | Основы культуры общения. Цели и задачи культуры речи. | 2 | Урок-беседа | Методические указания | Поиск материала по заданному материалу. Подготовить текст. |
9-10 | Общение и его слагаемые. Речевой этикет. Происхождение речевого этикета. | 2 | Урок сообщения нового материала | Методические рекомендации | Подготовить сообщение. | |
11-12 | Воспитательное значение этикета. Значение профессиональной этики. | 2 | Урок-презентация | Презентация Печатные пособия | Составить смысловую схему речи. | |
13-14 | Кодекс речевого поведения делового человека. Этикет как национальное, социальное, психологическое явление. | 2
| Урок- дискуссия | Методические рекомендации | Подготовить краткое выступление, анализ текста. | |
15-16 | Особенности русского речевого этикета. Употребление речевого этикета в повседневном общении. | 2 | Урок сообщения нового материала | Печатные пособия | Составить смысловую схему речи. | |
17-18 | Использование формул речевого этикета. Невербальные средства общения. | 2 | Урок-практикум | Печатные пособия Методические рекомендации | Подготовить презентацию. Знать смысловые модели. | |
19-20 | Фонетика | Фонетические нормы. Акцентологические нормы языка. Нормы ударения и произношения. | 2 | Урок-лекция | Печатные пособия | Анализ текста. Подготовить сообщение. |
21-22 | Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы. | 2 | Комбинированный урок | Печатные пособия | Составить карточки. Подготовить дополнительный материал. | |
23-24 | Лексика | Понятие о лексике. Лексика с точки зрения происхождения. | 2 | Урок-лекция | Печатные пособия | Подготовить связный текст. Анализ текста |
25-26 | Слово. Его лексическое значение. Фразеологизмы. | 2 | Комбинированный урок | Печатные пособия | Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа. | |
27-28 | Использование в тексте форм слова. Употребление заимствованных слов. | 2 | Урок-практикум | Методические пособия | Составить карточки. Дополнительный материал. | |
29-30 | Изобразительно-выразительные свойства языка. Нормы лексики. Лексические ошибки и их исправление. | 2 | Урок-презентация | Презентация Методические рекомендации | Подготовить анализ текста. | |
31-32 | Морфология | Части речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. | 2 | Урок-презентация | Презентация Методические указания | Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа. |
33-34 | Ошибки в формообразовании. | 2 | Комбинированный урок | Методические указания | Анализ текста. Разработать карточки. | |
35-36 | Синтаксис | Нормы синтаксиса. Стилистическое использование синтаксиса. | 2 | Урок сообщения нового материала | Методические пособия | Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа |
37-38 | Приемы синтаксической организации речи. Синтаксические средства речевой выразительности. | 2 | Урок-презентация | Методические рекомендации Презентация | Дополнительный материал. | |
39-40 | Стилистика | Функциональные стили литературного языка. Особенности официально-делового стиля. | 2 | Комбинированный урок | Печатные пособия | Подготовить презентацию. |
41-42 | Сфера использования, языковые признаки официально-делового стиля. | 2 | Урок-лекция | Методические указания Печатные пособия | Поиск материала по заданной теме. Дополнительный материал. | |
43-44 | Деловое общение | Актуальность и значимость делового общения. Психологические аспекты делового общения. | 2 | Урок сообщения нового материала | Методические указания Печатные пособия | Составить план ответа. |
45-46 | Особенности делового общения. Виды делового общения. | 2 | Урок-презентация | Презентация | Подготовить сообщение. | |
47-48 | Оформление деловых бумаг. Составление резюме. Имидж делового человека. Вербальный имидж. | 2 | Практическое занятие | Методические указания | Подготовить сообщение. Составить резюме. | |
49-50 | Коммуникативные барьеры. Визитная карточка в деловой жизни. | 2 | Комбинированный урок | Печатные пособия Методические рекомендации | Подготовить сообщение. Разработать дизайн визитной карточки. | |
51-52 | Риторические навыки и умения | Виды подготовки к публичному выступлению. Трансформация состояния страха в позитивный контекст. | 2 | Урок-презентация | Методические указания Презентация | Подготовить выступление на определенную тему. |
53-54 | Письменная и устная подготовка к выступлению перед деловыми партнерами. Композиция речи, ее основные элементы. | 2 | Урок-лекция | Методические рекомендации Печатные пособия | Написать тезисы выступления. | |
55-56 | План речи. Недостатки композиции. Алгоритм публичного выступления. | 2 | Урок сообщения нового материала. | Печатные пособия Методические рекомендации | Составить опорную схему Подготовить план речи. | |
57-58 | Приемы эффективного общения с аудиторией. Методики убедительной презентации собственных идей. | 2 | Комбинированный урок | Методические рекомендации Печатные пособия | Составить алгоритм публичного выступления. | |
59-60 | Методы убедительной аргументации. Технология работы с возражениями. | 2 | Урок сообщения нового материала | Печатные пособия Методические указания | Подготовить сообщение. | |
61-62 | Полемическое мастерство | Деловая беседа. Характеристика и классификация споров. | 2 | Урок сообщения нового материала | Печатные пособия | Поиск материала по заданной теме. Составить план беседы. |
63-64 | Деловой конфликт. Культура делового спора. Доводы, приемы, уловки в споре. | 2 | Урок- лекция | Печатные пособия и методические указания | Подготовить сообщение по заданной теме. Разработать карточки с классификацией споров. | |
65-66 | Доказывание и убеждение. Импровизация и метафорические техники деловых споров. | 2 | Урок сообщения нового материала | Печатные пособия | Подготовить вопросы по заданной теме. Подготовить презентацию | |
67-68 | Полемические приемы. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. | 2 | Урок-лекция | Методические рекомендации Печатные пособия | Подготовить тему для делового спора. Разработать опорную схему. | |
69-70 | Профессиональная этика делового человека. | 2 | Урок повторения и закрепления пройденного материала | Печатные пособия, таблицы | Повторить пройденный материал. | |
71-72 | Заключение | Особенности развития риторики 21 века. | 2 | Обобщающий урок | Печатные пособия |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
русского языка, литературы и основ риторики.
Оборудование учебного кабинета:
-комплект таблиц, стендов;
- методические указания для выполнения практических заданий;
-наглядные пособия по темам.
Технические средства обучения: АРМ преподавателя; мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер); лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д : Феникс, 2016
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 2016
Введенская М. А Культура речи.- Ростов-на-Дону, 2015
Введенская М.А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи Ростов-на-Дону, 2015
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2017
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2016
Греков В.Ф., Крючков, Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2015
Дополнительные источники:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).
Орфографический словарь русского языка (любое издание).
Орфоэпический словарь русского языка (любое издание).
Розенталь Д.Э. практическая стилистика русского языка. – М., 2017.
Словарь иностранных слов (любое издание).
Словарь ударений для работников радио и телевидения (любое издание).
Словообразовательный словарь русского языка (любое издание).
Словарь литературоведческих терминов (любое издание).
Фразеологический словарь русского языка (любое издание).
Этимологический словарь русского языка. (любое издание).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
Опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
| Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Фонетика», «Лексические ошибки и их исправление», «Самостоятельные части речи», «Ошибки в формообразовании», «Виды предложений. Правильность письменной речи». |
Различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения. | Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Изобразительно – выразительные свойства языка», «Составление плана речи по заданной теме», «Контакт с аудиторией». |
Применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, своего восприятия мира, восприятие информации общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно – популярной литературы. | Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Речевой этикет», «Характеристика функциональных стилей русского языка». |
знать: | |
Современный русский литературный язык как показатель культуры человека. | Оценка результатов творческой работы. |
Значение современного русского литературного языка. | Анализ результатов выполнения учебных и творческих заданий. |
Общие тенденции развития современного русского литературного языка. | Оценка и анализ ответов при устном опросе. Анализ и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся. |
Основные единицы и категории русского языка. | Проведение и оценка результатов фронтальных опросов, учебных и творческих заданий. |
Нормы употребления единиц речи. | Оценка ответов, выступлений на занятиях. Анализ результатов выполнения творческих заданий. |
Богатство и выразительность русского языка. | Оценка результатов творческой работы по темам: «Рассуждение», «Повествование», «Описание». |