12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Янчук Марина Владимировна124 Россия, Волгоградская обл., Волгоград Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5 -6 лет
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»
Согласовано: На педагогическом совете МОУ Детский сад № 254 Протокол №__ от «__» _________ 2016г | Утверждаю: Приказ № ______ от «__» _________ 2015г. Заведующий МОУ Детский сад № 254 ____________ /Н. А. Манина/ |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Умелые ручки»
для детей 5 -6 лет
срок реализации 1 год
Составлена воспитателем
группы № 7
Янчук Мариной Владимировной
Волгоград, 2016г.
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).
Учитывая, что все дети посещающие данную группу имеют ЗПР, то считаю приоритетной задачу развития активной речи детей, через тренировку мелкой моторики в рамках программы дополнительного образования «Умелые ручки», в которую включены продуктивные виды деятельности по пластилинографии, аппликации и оригами.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
«Аппликация» в переводе означает прикладывание, это создание рисунка путем приклеивания к основе кусочков бумаги. Специфика этих занятий позволяет получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.
Оригами – различные приемы и способы действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.).
Педагогической целесообразностью программы «Умелые ручки» является интеграция предметных областей знаний. Темы непосредственной образовательной деятельности тесно переплетаются с жизнью детей с опорой на тематический план логопедических занятий.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны, воспитываются тактильные и термические чувства пальцев.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, в ходе выполнения оригами и аппликации позволяют узнать её свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом).
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка средствами ручного труда.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 5-6 лет. Для успешного освоения программы оптимальная численность детей не должна превышать 7 человек. Образовательная деятельность проводится 2 раза в месяц, с октября по май, по 25 минут.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество организованных образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса | ||||
диагностические | практические | ||||||
2 | 60 | 2 | 25 минут | подгрупповая и индивидуальная работа. |
Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: пластилин, бумага и бросовый материал, стека, ножницы, кисточка, клей, салфетки (бумажная, тканевая), клеёнка для аппликационных работ, доска для лепки, технические средства, ИКТ.
Принципы построения и реализации программы:
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
Принцип развивающего характера художественного образования;
Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Методы работы:
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
Метод разнообразной художественной практики.
Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Метод игровых, творческих ситуаций.
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Предполагаемый результат:
Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
Дети научатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь у ребенка разовьётся умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности и бумагой как художественного способа конструирования.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение открытых занятий.
Формы подведения итогов реализации программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
Мониторинг развития.
Качественная характеристика и показатель уровня сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
№ | Уровень развития | Качественная характеристика уровней | Показатель уровня |
1 | Высокий | Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени. | I от 80 до 60 баллов |
2 | Средний | Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого. | II от 59 до 35 баллов |
3 | Низкий | Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое. Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого. | III от 34 до 0 баллов |
Методика проведения мониторинга.
№ | Упражнение | Результат |
1 | Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1- обе руки вверх, 2- правая рука вверх, левая - на пояс, 3 – обе руки вперед, 4 – обе руки вниз. 1 – левая рука в сторону, 2 – обе руки на пояс, 3 –правая рука в сторону, левая – за спину, 4 – обе руки вниз. | «высокий» - результат достигнут с 1 раза. (8-10 бала). «средний» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа.(5-7 бала). «низкий» - результат, достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен. (1-4 бала). |
2 | Повторять движения за исключением одного, «запретного» (руки на плечи). | «высокий» - «запрет» не нарушается ребенком (8-10 бала). «средний» - «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. «низкий» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции. |
3 | "Шофер". На столе раскладываются мелкие предметы на расстоянии 5-7 см друг от друга. Ребенок, передвигая фишку одним пальцем, должен «объехать» все препятствия, ничего не задев. | «высокий» - ребенок выполнил задание самостоятельно, не ошибаясь. (8 – 10 бала). «средний» - ребенок задевает предметы. (7-5 бала). «низкий» - ребенок задевает все предметы, темп замедлен. (4 -1 бала). |
4 | "Шнуровка". Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре, в определённой последовательности сделаны отверстия. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующее задание: протянуть нитку в каждое отверстие, начиная с верхнего правого угла. | «высокий» - ребенок выполнил задание самостоятельно. Темп ускорен. (8-10 бала) «средний» - результат, достигнут со 2 раза. (7 – 5 бала). «низкий» - результат, достигнут с 3 раза после дополнительного повторения инструкции и дополнительного показа. (4-1 бала). |
5 | "Разорви лист по линиям". Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его точно по линиям, двумя руками, пальцы правой и левой руки работают одновременно | «высокий» - ребенок выполнил все задания, не прибегая к помощи взрослого. (8-10 бала). «средний» - у ребенка пальцы правой и левой руки работают не одновременно. (7-5 бала). «низкий» - результат, достигнут co 2-3 раза после дополнительного показа. Темп замедлен. У ребенка пальцы правой и левой руки работают не одновременно. (4-1 бала). |
6 | "Перебираем крупу". Необходимы две пустые коробки и одна с крупными и мелкими бусинами. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части. | «высокий» - ребенок разделил смесь на две части, не прибегая к помощи взрослого. (8-10 бала). «средний» - ребенок не полностью разделил смесь. (7-5 бала). «низкий» - ребенок не справился с заданием. Не разделил смесь на две части. Темп замедлен. (4-1 бала). |
7 | «Попади в цель». На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой. | «высокий» - ребенок справился с заданием самостоятельно. Закинул шарик в корзину. (8-10 бала). «средний» - ребенок не точно попадает в корзину. (7-5 бала). «низкий» - ребенок не попал в корзину. Бросает шары только одной рукой. Темп замедлен. (4-1 бала). |
8 | Работа с карандашом. - Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки. - Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки. - Вращение карандаша ладонями обеих рук. - Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.). | «высокий» - ребенок выполнил все задания. Правильно держит карандаш. (8-10). «средний» - ребенок неправильно держит карандаш. (5-7 бала). «низкий» - ребенок не умеет правильно держать карандаш. Движения не точны. Темп выполнения замедлен. Результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа. (4 -1 бала). |
Сводная таблица мониторинга развития мелкой моторики у детей с ЗПР.
№ п/п | Упражнения | Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||||
о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | |||||||||||||
1. | Серия движений | |||||||||||||||||||||||
2. | «Запретное движение» | |||||||||||||||||||||||
3. | «Шофер» | |||||||||||||||||||||||
4. | "Шнуровка". | |||||||||||||||||||||||
5. | "Разорви лист по линиям". | |||||||||||||||||||||||
6. | "Перебираем крупу". | |||||||||||||||||||||||
7. | «Попади в цель». | |||||||||||||||||||||||
8. | Работа с карандашом. | |||||||||||||||||||||||
Итоговый балл/ показатель развития |
* о – мониторинг в октябре, м – мониторинг в мае
Показатели развития.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | ||||||||||||
о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | ||||||
Календарно-тематический план
Месяц | Неделя | Вид работы | Тема | Цель/ задачи | Кол-во часов | |
октябрь | I № 1,2 | МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ | 1 | |||
Конструирование из бумаги | «Волшебные превращения бумажного квадрата». | Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. | 1 | |||
II № 3,4 | Аппликация | Вводное занятие, техника безопасности. | Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой. | 1 | ||
Пластилино-графия | "Грибы, грибочки выросли в лесочке". | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму | 1 | |||
III № 5,6
| Конструирование из бумаги | «Грибок». | Учить работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | 1 | ||
Аппликация | «Ежик» | Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. | 1 | |||
IV № 7,8 | Пластилино-графия | «Гусеница на листочке» | Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом); закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук; закреплять навыки аккуратной работы с пластилином; активизировать речь. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | Ёжик | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. | 1 | |||
ноябрь | I № 9,10 | Аппликация | «Грузовик везет урожай овощей и фруктов» (коллективная работа) | Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами; радоваться результатам коллективной деятельности | 1 | |
Пластилино-графия | «Яблоки поспели». | Вызвать у детей желание делать лепные картины. Продолжать работу над техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции | 1 | |||
II № 11,12 | Конструирование из бумаги |
|
| 1 | ||
Аппликация | «Полосатый коврик». | Учить работать ножницами, сжимать и разжимать кольца, нарезать полоски из прямоугольного листа бумаги, подбирать гармоничные цветовые оттенки, чередовать полоски разного цвета; составлять коллективную композицию. | 1 | |||
III № 13,14 | Пластилино-графия | «Дождь – проказник». | Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета. Обрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | «Хлопушка». | Учить делать игрушку на основе прямоугольника, складывать его пополам; тренировать в аккуратном и последовательном выполнении работы по схеме. | 1 | |||
IV № 15,16 | Аппликация | «Цыпленок». | Продолжать учить детей работать с бумагой, создавая объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка. | 1 | ||
Пластилино-графия | "Гроздь винограда". | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы | 1 | |||
декабрь | I № 17,18 | Конструирование из бумаги | «Снежинка». | Учить детей вырезать полоски из бумаги; складывать их гармошкой, соединять, развивать чувство композиции. | 1 | |
Аппликация | «Снеговик». | Тренировать в умении вырезать круги разного размера; учить выполнять аппликацию в определенной последовательности; развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость. | 1 | |||
II № 19,20 | Пластилино-графия | «Ёлочка». | Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | «Шапка Деда Мороза». | Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать волшебство новогоднего праздника. | 1 | |||
III № 21,22 | Аппликация | «Варежки для Снегурочки». | Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество | 1 | ||
Пластилино-графия | «Елочные шары на ветке». | Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков. | 1 | |||
IV № 23,24 | Конструирование из бумаги | Ёлочка
| Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | 1 | ||
Аппликация | «Конфетка». | Учить нарезать квадраты путем складывания полосы в несколько раз, разрезать их по диагонали на два равных треугольника: активизировать понятия “вертикально”, “горизонтально”. | 1 | |||
январь | I № 25.26 | Пластилино-графия | «Кудряшки для овечки» | Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки; закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом; развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь (овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка). | 1 | |
Конструирование из бумаги | «Мышка» | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. | 1 | |||
II № 27.28 | Аппликация | «Белочка». | Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца. | 1 | ||
Пластилино-графия | «Веселый клоун». | учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. | 1 | |||
III № 29.30 | Конструирование из бумаги | Колобок . | Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками | 1 | ||
Аппликация | «Строим дом». | Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности; упражнять в умении аккуратно наклеивать готовые формы; развивать эстетические чувства. | 1 | |||
IV 31,32 | Пластилино-графия | «Снежинка». | Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок. Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | «Зайчик» | Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. | 1 | |||
февраль | I № 33,34 | Аппликация | «Цветные мячики». | Учить вырезать круги из квадратов, срезая углы, разрезать получившиеся круги на полукруги, составлять круг из полукругов разного цвета, аккуратно работать с клеем и бумагой; развивать эстетическое восприятие. | 1 | |
Пластилино-графия | "Яблоки на тарелочке" | Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие. | 1 | |||
II № 35,36 | Конструирование из бумаги | «Самолетик». | Продолжить учить делать игрушку на основе прямоугольника, дополнять ее способом аппликации, активизировать понятие “симметрия”. | 1 | ||
Аппликация | «Подарок для Мурки». | Закрепить приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник). Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур, Учить детей нетрадиционным способам: сжатие, скручивание бумаги. | 1 | |||
III № 37,38 | Пластилино-графия | «Самолет летит». | Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | «Солдатская пилотка». | Продолжать учить складывать из бумаги, проглаживать все сгибы. Принести детям радость от примерки пилоток. | 1 | |||
IV № 39,40 | Аппликация | «Машина». | Закреплять умение складывать машину из геометрических форм и знакомых предметов. Развивать воображение, чувство ритма и цвета. | 1 | ||
Пластилино-графия | «Зимующие птицы. Снегири». | Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. | 1 | |||
март | I № 41,42 | Конструирование из бумаги | «Кошка». | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | 1 | |
Аппликация | «Сумочка». | Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. | 1 | |||
II № 43,44 | Пластилино-графия | «Весна. Душистая мимоза». | Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | «Сова». | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращаться в исходное положение. Делать надрезы по линии сгиба. Сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. | 1 | |||
III № 45,46 | Аппликация | «Натюрморт». | Совершенствовать технику вырезания по контуру (фруктов и ягод, вазы для фруктов). Подвести детей к пониманию, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов, форм. Формировать аппликативные умения детей. Развивать творчество детей. | 1 | ||
Пластилино-графия | «Перелётные птицы. Лебеди». | Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. | 1 | |||
IV № 47,48 | Конструирование из бумаги | «Лиса» | Продолжать учить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой | 1 | ||
Аппликация | «Овечки». | Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. | 1 | |||
апрель | I № 49,50 | Пластилино-графия | «Пароход».
| Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. | 1 | |
Конструирование из бумаги | «Волк» | Продолжать учить детей сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков к верху наискосок. Закрепить умение приклеить голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. | 1 | |||
II № 51,52 | Аппликация | «Космический корабль летит к звездам». | Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил | 1 | ||
Пластилино-графия | «Звездное небо».
| Учить детей передавать образ звездного неба посредствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие. | 1 | |||
III № 53,54 | Конструирование из бумаги | «Ракета». | Учить складывать заготовку, используя разные знакомые детали базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить соединять детали накладывая друг на друга соединяя стороны. | 1 | ||
Аппликация | «Белочка». | Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца. | 1 | |||
IV № 55,56 | Пластилино-графия | «Насекомые. Божья коровка». | Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. | 1 | ||
Конструирование из бумаги | «Медведь» | Учить детей перегибать косынку пополам, понимать , что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадрата разной величины. Воспитывать и развивать способности контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. | 1 | |||
май | I № 57,58 | Аппликация | «Гвоздики» | Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники | 1 | |
Пластилино-графия | «Подсолнух». | Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха. Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. | 1 | |||
II № 59,60 | Конструирование из бумаги | «Фигурка голубя». | Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | 1 | ||
Аппликация | «Бабочка». | Продолжать учить вырезать круг, сворачивать его на две равные части, разрезать по линии сгиба на два полукруга; дорисовывать недостающие элементы аппликации; развивать художественный вкус; воспитывать любовь к природе. | 1 | |||
III № 61,62 | Пластилино-графия | «Ландыши». | Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета). | 1 | ||
Конструирование из бумаги | Курочка | Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. | 1 | |||
IV № 63,64 | Пластилино-графия | «Мышка норушка и золотое яичко» | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Развивать сюжетно-игровой замысел. | 1 | ||
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | 1 | |||||
ИТОГО: | 64 |
Список литературы
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. Издательство: Линка-Пресс, 2010
Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Издательство: Просвещение, 1998
И.А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.