12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ляшко Оксана Николаевна47
2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ» ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 имени Сергея Ивановича Холодова

муниципального образования Щербиновский район

станица Новощербиновская


УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

протокол от 30.08.2022 года № 1

председатель педсовета

____________ Е.М. Пидварко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



Уровень образования – основное общее, 7 класс

Количество часов – 17 часов

Учитель: Ляшко О.Н.


Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, с учетом примерной программы воспитания, в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования».
















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Учимся работать с текстом»


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021

47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.

Цели курса

- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи

- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

- углубления базовых знаний по теории текста;

- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия, экскурсия, онлайн занятие, мозговой штурм, круглый стол, написание эссе.

Формы организации деятельности учащихся индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 17 часов в течение учебного года (1 раз в неделю).

Возможный вариант в течение полугодия (1 раза в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).




















Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

- формирование активной жизненной позиции;

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

- элементарными навыками работы с книгой;

- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий /аналитический);

- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

- находить основные текстовые и вне текстовые компоненты не сплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты не сплошных текстах);

- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно- следственные и логические связи, делать выводы;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- прогнозировать содержание текста;

- находить скрытую информацию в тексте;

- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения

в тексте;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ»

Тема 1. Могу ли я читать?

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

От скорости чтения к пониманию смысла.

Анализ затруднений, связанных с пониманием текста. Планирование совместной работы с целью повышения результативности процесса чтения.

Беседа. Важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д.?

( Пересказ; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.).

Умение читать?

Умение читать – это желание читать.

Умение читать – это искусство воображать.

Умение читать это искусство СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте.

Умение читать это искусство чувствовать язык и стиль.

Умение читать это искусство создавать свою персональную библиотеку как зеркало своей личности.

Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее и т.д.).

Тема 2. Удивительный мир книг. Библиотечный урок

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Чтение — это всегда процесс принятия решения: зачем читать? что читать? как читать? Ответ на вопрос “зачем читать?” определяется конкретными жизненными обстоятельствами. Всемирная организация здравоохранения, включив грамотность том числе умение читать и писать) в число двенадцати наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации, тем самым утверждает, что читать нужно, чтобы полноценно жить: познавать, получать образование, общаться, решать сложные жизненные проблемы, переживать различные психологические состояния, радоваться, сопереживать, удивляться. Ответ на вопрос “что читать?” зависит от решения первого вопроса и от доступного для читателя “поля” чтения; от знания об информационных ресурсах и навыков эффективного поиска; но в любом случае читатель имеет дело с текстом.

Чтение многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть:

рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов — мышления, памяти, воображения, воли, чувств);

функциональным и эстетическим (по целям);

репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации);

деловым и досуговым (по мотивам);

быстрым и медленным (по скорости).

Ориентировочное (ознакомительное) чтение позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное. Оно используется либо для отбора текстов (книг, статей, файлов) для последующего более углублённого аналитического (изучающего) чтения, либо как его первый этап.

Каждый из элементов структуры текста влияет на решение о чтении или не чтении, о характере чтения частичном илиполном

Просмотровое (поисковое) чтение, или сканирование, позволяет “пробегать” текст, получая общее о нём представление. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами абзацами, страницами; выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факта. Такое чтение даёт представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности текста. Оно позволяет предвидеть развитие темы, понять основные линии поведения персонажей или аргументацию автора, уяснить цели работы с текстом. Ему отводится ведущая роль при экранном и функциональном чтении. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы.

Практикум 1. Определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.

Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

- прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

- прочитайте аннотацию;

- обратите внимание на условные обозначения;

- выделите заголовки и рубрики;

- представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;

- просмотрите первую и последнюю страницы.

Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Практикум: практическое освоение приёмов ознакомительного чтения с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

- прочитайте, кто автор текста;

- прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;

- бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;

- поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?

- найдите в тексте … (конкретную информацию)

Беседа:

- Какие книги вы любите? Научно-фантастические, приключенческие, мистику, научно-популярные, художественные?

- Какие авторы вам нравятся? Ищите другие книги авторов, которые понравились вам ранее. Скорее всего, у них есть еще издания, которые могут вас заинтересовать.

- Книги какой направленности вас интересуют?

- Есть ли книги в определенных издательских циклах, которые вам хотелось бы прочитать?

- Что вам интересно? Используйте ваше хобби, как "ключевое слово", при поиске в библиотечном каталоге

Тема 3. Виды чтения. Просмотровое чтение.

Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории, географии или научно- популярного текста, тема которого частично знакома учащимся:

Работа с текстом. Написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

- V Знакомая информация

- + Новая информация

- Я думал (думала) иначе?

- Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Ответить на вопросы:

Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Постановка цели чтения включает в себя приобретение навыков:

- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

- распознавания иерархии смыслов в рамках текста основная идея, тема и ее составляющие;

- собственное понимание процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Тема 4. Изучающее чтение

Формируются навыки выделения смысловых частей читаемого текста, прогнозирования содержания и смысла последующих частей текста. Опираясь на прочитанное, учащиеся выделяют ключевые слова, выявляют детали, а также подтекстовую информацию, содержащуюся в тексте, определяют принадлежность текста к конкретному функциональному стилю, составляют вопросы проблемного характера. На заключительном этапе составляют комментарии.

Тема 5. Тема текста

Признаки текста: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);

- ограниченность (текст имеет начало и конец);

- членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны);

- цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены);

- смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности);

- информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора).

Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

ПРАКТИКУМ.

Доказать, что перед нами текст (найти признаки текста). Определить, о чём текст.

Тема 6. Роль заголовка

«Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия- загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,

«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

- Географические последствия землетрясений (отражает тему);

- Осень любимое время года (отражает главную мысль);

- Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);

- Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках

(отражает результат);

- Золотые пески Египта (рекламная функция);

- А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

- Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету

Тема 7. Эпиграф

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать

роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Беседа «Как подобрать заголовок?»:

- содержательный анализ текста, определение темы и главной мысли;

- выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

- подбор заглавий, характеризующих тему;

- характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;

- указывающих на событие, время, действующее лицо;

- заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

- выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

- анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников /учебника литературы) и подбор эпиграфа


Тема 8. Диагностическая работа «Комплексный анализ текста»

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

Тема 9. Великие помощники- словари

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет- ресурсов.

Тема 10. Главная мысль текста

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Определение основной мысли текста. Разные способы формулирования основной мысли.

Тема 11. Аналитическое чтение.

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.

Аналитическое (изучающее) чтение это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем); выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация). Построение различных видов пересказа.

Тема 12-13 Что такое не сплошной текст? Трудности не сплошного текста.

В основе работы с текстами не сплошного типа аналитико- синтетическая деятельность. Чтение не сплошных текстов требует определенных навыков:

- различать сплошные и не сплошные тексты, определять вид не сплошного текста.

- читать не сплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её).

- переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в не сплошной и наоборот). К не сплошным текстам относят:

- графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;

- различные планы (помещения, местности, сооружения);

- входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).

Работа с текстом:

- как называется текст?

- в какой форме представлен текст?

- какая информация представлена в тексте?

- в каких единицах измеряются данные?

- какую закономерность (закономерности) данных вы наблюдаете?

- предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

- есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

- какое практическое значение имеют эти данные?

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» использованием материала учебников по разным предметам).

Тема 14. Художественное чтение.

Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, учебных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Именно художественную литературу «читают», о познавательной говорят: «работа с текстом». При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст. Воображение помогает нарисовать внешний облик героя, детализировать его психологический образ, мир мыслей, чувств и переживаний, создать собственные неповторимые образы.

Практикум. «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание) продолжений.

Тема 15. Идея текста

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Командная игра «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.

Тема 16. Диагностическая работа «Комплексный анализ текста»

Диагностическая работа может быть построена на основе электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности fg.resh.edu.ru


Тема 17. Читаю, понимаю, анализирую. Подведение итогов

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Характеристика учебной деятельности

1

Могу ли я читать?

Знакомство с технологией сбора и анализа информации. На основе индивидуальных текстов ребята определяют цель чтения в форме вопросов, затем осуществляется чтение и анализ текста.

2

«Удивительный мир книг». Библиотечный урок.

Рассматриваются особенности ознакомительного чтения. Проводится практикум, способствующий освоению приёмов просмотрового чтения незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения с целью обнаружить нужную информацию.

3

Виды чтения. Просмотровое чтение.

Уч-ся знакомятся с определением просмотрового чтения и отрабатывают навык этого вида деятельности. Анализируют заголовок, прогнозируют тему, просматривают рисунки и выделения в тексте, читают бегло текст, знакомятся с оглавлением. Ученики мысленно фиксируют те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы. Учащиеся читают текст по абзацам. Выделяют важную информацию, определяют главное место в процессе чтения текста

4

Изучающее чтение

Опираясь на прочитанное, учащиеся выделяют ключевые слова, выявляют детали, а также подтекстовую информацию, содержащуюся в тексте, определяют принадлежность текста к конкретному функциональному стилю, составляют вопросы проблемного характера. На заключительном этапе составляют комментарии.

5

Тема текста

Учащиеся выделяют микротемы каждого абзаца, формулируют их в виде фразы и вопроса. Анализируют тексты, находят в них признаки текста, определяют, о чём текст.

6

Роль заголовка

Учащиеся составляют план текста, сопоставляют прогноз с содержанием текста (может быть предложен параграф из какого-либо учебника).

7

Роль эпиграфа

Подбирают эпиграфы к тестам на основе пословиц, участвуют в игре на соотнесение эпиграфов с текстами.

8

Диагностическая работа «Комплексный анализ текста»

Учащиеся выполняют тестовую работу, проверяющую умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, затем участвуют в совместной проверке результатов.

9

Великие помощники-словари

проводится презентация различных видов словарей (после предварительной домашней подготовки ученики представляют словари). Проводится игра «Знаю ли я словарь?» Ребята отрабатывают навык работы с различными словарями, составляют словарные статьи.

10

Главная мысль текста

Учащиеся определяют основную мысль, применяя технологии поискового чтения

11

Аналитическое чтение

Отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют вопросы, сжимают информацию, выделяют основную и второстепенную мысли, формулируют микротемы, дают оценку прочитанного, строят различных видов пересказа, выражают собственное мнение в различных жанрах.

12

Что такое не сплошной текст?

Знакомятся с видами не сплошных текстов, учатся воспринимать текст и интерпретировать его информацию

13

Трудности не сплошного текста

Участвуют в тренинге «Учимся читать таблицы, схемы, диаграммы» (с использованием учебников по разным предметам».

14

Художественное чтение-эмоциональное чтение

Учащиеся анализируют художественные тексты, отрабатывают навык эмоционального чтения, выполняют творческое задание «Остановись и продолжи» (сочиняют продолжение прерванного текста).

15

Идея текста

На основе предложенных текстов определяют тему и идею текстов различных типов и стилей.

16

Диагностическая работа «Комплексный анализ текста

Выполняют работу, составленную на основе электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности fg.resh.edu.ru

17

Читаю, понимаю, анализирую. Итоги года

Составление памятки «Учись читать», «Внимательному читателю»








Литература для учащихся


Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Литература для учителя

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003.

5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2- е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. М.: Форум, 2015.

9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы

1.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

3. Библиотека http://lib.ru

4. Википедия https://ru.wikipedia.org

5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school- collection.edu.ru



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.