12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Alevtina56 Материал размещён в группе «Проф.тех.образование» |
Рабочая программа ОП.04 Электротехника
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ «АТК»
_________________ Т.И. Бражник
«_____» ______________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Уссурийск, 2023 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров п/о «_____»________________20___ г. Председатель ЦМК ______________ В.И. Вешамирская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР ____________Г.В. Чернецкая |
| |
| |
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Разработчик:
Чулкова А.Н., преподаватель КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 09.12.2016 № 1581, Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ «Профессионалитет», разработанных ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ | 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Электротехника
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04 Электротехника является обязательной частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Код умений | Умения | Код знаний | Знания |
ПК 1.2 | У 1.2.02 | пользоваться измерительными приборами | З 1.2.01 | меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами |
ПК 2.2 | У 2.2.02 | измерять параметры электрических цепей автомобилей | З 2.2.01 | назначение и принцип действия контрольно- измерительных приборов и стендов |
| | З 2.2.02 | устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем | |
ПК 3.2 | У 3.2.02 | соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами | З 3.2.01 | устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей |
ОК 01 | Уо 01.02 | анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части | Зо 01.03 | алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях |
Уо 01.04 | выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | Зо 01.06 | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | |
Уо 01.09 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | | | |
ОК 02 | Уо 02.02 | определять необходимые источники информации | Зо 02.03 | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
Уо 02.03 | планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию | Зо 02.04 | порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств | |
Уо 02.04 | выделять наиболее значимое в перечне информации | | | |
ОК 03 | Уо 03.02 | применять современную научную профессиональную терминологию | Зо 03.02 | современная научная и профессиональная терминология |
ОК 04 | Уо 04.01 | организовывать работу коллектива и команды | Зо 04.02 | основы проектной деятельности |
Уо 04.02 | взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | | | |
ОК 07 | Уо 07.01 | соблюдать нормы экологической безопасности | Зо 07.04 | принципы бережливого производства |
ОК 09 | Уо 09.01 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы | Зо 09.03 | лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 16 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 16 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 16 |
самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация | дифференцированный зачет (3 семестр) |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | Код Н/У/З | |
1 | 2 | 3 | 4 | | |
Раздел 1. Электротехника | 32(16то+16пз) | | | ||
Тема 1.1. Электробезопасность | Содержание | | | | |
1. Действие электрического тока на организм, основные причины поражения электрическим током, назначение и роль защитного заземления | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 | З 3.2.01 З 2.2.01 У 3.2.02 Уо 03.02 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | ||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание | | | | |
1. Условные обозначения, применяемые в электрических схемах; определения электрической цепи, участков и элементов цепи, ЭДС, напряжения, электрического сопротивления, проводимости. Силы электрического тока, направления, единицы измерения. Закон Ома для участка и полной цепи, формулы, формулировки. Законы Кирхгофа | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 | З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | | | | ||
Решение задач с использованием законов Ома | 2 | | | ||
Решение задач с использованием законов Кирхгофа | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | ||
Тема 1.3. Магнитное поле | Содержание | | | | |
1. Магнитные материалы. Применение ферромагнитных материалов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 | З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | ||
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока | Содержание | | | | |
1. Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома для этих цепей. Резонанс напряжений. Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его повышения | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 | З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | | | | ||
Изучение характеристик последовательного соединения активного сопротивления, емкости и индуктивности | 2 | | | ||
Изучение характеристик параллельного соединения катушки индуктивности и конденсатора» | 2 | | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | ||
Тема 1.5. Электроизмерительные приборы | Содержание | | | | |
1. Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение электрического сопротивления постоянному току. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 | З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | | | ||
Решение задач «Определение точности измерительных приборов» на основе теории определения точности измерительных приборов | 2 | | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | ||
Тема 1.6. Электротехнические устройства | Содержание | | | | |
1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трансформаторы сварочные, измерительные, автотрансформаторы | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2., ПК 3.2. ОК 01- ОК 04, ОК 07, ОК 09 | З 2.2.04 Зо 01.02 Зо 03.02 Уо 01.02 Уо 01.04 Уо 03.02 У 2.2.02 | ||
2. Устройство и принцип действия машин постоянного тока, машин переменного тока | 2 | ||||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | | | | ||
Решение задач по теме: «Трансформаторы» | 2 | | | ||
Решение задач по теме: «Машины переменного тока»» | 2 | | | ||
Решение задач по теме: «Машины постоянного тока» | 2 | | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | | | ||
Всего: | 32 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет физики.
Оснащение кабинета физики:
№ | Наименование оборудования | Техническое описание |
I Специализированная мебель и системы хранения | ||
Основное оборудование | ||
1. | Шкаф книжный | Стандартное |
2. | Стол преподавателя | Стандартное |
3. | Стол ученический | Стандартное |
4. | Стул ученический | Стандартное |
5. | Доска магнитно-маркерная | Стандартное |
II Технические средства | ||
Основное оборудование | ||
1. | Ноутбук с лицензионным программным обеспечением (рабочее место преподавателя) | OC Windows, Chrome, MS Office, PDFReader |
2. | Интерактивная панель | По технической документации |
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия | ||
Основное оборудование | ||
1. | Электронные плакаты по электротехнике | Стандартное |
2. | Измерительные приборы (амперметры, вольтметры) | |
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник/ Ю.Г. Синдеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Ярочкина Г.В. Электротехника. [Электронный ресурс]: учебник / Г.В. Ярочкина. - 4 – е изд., М.: Академия, 2020. - 456 с. Текст электронный// Академия: электронно-библиотечная система. - https://academia –
Ярочкина Г. В. Электротехника. [Электронный ресурс]: ЭУМК / Ярочкина Г.В.- М.: Академия, 2020
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
Бондарь И.М. Электротехника и основы электроники в примерах и задачах / И.М. Бондарь. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 388 с. — ISBN 978-5-507-45477-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. - М.: «Академия», 2016.
Иванов И.И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
Козлова И.С. Основы электротехники: учебное пособие для СПО / И.С. Козлова. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1896-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87079
Лихачев В.Л. Электротехника: практическое пособие / В.Л. Лихачев. — Москва: СОЛОН-Пресс, 2019. — 608 c. — ISBN 978-5-91359-175-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/90388
Правила выполнения электрических схем – ГОСТ 2.702-2011
Электронная электротехническая библиотека,
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
знать: методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей; компоненты автомобильных электронных устройств; методы электрических измерений; устройства и принципы действия электрических машин | Демонстрировать знания основных методов расчета и измерения параметров электрических, магнитных и электронных цепей; номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств; методов электрических измерений; устройства и принципов действия электрических машин | Тестирование |
уметь: пользоваться электроизмерительными приборами; производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля; производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем | Производить измерения с целью проверки состояния электронных и электрических элементов автомобиля с применением электроизмерительных приборов. Осуществлять подбор элементов электрических и электронных схем в соответствии с заданными параметрами. | Оценка результатов выполнения практической работы. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы. |
Разработчик А.Н. Чулкова
5